Дмитрий Писарев утверждал: «В воспитании все дело в том, кто воспитатель». Когда речь заходит о таком многоемком понятии, как воспитанность, мне почему-то на ум приходят именно эти слова. И еще воспоминание. Об одном педагоге. Она преподавала у нас алгебру и геометрию. Валентине Павловне было уже ближе к пятидесяти, и она, единственная из учителей, не носила брюк.
Старомодные манжеты и воротнички ее всегда сияли безукоризненной чистотой и, кашляя, а кашляла она часто и надсадно, поскольку была блокадным ребенком, она прижимала ко рту платочек сахарной белизны. Валентина Павловна, даже сердясь, не повышала голос, и, что более всего изумляло нас, девочек-подростков, предоставленных самим себе, разговаривая с кем-то, неизменно вставала со стула. Как сейчас пояснили бы психологи, чтобы ее глаза и глаза собеседника оставались на одном уровне. Валентина Павловна никогда никому не объясняла, из каких слагаемых складывается воспитанность, она просто являла собой ее пример.
Я слышала разные мнения от разных директоров школ на тему, какие важные поведенческие навыки должны закладываться в ребенке. Но, в сущности, как заметила директор негосударственной школы «Альма-матер» Татьяна Щур, объединив многочисленные отзывы, нить для таких бусинок, как деликатность, вежливость, внимание, составляет уважение к окружающим. Уважая другого, мы снимаем шляпу, здороваемся, вынимаем руки из карманов, встаем. Воспитанность – это вообще общечеловеческое понятие.
– Я была в американской школе и наблюдала урок в одном классе, – рассказывает Татьяна Аяновна. – Половина детей была занята делом, половина ничего не делала. Но та половина, что ничего не делала, сидела молча, и никто никому не мешал. Это и есть пример уважительного отношения друг к другу. И пример свободы, которая является стадией воспитанности. Дети свободны в проявлении своей позиции, но их позиция согласуется с тем, что часть из них предоставляет другой части возможность реализовать свое право на образование.
Как воспитать воспитанность? Безусловно, многое зависит от личного примера, от школьных традиций. Важно приучать ребенка к мысли, что мир – это не теплая ванна, в которую можно погрузиться, а сложное человеческое взаимодействие. Ребенок должен ориентироваться в ситуации, понимать, где следует быть открытым, где нужно защищаться, осознавать, что в зависимости от места, времени существует свой алгоритм действий. А школе очень важно найти точки соприкосновения по принципам воспитания с семьей.
Санкт-Петербург
Комментарии