search
main
0

Буря в склянке. Игры на уроках географии в 6-7-х классах

Уже в нескольких выпусках нашей газеты мы знакомили читателей с книгами из новой серии издательства под названием «Мастер-класс». Это пособия, составленные лучшими российскими учителями и методистами в помощь тем, кто работал по учебникам издательства «Дрофа». Пособия помогут учителю спланировать урок так, чтобы успеть все – и опросить, и объяснить, и, конечно, самое главное – сообщить что-то особенно интересное, увлечь своих учеников, увидеть заинтересованность в их глазах, сделать так, чтобы каждый урок оставался у них в памяти новыми открытиями, а следующий они ожидали бы с нетерпением и желанием. Сегодня мы представляем не совсем обычное пособие – это «ИГРЫ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ в 6-7 классах», созданное учителем московской гимназии №201, канд.пед.наук А.М.Зотовой. Оно замечательно тем, что в игры, которые придумала автор для школьников, можно играть не только на уроках, но и в часы досуга (независимо от того, сколько желающих собралось – один, два или целые команды), ведь все игры необыкновенно интересны и познавательны.

Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть.(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Географическая карта

«Служба спасения»

Игра проводится при изучении темы «Географические координаты»

Подготовка к игре

В классе заранее формируются команды из трех человек. Они получают задание по учебнику и дополнительным источникам информации изучить материалы, связанные с различными стихийными бедствиями: особенностями их возникновения и действия, последствиями, районами распространения.

Учитель готовит карточки, на которых указаны координаты места предполагаемого стихийного бедствия:

1) 0 0 и 30 0 з.д.;

2) 30 0 ю.ш. и 140 0 в.д.;

3) 35 0 с.ш. и 135 0 в.д.;

4) 10 0 с.ш. и 125 0 в.д.;

5) 80 0 с.ш. и 120 0 в.д.;

6) 45 0 с.ш. и 75 0 в.д.;

7) 30 0 с.ш. и 0 0;

8) 60 0 с.ш. и 75 0 в.д.;

9) 60 0 с.ш. и 59 0 в.д.;

10) 40 0 с.ш. и 120 0 з.д.

Перед началом урока учитель выписывает перечень стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, с которыми будут сталкиваться «команды спасателей» в ходе игры, на доске:

1) шторм на море;

2) лесной пожар;

3) извержение вулкана;

4) цунами;

5) вмерзание судна в лед;

6) снежная лавина;

7) песчаная буря;

8) увязание в болоте;

9) потеря ориентации в пещере;

10) оползень.

Количество стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций равно количеству карточек с координатами; места, координаты которых указаны на карточках, подобраны таким образом, что можно достоверно предположить, с каким именно стихийным бедствием придется здесь столкнуться.

Ход игры

По условиям игры класс превращается в диспетчерский пункт планетарной службы спасения.

В диспетчерский пункт поступают сообщения от попавших в опасные ситуации и терпящих бедствие людей с просьбой о помощи. В каждом сообщении содержатся лишь координаты места, в котором сложилась чрезвычайная ситуация, произошло стихийное бедствие.

Представители команд получают от учителя карточки с координатами. Команда должна определить по координатам район, в котором находятся терпящие бедствие. Далее команда должна предположить, какое именно стихийное бедствие имеет место в данном районе, и перечислить средства и приспособления, необходимые для спасения людей, а также способ действия спасателей. За фиксированное время команда излагает свои выводы на листе бумаги и сдает его учителю.

Завершение игры

Учитель или эксперт (учащиеся старших классов) оценивают соответствие названного командой стихийного бедствия району, указанному в задании. Участники команд, точно определивших район, из которого пришло сообщение от терпящих бедствие, и характер самого бедствия, получают положительные текущие отметки по географии.

«Морская буря в склянке»

Игра-минутка, которая может быть проведена на уроке по теме «Свойства вод Мирового океана» на этапе закрепления знаний.

В аудитории, где будет происходить учебная игра, необходимо освободить три первые парты. На каждую из них должны быть поставлены стеклянная банка, содержащая литр водопроводной воды, блюдечко с поваренной солью и мерный стаканчик для относительно точного дозирования сыпучих веществ (стаканчики можно взять у учителей химии).

Учитель вызывает к доске трех добровольцев из числа учащихся, готовых попытаться стать волшебниками. Когда учащиеся выходят к доске и становятся рядом с пустыми партами, им предлагается попробовать совершить небольшое «чудо» – превратить литр воды в банке из водопроводной в морскую. В первом случае необходимо превратить водопроводную воду в воду Балтийского моря, во втором случае – в воду Красного моря, в третьем случае – в океаническую воду. Учитель обращает внимание добровольцев на предметы, расположенные на партах.

Правильные действия учащихся должны состоять в том, чтобы отмерить мерным стаканчиком и насыпать в банку с водопроводной водой в первом случае 11 г, во втором случае – 42 г и в третьем случае – 35 г соли. Тогда водопроводная вода становится близкой по солености к воде из соответствующей части Мирового океана.

Если учащимся трудно догадаться о том, что от них требуется, учитель должен помочь им наводящими вопросами. В случае успешного выполнения задания учащимся необходимо объяснить свои действия. Затем учитель дает следующее задание: превратить уже полученную «воду Балтийского моря» в «воду Мирового океана», а «воду Мирового океана» – в «воду Красного моря». Разумеется, речь идет о добавлении в банку с «водой Балтийского моря» недостающих 24 г соли, а в банку с «водой Мирового океана» – недостающих 7 г соли.

Учитель переходит к следующим этапам урока. Действия и ответы учащихся-добровольцев можно оценить текущими положительными отметками.

Население Земли

«Самый, самые, самое»

Игра проводится после изучения темы.

Примеры вопросов по теме, которые готовит учитель:

1) Назовите самую большую по площади страну мира.

2) Назовите государство с самым большим числом жителей.

3) Назовите самую большую по численности населения страну Африки.

4) Назовите самое малое по численности населения государство.

5) Назовите самое большое по площади государство из тех, с которыми граничит Россия.

6) Назовите расу, представители которой имеют самый светлый цвет кожи.

7) Назовите материк, на котором находится наименьшее число стран.

8) Назовите самый большой по числу жителей город Российской Федерации.

9) Назовите самый низкорослый народ, обитающий в Африке.

10) Назовите самое большое по площади государство из тех, с которыми Российская Федерация имеет морские границы.

11) Назовите самый большой по количеству жителей город мира.

12) Назовите самое большое по площади государство, целиком расположенное в Азии.

13) Назовите материк с самым маленьким постоянным населением.

14) Назовите самое большое по площади государство Южной Америки.

15) Назовите государство, с которым у Российской Федерации самая протяженная сухопутная граница.

Перед началом игрового занятия на доске рисуется спираль:

Учитель предлагает учащимся ответить на первый из подготовленных вопросов. Учащийся, правильно ответивший на вопрос раньше всех, приглашается к доске. Если он правильно отвечает на следующий вопрос, то продвигается по спирали далее. Если учащийся дает неправильный ответ на вопрос или у него нет ответа, то он имеет право обратиться к одноклассникам с просьбой задать ему дополнительный вопрос по теме, заменяющий данный вопрос. По условиям игры таким правом отвечающий может воспользоваться не более двух раз.

После трех ошибочных ответов учащийся садится на место. Его сменяет следующий ученик – доброволец или вызванный учителем. Он отвечает на вопросы по тем же правилам, но начинает свой путь не с начала спирали, а с того витка, на котором остановился его предшественник.

Отвечающий, добравшийся до конца спирали, получает оценку «отлично» в том случае, если он не сделал ошибок при ответах на вопросы и при этом отвечал не менее чем на 4 вопроса. Если среди ответов этого ученика встречались ошибочные, он получает оценку «хорошо». Если победивший учащийся вступил в игру уже тогда, когда почти все витки спирали были пройдены его предшественниками, то он получает один дополнительный балл к любой из своих последующих текущих отметок по географии.

«Хозяйка Медной горы»

Сюжетно-ролевая игра-состязание проводится при изучении темы «Породы, слагающие земную кору».

В классе выбираются двое ведущих игры – хозяек (или хозяев) Медной горы. Учитель и ведущие игры подбирают содержимое двух минералогических наборов – шкатулок хозяйки Медной горы. В состав одного набора входят образцы магматических и метаморфических пород и минералов, в состав другого – осадочных пород и минералов. Образцы в каждом наборе снабжены бирками с номерами, но не подписаны.

Примерный состав каждого набора может выглядеть следующим образом:

Образцы магматических и метаморфических минералов и горных пород (первая шкатулка)

1) Мрамор;

2) гранит;

3) кварцит;

4) базальт;

5) гнейс;

6) обсидиан;

7) корунд;

8) полевой шпат;

9) горный хрусталь;

10) малахит.

Образцы осадочных минералов и горных пород (вторая шкатулка)

1) Каменный уголь;

2) гипс;

3) известняк;

4) песок;

5) глина;

6) бурый уголь;

7) гравий;

8) галька;

9) поваренная соль;

10) нефть.

К игре учитель готовит карточки геолога, содержащие список горных пород и минералов (табл.1).

Таблица 1

Карточка геолога

В качестве призового фонда игры учитель может использовать красивые камешки, морскую или речную гальку.

Учащимся предлагается помериться знаниями минералов и горных пород с хозяйками (или хозяевами) Медной горы – ребятами, выбранными ведущими игры. Ведущие раздают всем участникам игры карточки геолога.

Участники игры должны найти в шкатулках обеих хозяек образцы тех горных пород и минералов, которые перечислены в их карточке геолога. Против каждого названия горной породы или минерала в карточке геолога должен быть проставлен номер, под которым данный образец представлен в одной из шкатулок.

Участники игры подходят к каждому из ведущих по очереди, попарно, но работают индивидуально.

У каждой пары учащихся есть 3 минуты на изучение содержимого обеих шкатулок и попытку найти в них нужные образцы минералов и горных пород. Номера образцов должны быть вписаны в карточку геолога сразу же, поэтому каждый ученик, подошедший к хозяйке, должен иметь с собой ручку или карандаш.

Сразу же после завершения осмотра обеих шкатулок ученики сдают заполненные карточки геолога учителю.

Учитель оценивает правильность заполнения карточек геолога и выставляет положительные текущие отметки участникам игры, успешно выполнившим задание. Кроме того, самые удачливые могут получить в подарок от хозяек Медной горы небольшой сувенир – красивый камешек.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте