search
main
0

Буря в пустыне

Да разве ж можно так громко кричать! Со времени звонка с урока прошло не более минуты, а такое впечатление, что я мгновенно оказалась в эпицентре некоего психотропного взрыва! Мимо меня по длинному широкому коридору, явно без определенной цели, неслись дико орущие существа, потому что назвать этих крикунов школьниками просто язык не поворачивался! А вон уже кто-то начинает мутузить своего товарища, без злобы, видать, просто поразмяться человеку захотелось!..
– Что вы, я никогда не выхожу из своего кабинета на перемене, особенно если в этот день надеваю туфли на каблуках! Снесут! – мы сидим в кабинете Ольги Муравьевой, психолога владивостокской гимназии N2, и сквозь шум и гам, доносящиеся через неплотно прикрытую дверь, пытаемся обсудить с ней проблемы пятиминутного перерыва между уроками. В самом деле, почему об этом так мало задумываются? На работе взрослые дяди и тети периодически исчезают из кабинетов на перекур или пьют кофе! Что считается в порядке вещей – психологическая и физическая разгрузка необходима, с этим никто даже не пытается спорить. А как же в школе? Трудно себе представить, какое напряжение выдерживают юные головушки, когда атака физики сменяется контрнаступлением химии или алгебры! Особенно страдают малыши. Для них последовательно сменяющие друг друга “сорокаминутки” уроков зачастую превращаются в настоящую пытку…
– Вот потому и носятся по коридорам, и кричат, как сумасшедшие! – говорит Ольга Андреевна. – Это естественная психологическая защита организма, иначе дети, особенно мальчики, более подвижные по природе, просто с ума бы сошли! К сожалению, школьники начальных классов во время своих пяти минут отдыха предоставлены сами себе. Думаю, это неправильно. Могу привести простой пример – когда я училась в первых классах, наша учительница во время перемены выводила всех, мальчиков и девочек, в большой круг. Нам включали музыку, мы танцевали, водили хороводы, прыгали, даже песни успевали петь! Тогда для меня это была идеальная форма отдыха, которая, помню, нравилась и всем моим одноклассникам. Прошло так много лет, а я до сих пор помню, с каким хорошим настроением я шла на следующий урок! В своей работе психолога я не сталкивалась с подобной формой организации перемены, хотя идея сама по себе неплохая. Круг – это наиболее энергоемкая конструкция. Когда люди становятся в круг, это очень хорошо действует на энергетику, настроение, прибавляет душевных сил. Хотя для более старших ребят такое вряд ли годится. На мой взгляд, во время перемены детям хорошо бы разрешать выбегать на улицу, где можно вволю побегать, покричать, выплеснуть все свои эмоции! Тогда на уроке они наверняка сидели бы тихо. Но практически это вряд ли возможно, уж слишком короткое время – пять минут перерыва между уроками!
А есть ли возможность отдыха у преподавателей? Задавшись этим вопросом, я спустилась в учительскую. Большая светлая комната с хорошей мебелью оставляла очень приятное впечатление. Но такую элементарную вещь, как чайник, мне найти взглядом так и не удалось!
– Даже и не пытайтесь, чай или кофе нам тут пить некогда! – махнула рукой на мои попытки Любовь Городилова, завуч первой смены гимназии. – Передохнуть во время перемены не получается. За пять минут нужно приготовиться к уроку в другом классе, то есть психологически перестроиться, например, с пятиклассников на выпускников. Это не так просто! Действительно, процесс отдыха нужно продумывать как у учеников, так и у учителей. Мы этого не делаем, а зря…
– Так, может быть, для начала стоит увеличить разрыв между уроками, хотя бы до 15 минут, как в вузе? – задаю я вопрос, на который все присутствовавшие в учительской педагоги дружно отвечают: “Нет!”
– Лучше скорее отвести все часы, и по домам! – выражает общее мнение учитель права Наталья Дацко. – А если перемены сделать длиннее, ученики расслабятся, и их в начале каждого урока придется долго настраивать на учебу.
А вот психолог гимназии с таким мнением категорически не согласна! По мнению Ольги Муравьевой, одна большая перемена в 15 минут в середине школьной смены, скажем, после третьего урока, просто необходима. Причем к организации отдыха детей в этом случае надо бы привлекать профессионалов – преподавателей музыки и физкультуры. Нелишним этот шаг будет и в плане безопасности. Ведь общеизвестно, что основные травмы ребят в школах происходят именно во время диких “пятиминуток” между уроками…
Лада ГЛЫБИНА
Владивосток

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте