На обсуждение экспертного совета Министерства образования Российской Федерации вынесен доработанный проект Базисного учебного плана 12-летней школы. Этот план имеет очевидные достоинства, но его отдельные положения вызывают серьезное опасение не только за будущее российского образования, но и за само существование независимого Российского государства. Речь идет о том, что в проекте из инвариантной части, то есть обязательной для изучения во всех школах России, исключена образовательная область “Технология”, которая является правопреемником “Трудового обучения” и “Черчения”.
Образовательная область “Технология” призвана:
способствовать формированию активной гуманистической природообразной жизненной позиции, ответственности за результаты своего труда – воспитывать технологическую дисциплину, трудолюбие и культуру труда;
формировать технологические знания, практические умения и навыки безопасной работы, необходимые для активного участия в созидательной и преобразовательной деятельности, включая ведение домашнего хозяйства;
развивать графическую грамотность и культуру;
расширять политехнический кругозор, закреплять в практической деятельности знания, полученные на других уроках;
развивать навыки проектной, конструкторской и художественно-прикладной деятельности;
формировать умения индивидуальной и согласованной коллективной работы, развивать способности делового общения;
обучать элементам прикладных экономических знаний и началам предпринимательской деятельности;
знакомить с миром профессий, рынком труда, содействовать профессиональному самоопределению;
воспитывать патриотизм на основе изучения передовых отечественных и мировых достижений в области техники, технологии, художественно-прикладной деятельности.
Исключение образовательной области “Технология” из программ общеобразовательных школ повлечет за собой необратимые последствия.
Во-первых, будет подорвана обороноспособность России. Армия нуждается в пополнении, которое способно разобраться в устройстве современной военной техники, схемах и чертежах, умеет использовать инструменты и оборудование, предназначенные для обслуживания этой техники, имеет представление о свойствах различных материалов и умеет работать с этими материалами.
Во-вторых, отсутствие начальных знаний о конструкционных материалах, навыков использования ручных инструментов и оборудования у выпускников средних школ, не прошедших технологической подготовки в школе, несомненно, приведет к снижению качества подготовки научных работников и специалистов по всем техническим специальностям.
В-третьих, только в “Технологии” школьники получают представление о профессиях в сфере материального производства, сельского хозяйства и бытового обслуживания.
К сожалению, сейчас кружки в домах детского творчества ориентированы в основном на девочек. В рамках “Технологии” школьники, в том числе молодые люди, получают знания и навыки в различных видах практической деятельности, им есть чем заняться в свободное время. Более того, эти знания дают возможность зарабатывать деньги.
Если руководители образования обеспокоены судьбой России, образовательная область “Технология” должна быть сохранена в инвариантной части Базисного учебного плана.
Александр КАРАЧЕВ,
Декан факультета технологии и предпринимательства МПГУ,
зав. кафедрой педагогики
Комментарии