Ася и Слава – вчерашние школьницы. Они входят в жизнь с большой, не совсем обычной мечтой: хотят стать штурманами, водить океанские корабли. О том, как борются сестры за осуществление своих грез, в 1965 году сняли киноповесть «Дорога к морю». Ее смотрели миллионы советских идеалистов. В их числе учительница начальных классов Тамара Федорова. Свою дочь она назвала Ярославой в честь героини фильма, которая в мореходку все-таки поступила. Таким образом, девочке дали установку: всегда добивайся намеченной цели!
Ярослава Новикова морячкой быть не хотела. Для нее атрибутами романтики служили тихие перешептывания реки Дорки, полевые цветы в сочной зелени луга, упрямые деревца, стремительно пробивающие себе путь к солнечному свету. И мамина профессия – учитель.
Тамара Васильевна после Егорьевского педучилища осела в Юрове. Деревня на станции Бронницы пришлась ей по нраву, и молодой семье выделили жилье в учительском доме. 45 лет отдала Федорова Юровской школе, здесь учились и дочки Ярослава с Вероникой (видимо, кино увлекло в момент рождения второго ребенка другое). Сюда же вернулась после института Ярослава Эрнестова преподавать географию.
Но можно знать обо всех геологических образованиях на поверхности земной коры, извергающих лаву и вулканические газы, можно, не сбившись ни разу, называть поименно столицы и страны, уверенно показывать на карте, где сметает камни на своем пути Ниагарский водопад и добывают никель. И не ведать о лекарственных травах, растущих в нескольких минутах ходьбы от крыльца, и каким образом происходит индикация атмосферного загрязнения по морфологическому состоянию лишайников. Специалист по рельефам и континентам Новикова не хотела ограничиваться поверхностными рассказами обо всем мировом сообществе долин и гор, ее интересовали конкретные данные о состоянии планеты, и искать ответы на свои вопросы они с ребятами решили сами.
К этой идее учителя географии подтолкнули деятельность Государственного комитета по охране окружающей среды Московской области и личность Игоря Луковича, чья команда занималась серьезными экологическими исследованиями. В беседах с людьми, так глубоко связанными с изысканиями по улучшению охраны природы, родился замысел пройти с ребятами по Дорке от истока до устья и проверить, насколько соответствует качество воды в ней допустимым нормам. Так, в 1997 году родился кружок ЮНЭК, что сначала расшифровывалось как «юный эколог», а теперь буква «К» обрела значение еще и «краевед». Ведь открытия, совершенные во время таких походов, стали важным подспорьем и в работе государственных служб, и в собственном понимании того, на какой земле они живут.
Школьники по итогам своих заметок проводят научные конференции, рассказывают об исследованиях, которые удалось провести. О наиболее болезненных находках, таких как свалки и явные злоупотребления против зеленых насаждений, ребята сообщают работникам муниципалитетов: это сигнал о том, что срочно необходимо принимать меры. А с тем, чем они могут справиться, девчонки и мальчишки заканчивают сами: убирают мусор в окрестностях, очищают пруд от ряски, защищают росток от всяческих напастей.
В энциклопедическом пособии «Экология Подмосковья» о проекте «Чистые реки детства», разработанном кружком ЮНЭК, всего пара строк: «При выполнении работ использован метод биологического анализа уровня загрязнения малых рек Московской области. Суть метода – принцип построения индикационной системы, разработанной С.Г.Николаевым. Метод учитывает особенности исследуемого водоема, условную значимость и разнообразие индикаторных организмов, дает оценку классам воды». Эти слова о том, зачем ребята проводят свои мониторинги, но не как. А вот Комитет по охране окружающей среды области выделил своим ретивым помощникам деньги на учебники по экологии, им ли не знать, как любопытно прочитать что-нибудь новенькое о вещах, которые волнуют по-настоящему.
В Юровской погрузились во внутришкольный эксперимент «Развитие системы непрерывного экологического образования» с головой. У Ярославы Новиковой и ее молодых бойцов природоохранительного фронта появились приверженцы и среди учителей. Они вместе воспитывают друг в друге чувство ответственности за сохранность окружающей среды. И пока старшеклассники выявляют под микроскопом лихеноиндикацию лишайников, определяющую загрязненность воздуха, и проращивают семена в растопленном снеге, чтобы выяснить, насколько он чист, малышня старательно выводит подпись к своей очаровательной картинке: «Моему дереву для хорошего роста нужно больше солнечного света».
Новикова дважды становилась лауреатом конкурса «Эколог года Подмосковья», в 2006 году она заявила о себе как о ярком педагоге на областном состязании учителей. Она же гордится своими учениками – Дмитрием Синевым, асом биомониторинга, занявшим в 2000 году 3-е место на Всероссийской олимпиаде по экологии, трехкратным победителем областных олимпиад, и звездой российского интеллектуального соревнования Антоном Юдиным, поступившим этим летом в МГУ на почвоведческий. И дочкой своей Катей, которая хоть и выбрала экономический вуз, но сердцем прикипела к их школьным путешествиям по окрестностям родного края с целью оказать первую посильную помощь природе или осуществить юровский «бунт» – так здесь называют большую уборку на территории.
д. Юрово, Раменский район
Комментарии