Бумажная волокита в школах – старая проблема, которая серьезно тормозит образовательный процесс. Кипа планов, отчетов и иных документов, в которых тонут учителя, не оставляет им времени на основную работу. Башкирский реском Профсоюза работников народного образования и науки РФ неоднократно обращал внимание на эту тему. Усилия профсоюза не остались незамеченными: проблемой высокой документационной нагрузки на учителей в республике озаботились депутаты Госсобрания Башкирии.
В феврале в Госсобрании – Курултае РБ состоялось заседание рабочей группы по подготовке парламентских слушаний по теме «Проблемы нормативно-правового обеспечения профессиональной деятельностям в республиканской системе образования». В частности, обсуждался вопрос освобождения учителей от лишней бумажной волокиты и общественной нагрузки. В заседании принял участие председатель Башкирской республиканской организации Общероссийского Профсоюза образования Раиль Газизов.
Как отметила заместитель председателя Госсобрания Тамара Тансыккужина, сегодня много вопросов по избыточной нагрузке учителей. Среди них – наличие дублирующих форм контроля, анкетирование, опросы. Эти мероприятия отвлекают учителей от главного – организации процесса обучения.
– К сожалению, значительная часть времени учителей тратится на заполнение всевозможных бумаг, – прокомментировал председатель Госсобрания – Курултая РБ Константин Толкачев. – В итоге контроль деятельности школы «сверху» фактически заменяется самоконтролем в форме бесконечных отчетов, и учителя выполняют работу чиновников и методистов. Педагоги должны заниматься своей непосредственной деятельностью, а не бумажной волокитой.
Парламентские слушания назначены на апрель. В рамках подготовительной работы депутатам предстоит провести всесторонний анализ ситуации. Для этого планируются социологические опросы, круглые столы с экспертным сообществом, анализ нормативной правовой базы и другие мероприятия, которые помогут получить объективную и полную картину.
– Башкирский реском профсоюза неоднократно обращал внимание властей и работодателей на высокую степень загруженности педагогов работой, не обусловленной трудовыми договорами, – отмечает Раиль Газизов. – И это не только излишняя отчетность, но и привлечение учителей к разным непедагогическим работам. Активное участие в субботниках и организации выборов различного уровня большинство работников воспринимают с трудом, но с пониманием. Однако им вменяется в обязанность, например, сбор информации о наличии противопожарных извещателей, ежедневное сопровождение детей в автобусах в школу и обратно, дежурство и патрулирование в общественных местах, доставка повесток от военкоматов и др. Отчеты по всем деятельности, включая эти, усугубляют положение учителя.
Если учесть, что большинство школьных педагогов трудится на полторы, а некоторые и на две ставки (например, из-за нехватки кадров в Уфе треть учителей начальных классов вынуждена вести по два класса, работая в две смены), выполнение работниками навязанных обязанностей невозможно без издержек в их основной деятельности.
Еще в декабре 2020 года реском обратился в Минобрнауки РБ по вопросу снижения излишней документационной и иной нагрузки на учителей. В ответном письме министр Айбулат Хажин сообщил, что разделяет обеспокоенность профсоюза и что на имя глав районов и городов направлено письмо с предложением учитывать эту проблему на муниципальном уровне.
В мае 2021 года было заключено Отраслевое соглашение между Башкирским рескомом профсоюза и Минобрнауки РБ на 2021-2023 годы, где стороны договорились о мерах по профилактике избыточной отчетности учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования и классных руководителей.
В начале февраля уже этого, 2022 года реском профсоюза обратился к Главе Республики Башкортостан за помощью в решении вопроса высокой административной нагрузки на образовательные организации и неправомерной, излишней загруженности педагогических работников.
– Башкирский реском профсоюза продолжает считать эту проблему актуальной, – говорит Раиль Газизов. – Надеемся, что предстоящие парламентские слушания позволят найти пути ее практического решения.
Артур СУНАГАТУЛЛИН
Комментарии