search
main
0

Бумажный вал. Что мешает привлечению молодых кадров в систему образования?

В конце сентября во Владимирской областной организации профсоюза стартовала тематическая проверка соблюдения трудового законодательства в образовательных учреждениях, в ходе которой особое внимание уделялось правам и мерам поддержки молодых специалистов. Одновременно в территории были разосланы анкеты для молодых педагогов, проводился мониторинг их трудовой деятельности и жизненных условий. Итоги проверки и анкетирования подвели на декабрьском пленуме областной организации, посвященном 25‑летию Общероссийского Профсоюза образования.

Заседание открыла председатель областного комитета Лидия Кирячкова, которая рассказала о прошедшем накануне юбилейном пленуме Центрального совета. По итогам проведенной проверки выступил заместитель председателя областной организации юрист Николай Синицын.Собранные анкеты дали самые разно­образные и интересные сведения о работе и жизни молодых педагогов.Органы власти всех уровней, некоторые работодатели принимают меры, направленные на поддержку молодых специалистов и привлечение их в образовательные учреждения. По предложению профсоюза повышены должностные оклады; действуют меры социальной поддержки для работающих на селе; выплачивается ежемесячная компенсация расходов по проезду на общественном транспорте до места работы и обратно; предоставляются льготные ипотечные кредиты для улучшения жилищных условий; производятся единовременные выплаты (подъемные) впервые устроившимся на работу; компенсируется стоимость найма жилых помещений и т. д.Наиболее значимая социальная поддержка молодым специалистам оказывается в округе Муром, Меленковском, Гороховецком, Собинском, Гусь-Хрустальном районах.Так, в Муроме молодым специалистам, принятым на работу на остродефицитные специальности, полагается единовременная выплата в размере 40 тысяч рублей. В Меленковском районе она достигает 50 тысяч и выплачивается после шести месяцев работы при условии гарантированной отработки в школе не менее трех лет. В Гусь-Хрустальном районе выпускникам, отработавшим в образовательном учреждении не менее двух лет, выплачивается единовременно 40 тысяч рублей при наличии высшего образования, 20 тысяч – среднего специального. В Собинском и Гороховецком районах молодым специалистам при поступлении на работу в образовательные учреждения единовременно выплачивается по 11500 и 15000 рублей соответственно и ежемесячно к зарплате – 2500 и 6000 рублей.Обком профсоюза периодически анализирует условия работы педагогов, повышение их заработной платы, предоставление льгот. С 2011 года действует областной совет молодых педагогов, который помогает им освоить трудовые права и меры по их защите.Однако, несмотря на повышение зарплаты в рамках реализации майских указов президента и предпринимаемые на местах меры по установлению дополнительных гарантий работникам образования, в целом желаемого обновления качества педагогического корпуса, его возрастной структуры не происходит.Анализ статистических данных показывает, что на пенсию в 2014 году вышли 257 человек, в школу пришли 343 педагога, в том числе 154 выпускника вузов и колледжей.Доля учителей в возрасте до 35 лет составляет немногим более 17%. Число учителей пенсионного возраста увеличивается. В 2014 году их было 2390 человек, а в 2015 году стало 2507.Одна из причин недостаточного притока молодых специалистов в сферу образования и их закрепления связана с тем, что достижение целевых показателей по повышению зарплаты сопровождается усилением интенсивности труда педагогических работников. Есть проблемы, связанные с отсутствием необходимых условий труда и инфраструктуры в местах проживания молодых специалистов.Как показало анкетирование, объем учебной нагрузки молодых педагогов составляет от 18 до 37 часов. Есть случаи, например, в Петушинском районе, когда она достигает 39 и 45 учебных часов, что является нарушением трудового законодательства.Большая часть опрошенных указала, что выполняет обязанности по другой должности дополнительно к основной работе. При этом 4% педагогов отметили, что делают это без своего согласия.Среднее время ежедневной занятости (включая работу во внеурочное время, составление документации, участие во внеклассных мероприятиях, взаимодействие с родителями и др.) составляет в среднем 8‑9 часов, хотя есть случаи, когда этот показатель выше – 10‑12 часов, и это при 36‑часовой рабочей неделе, установленной педагогическим работникам в соответствии с действующим законодательством (ст. 333 ТК РФ).После такой продолжительной работы педагоги просто не успевают восстановить свои силы, и это отрицательно сказывается на качестве их труда.В соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать в городе 25 человек. Тем не менее бывают случаи, когда в образовательных учреждениях формируются классы от 26 до 32 учащихся. Это подтверждается и данными анкетирования.Многие педагоги в качестве отрицательного момента отметили плохое материально-техническое обеспечение образовательных учреждений и большой объем бумажной работы, связанной с анкетированием учащихся, оформлением портфолио, заполнением другой документации.Введение электронных дневников и журналов не решает проблему. Много времени учителя тратят на чисто механическую работу, связанную с дублированием одних и тех же данных, заносимых как на бумажные, так и на электронные носители. Кроме того, учителя отмечают, что не во всех учреждениях созданы надлежащие технические условия для выполнения этих обязанностей. Слабый Интернет, устаревшие компьютеры не дают возможности оперативной работы. Многое приходится делать уже дома на своих личных компьютерах. А это дополнительное время. Кроме того, не у всех дома есть Интернет и компьютер. Особенно остро стоит эта проблема в сельских школах.13% опрошенных педагогов не удовлетворены выбранной профессией, 37% указали, что считают профессию учителя, воспитателя непрестижной. Основной причиной такой ситуации, как отметили многие опрошенные, является низкий уровень заработной платы и социально-экономического положения работников.39% молодых педагогов, участвовавших в анкетировании, имеют среднемесячный доход на одного члена семьи до 8 тысяч рублей, тогда как величина прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного на территории области в третьем квартале 2015 года, составляет 10033 руб.У многих молодых педагогов сложные жилищные условия. Согласно итогам анкетирования 4% проживают в общежитиях; 18% – на съемных квартирах; 14% нуждаются в улучшении жилищных условий.На пленарном заседании выступили председатель Киржачской районной организации профсоюза Наталья Гуськова, внештатный правовой инспектор Гусь-Хрустальной городской организации Ирина Орлова, молодой педагог от Вязниковской окружной организации Татьяна Рябинкина, председатель профкома филиала Муромского института Владимирского государственного университета Ольга Фомина.В итоговое постановление по данному вопросу были включены следующие предложения.Территориальным организациям профсоюза:- обсудить на заседаниях выборных органов совместно с представителями муниципальной власти, органов управления образованием вопросы, касающиеся привлечения в образовательные организации молодых педагогов, улучшения условий труда, введения дополнительных мер социальной поддержки, способствующих обновлению состава педагогических кадров, повышению престижа педагогического труда;- для укрепления профсоюзного членства среди молодежи, пропаганды профсоюзного движения, координации деятельности по решению проблем молодых специалистов во всех территориальных организациях принять меры по созданию объединений молодых педагогов – членов профсоюза (молодежных советов);- провести работу по информированию молодых педагогов о мерах социальной поддержки, предусмотренных действующим законодательством и нормативными документами областной и муниципальной власти, а также о роли профсоюза в сохранении льгот и гарантий в сфере образования;- довести до руководителей муниципальных органов управления образованием информацию о выявленных в ходе проверки нарушениях.Обкому профсоюза:- направить таблицу мер социальной поддержки молодых специалистов главам муниципальных образований;- организовать круглый стол с участием представителей Департамента образования администрации Владимирской области, Законодательного собрания, муниципальных органов управления образованием, профсоюзных организаций, на котором обсудить вопросы, касающиеся проблем привлечения в образовательные организации молодых педагогов, сохранения и введения дополнительных мер социальной поддержки, способствующих обновлению педагогического корпуса, другие проблемы повышения престижа педагогического труда;- подготовить предложения в администрацию Владимирской области, Департамент образования, Законодательное собрание по решению выявленных проблем молодых специалистов, особо обратив внимание на вопросы оплаты труда, недопущения роста интенсивности труда и объема дополнительной нагрузки без соответствующей оплаты и согласия работника, обеспечения надлежащих условий труда, организации наставничества;- направить благодарственные письма главам округа Муром, Меленковского, Гороховецкого, Собинского, Гусь-Хрустального районов за оказание дополнительной поддержки молодым специалистам, поступающим на работу в образовательные организации.Закончился пленум награждением актива в связи с 25‑летием Общероссийского Профсоюза образования. Член областного комитета, заместитель директора Департамента образования администрации Владимирской области Михаил Соловьев, участвующий в заседании, также был награжден в числе других юбилейным знаком Центрального совета профсоюза.

Владимирская областная организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте