Средний показатель технического оснащения в школах Омской области выше федерального норматива – на 18-20 омских учеников приходится один компьютер. Но, как считает Александр Соломатин, министр образования Омской области, компьютеризация только начинается.
Кроме федеральной и региональной программ компьютеризации, школы обзаводятся электронными новинками и другими путями. Например, успешно разрабатывая и реализуя инновационные программы в рамках нацпроекта «Образование», почти сто школ Омской области получили по миллиону триста тысяч рублей: миллион – благодаря нацпроекту, 300 тысяч – из региональной казны. Большая часть этих денег тратится на укомплектование компьютерных классов. Сейчас полным ходом идет подключение образовательных учреждений к интернету. В рамках национального проекта «Образование» 927 школ Омской области в этом году должны быть обеспечены широкополосным доступом к международной компьютерной Сети.
Еще в конце ХХ века, до «всеобщей компьютеризации», в Омске была организована первая в Сибири система координаторов в рамках «пилотного» проекта программы информатизации образования. Сетевые координаторы консультировали и обучали преподавателей-предметников применению информационных технологий в учебном процессе, помогали овладеть проектной и исследовательской методиками, координировали телекоммуникационные проекты, создавали и размещали на городском образовательном сервере ресурсы. В 19-й омской гимназии был создан класс открытого доступа в интернет, где проводились консультации и семинары по ресурсам Всемирной сети, созданию школьных сайтов и других веб-ресурсов.
Сообщество учителей, применяющих в образовательном процессе новейшие информационные и коммуникационные технологии, становится все больше. Департамент образования ежегодно награждает около 30 учителей Омска, победивших в конкурсе учебно-методических материалов. Его участники создают сценарии уроков, мероприятий для внеклассной работы, методические разработки для проведения элективных, дистанционных курсов, предусматривающие использование средств ИКТ – электронных учебников, энциклопедий, тестовых систем, контролирующих программных средств, презентаций учебного назначения, образовательных web-ресурсов. Конкурс проводится совместно с Омским государственным университетом имени Ф.М. Достоевского в рамках проекта Национального фонда подготовки кадров «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов». Основная идея проекта – внедрение и предоставление возможностей активного использования информационных и коммуникационных технологий в работе учреждений общего образования. Для этого сформированы сетевые педагогические сообщества – шесть виртуальных методических объединений по направлениям: информатика, естественные дисциплины, история, математика, филология, начальная школа. ВМО дает возможность не пассивного изучения чего-нибудь по предмету, а активного исследования, общения, выхода на широкое обсуждение, сравнения мнений по одному вопросу. В отличие от обычного методического объединения виртуальное имеет неограниченную аудиторию, поскольку работает на сервере Департамента образования администрации Омска.
Пожалуй, в городе уже не осталось педагогов, не понимающих, что урок с применением современных педагогических и информационных технологий – это качественно новый тип урока. Тем более что современное поколение выбирает компьютеры, пренебрегая печатными изданиями. Электронный учебник – хорошая альтернатива традиционным «бумажкам». У него множество преимуществ – компактность, большие выразительные возможности в представлении учебного материала: видео, звук, анимация, виртуальная реальность, интерактивность. Очень важно, что электронные образовательные ресурсы дают возможность индивидуализировать работу. Для «сильных» ребят предлагаются задания повышенной сложности, для «слабеньких» разрабатываются инструкции, алгоритмы выполнения заданий базового уровня. Но…
– Электронных оболочек, учебников, которые были бы годны в полной мере для работы на уроке, я, к сожалению, пока не вижу. Вероятно, отчасти потому, что их создают отнюдь не учителя, – сомневается Валерий Пасевич, учитель школы №2 поселка Лузино Омского района, обладатель гранта нацпроекта «Образование». – Все они имеют один коренной недостаток: по-настоящему на уроке их либо использовать невозможно, либо учителю надо прилагать огромные усилия для подготовки каждого урока. Я создал свою электронную систему обучения. Во-первых, потому что школьники по своим учебным возможностям очень разные, и учить всех с одной скоростью означает, что одни будут получать меньше, чем могут освоить, для многих других мы задаем непосильное. Во-вторых, потому что индивидуализировать обучение в рамках обычных подходов не получается, потому и нужна электронная опора в обучении. Если же появятся хорошие электронные учебники, их надо использовать на каждом уроке. С опасением отношусь к смешению жанров, когда в традиционное образование вставлены компьютеризованные куски. Отдает формализмом и не ведет к решению проблем, но позволяет говорить, что мы вроде как тоже на пути к прогрессу… Телега с двумя колесами от «мерседеса» и кондиционером на крупе лошади станет двигаться быстрее?
адежда Маркер, учитель информатики омской школы №99, одна из первых сетевых координаторов и методист ВМО, тоже обладатель гранта по нацпроекту, смотрит на дело более оптимистично:
– Программа «Обучение для будущего» показала большинству омских педагогов эффективность информационных технологий. Электронные учебники, конечно, часто оставляют желать лучшего, зато есть возможность приложить свои силы. Но, к сожалению, даже в самых продвинутых школах компьютеры есть в основном только в кабинетах информатики. Использование техники на других уроках может быть только эпизодическим. В ряде школ в основном благодаря нацпроекту частично по личной инициативе ПК стали оснащаться и другие кабинеты. В гимназии №88, например, некоторые предметники имеют в кабинете не только компьютер, но и возможность выхода в интернет. Но и в этом случае использование электронных учебников очень ограничено: только в режиме демонстрации. Для полноценного применения электронного учебника нужен ПК на каждом рабочем месте ученика. Хорошо бы вместо ежегодной кипы книг выдавать ученику один раз в 11 лет ноутбук, которым он мог бы пользоваться и на любом уроке, и дома. Хотя это вовсе не означает, что процесс внедрения электронных образовательных ресурсов преждевременный.
Потребность в нем растет в основном в Омске – сказалась многолетняя работа по «компьютерному просвещению» педагогов. В сельских школах положение гораздо сложнее. Энтузиазм учителей часто сдерживается скептицизмом директоров школ. Их можно понять. Компьютер для директора школы – не только прорыв в будущее, но и материальная ответственность. В самом деле – что делать, если ПК сломается? Ремонт – дело непростое и дорогостоящее.
– Нам повезло, над школой шефствовало богатое предприятие. В 1991-94 годах мы по два-три раза в месяц носили «Агаты» на ремонт в его вычислительный центр, – рассказывает Валерий Пасевич. – Теперь шефов нет, как и в большинстве других школ. К счастью, в последней поставке в 2001 году только два раза были существенные поломки. Пришлось искать мастерскую в Омске. А замену блока питания, винчестера, плат, переустановку операционной системы, установку программного обеспечения обычно делают сами учителя. Но информатики – это либо математики, либо физики, их нагрузка по основному предмету много больше, чем по информатике, и надеяться на то, что они будут много времени отдавать компьютерам, не приходится. Заниматься техникой некому. В организациях есть системные администраторы, в школе нет. Оплата за эту работу не предусмотрена. Не решаются и другие вопросы, например, сейчас поставлено оборудование для приема больших потоков информации, а кто ею будет заниматься? Опять же учитель информатики в свое свободное время?
омпьютеризация держится на энтузиастах. Техника – это всего лишь «железо», оно не так надежно, как люди. Школьный интернет, к примеру, пока радует только на бумаге. После массового подключения школ к «паутине» вирусы из Всемирной сети «съели» многие машины. Другая проблема – в низкой пропускной способности каналов связи, несмотря на обещания высоких скоростей.
– Обычно у нас связь через DSL-модем и подключение к одному компьютеру, – объясняет Анатолий Поляков, учитель информатики Неверовской школы Таврического района. – Если использовать это соединение как интернет-шлюз, то скорость обмена уменьшается пропорционально числу компьютеров. Сейчас интернет бесплатный, пробный, а где мы будем брать средства с 1 сентября 2008 года? Сомнительно, что местные сельские бюджеты найдут на это деньги. Чтобы ИКТ стали обычным делом, нужны: во-первых, мобильная техника, которую можно переносить из класса в класс, во-вторых, лицензионное программное обеспечение, чтобы учителю не пришлось стоять и краснеть в суде за желание научить детей большему, в-третьих, финансирование на ремонт, обслуживание, улучшение компьютерной техники, приобретение программных средств. Ну и, конечно, высокоскоростной интернет.
Александр Соломатин, министр образования Омской области, признает, что компьютерный парк подавляющего большинства районных учебных заведений используется в основном для обучения языкам программирования, нередко весьма устаревшим, и преподавания курса информатики, тоже вызывающего вопросы. Использование компьютера для изучения других дисциплин в сельских школах – редкость. Надо надеяться, что с помощью Соломатина положение изменится – он как раз из породы энтузиастов-компьютерщиков. Александр Михайлович всего два месяца назад занял кресло министра, десяток лет до этого курируя информатизацию в городском Департаменте образования. В областном министерстве первым делом создал отдел информационных технологий, которого раньше не существовало, что, на его взгляд, «просто позор». В новую программу развития областного образования до 2010 года уже заложены средства для обновления компьютерного парка школ. А также 30 миллионов рублей для создания в каждом районе области ресурсных центров, которые будут не только помогать учебным заведениям выходить в большой мир с помощью телеконференций и видеомостов, но и осуществлять техническую поддержку. Один интерактивный комплект – тележка с ноутбуками, которые могут «кататься» по разным классам, – недавно приобретен для лицея №64. В ближайшее время планируется купить еще два для других школ. Региональная программа компьютеризации предполагает наряду с обновлением оборудования подготовку педагогов, способных организовать работу учащихся по различным предметам в новой технической среде. Но теперь это будет не массовая подготовка, а индивидуальная – так предусмотрено совместным проектом Министерства образования Омской области и Омского научного центра Российской академии образования, который запускается в новом учебном году. Академик РАО Михаил Лапчик предлагает свою программу тестирования педагогов на предмет компьютерной грамотности с разработкой рекомендаций для каждого.
– Педагоги должны активнее пользоваться интернетом, иначе они не станут настоящими владельцами того потенциала, который заложен в компьютерной технике, – считает Александр Соломатин. – Без интернета компьютер не сможет стать той ниточкой, которая поднимет выше образование всей страны. Нужны выходы на регион, страну, мир, нужны совместные проекты детей, учителей. Необходимо нарабатывать свои электронные образовательные ресурсы и делиться своими наработками. Скоро омское виртуальное методобъединение объединит педагогов не только города, но и области, потом и Сибири. К 1 сентября выход во Всемирную сеть появится в 98 процентах сельских школ. Обязательно будем помогать развитию интернета в школах. Да, пока с ним масса проблем. К сожалению, качество ресурсов и работы поставщиков оставляют желать лучшего. Группа наших экспертов работает в школах области, делает замеры, уже направлена дефектная ведомость в Федерацию. Пожалуй, с приобретением оборудования настоящая работа только начинается. Сейчас нужна организация процесса информатизации образовательного пространства, требуются последовательные управленческие действия.
Омская область
Комментарии