Окончание. Начало в N 39 “Ста друзей”
На каждый из разделов курса “Бумажное моделирование” предусмотрено следующее распределение часов:
1. ОРИГАМИ
Вводное занятие. Общие сведения: виды и свойства бумаги, подготовка к занятиям, форма листа бумаги для моделей – 2 часа (только теория).
Модели. Моделирование путем прямого повторения за учителем (его рассказом и показом) необходимых действий – 4 часа, в том числе 3 часа практики.
Графический язык оригами. Изображение на чертеже действий и последовательности их выполнения –
2 часа, по часу теория и практика.
Практическое выполнение моделей – 2 часа практики.
Применение оригами в дизайне и архитектуре на примере складчатых конструкций – 2 часа, по часу теория и практика.
Принципы оформления работы – 2 часа, по часу теория и практика.
Самостоятельная работа в технике оригами – 2 часа практики.
2. ЖЕСТКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ
Построение основных многоугольников с помощью циркуля и линейки. Изготовление шаблонов – 2 часа, по часу теория и практика.
Номограммы равностороннего треугольника, квадрата и пентагона – 2 часа, по часу теория и практика.
Моделирование платоновых и архимедовых тел. Составление выкройки. Основные приемы работы с бумагой – 4 часа, в том числе 3 часа практики.
Моделирование многогранников. Моделирование звездчатых многогранников. Принципы моделирования. Составление чертежей отдельных деталей и единой выкройки – 4 часа, в том числе 3 часа практики.
Игрушки, собранные без клея на основе додекаэдра, – 2 часа, по часу теория и практика.
Моделирование природных кристаллов – 4 часа, в том числе 3 часа практики.
Игрушки на основе додекаэдра, его половинки и икосаэдра – 2 часа практики.
3. БУМАГОПЛАСТИКА
Общие сведения о технике бумагопластики и основных упражнениях – 6 часов, в том числе 4 часа практики.
Модели цветов – 4 часа, в том числе 2 часа практики.
Подарки-коробочки – 2 часа, по часу теории и практики.
Составление чертежа крышки коробочки (в виде Щенка, Петуха, Котенка и т.п.) – 2 часа, по часу теория и практика.
4. ФАНТАЗИЯ
Бумажная скульптура – 6 часов, в том числе 4 часа практики.
Гирлянды, бусы – 2 часа практики.
Кружева и снежинки – 2 часа, по часу теория и практика.
Аппликация из цветной бумаги – 4 часа, в том числе 2 часа практики.
Папье-маше – 2 часа, по часу теория и практика.
Все разделы курса имеют методический авторский материал в виде теоретических и графических обоснований построения модели и готовых моделей.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для реализации программы по курсу “Бумажное моделирование” необходимы следующие материально-технические условия: отдельный кабинет с большим рабочим столом и полками вдоль стен, стульями; наборы бумаги для занятий; клей, ножницы, шило, карандаши, ручки, циркули, линейки; в качестве дополнительного оборудования могут использоваться видеомагнитофон и компьютеры для просмотра и работы соответственно с имеющимися видеопленками и CD-ROM, Internet- материалами по оригами.
Необходимы методические условия: набор моделей по основным темам курса; шаблоны; выкройки-развертки; пояснительные плакаты, схемы; тематическая литература; видеоматериалы (если есть возможность использовать).
Также необходимы кадровые условия: квалифицированная поддержка, если используются персональные компьютеры (ПЭВМ), видеомагнитофон и т.п.
Повышение квалификации, возможность профессионального общения и обсуждения творчества и педагогической деятельности делают весьма желательным обеспечение следующих условий: наличие творческих клубов по тематике деятельности (сегодня действуют исключительно на общественных началах в Санкт-Петербурге, Москве, Омске и ряде других городов); проведение тематических семинаров, конференций, как всероссийских, так и региональных (с 1996 ежегодно удалось провести пять всероссийских конференций “Оригами и педагогика” в Санкт-Петербурге, а с 1997 года – две сибирские конференции в г. Омске); наличие тематического учебно-методического журнала (журнал “Оригами. Искусство складывания из бумаги”, распространяется по подписке с 1996 года); подготовка и издание учебных пособий по оригами и бумажному моделированию с базовым (опорным) учебным материалом (по оригами учебное пособие выпущено – Афонькин С.Ю. “Уроки оригами в школе и дома”, с поурочным планированием, методическими рекомендациями для учителей и родителей, сведениями по истории оригами и т.п., рекомендовано Министерством образования с 1995 г., выдержало 6 изданий; также по бумажному моделированию имеются пособия, но только по отдельным направлениям; несколько лет уже ждет издания подготовленное автором комплексное пособие по “Бумажному моделированию”); проведение тематических выставок (Московским клубом оригами, например, проведен ряд выставок по оригами в Политехническом музее, Дарвиновском музее и т.п., получивших довольно заметный отклик в прессе и на телевидении; тематические выставки проходили в рамках упоминавшихся педагогических конференций, осуществлено несколько выездных выставок и т.д.; огорчает, однако, что многие выставки школьных работ до последнего времени даже не предусматривали соответствующую номинацию, из-за чего конкурсные комиссии отклоняли работы из бумаги); наличие электронной версии журнала “Оригами”, материалов клубов и конференций по оригами в Internet.
На сегодня ряд клубов по оригами (Москва, Ростов-на-Дону, Хабаровск и др.) имеют свои сайты (www.origami.ru). Поддержка электронной версии журнала “Оригами” с 1998 г. приостановлена. Планировавшееся размещение материалов конференций на сайте журнала, возможно, осуществится, но уже на сайте Московского клуба оригами.
Для реализации предлагаемой программы также желательна возможность для преподавателей пройти курсы повышения квалификации по бумажному моделированию в рамках системы образования. В Москве такая возможность имеется лишь частично, и государственная поддержка этого направления, к сожалению, ослабевает (с 2000 г. с участников соответствующего курса в ЦИПК Москвы планируется начать взимать плату за прохождение курса по оригами).
Необходимо наладить централизованное обеспечение заинтересованных школ и детских объединений тематической литературой. Отдельные школы, дома творчества, библиотеки подписываются на журнал “Оригами”, приобретают тематическую литературу.
К осени 1998 г. определен и рекомендован тематический комплект литературы. Но на обеспечение закупок литературы для подавших соответствующие заявки школ денег по сию пору не нашлось.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Вопрос объективной научной оценки результатов занятий оригами и бумажным моделированием (не только детей, но и взрослых) уже не первый год привлекает профессиональное внимание психологов и педагогов. Результаты некоторых таких исследований неоднократно докладывались, например, на всероссийских конференциях “Оригами и педагогика” в Санкт-Петербурге, 1996-1999 гг., и Сибирской конференции по оригами в г. Омске, 1997-1998 годах.
Вот как, например, докладывает об экспериментальных психологических исследованиях влияния особенностей развития занимающихся оригами детей психолог гимназии N 139 г. Омска С.Н. Дутко:
“Психологическим обоснованием концепции развития детей посредством занятий оригами являются следующие положения: связь физического движения и общего психического развития; связь точного (мелкого) движения с развитием речемыслительных центров; связь целенаправленного психического развития ребенка с личностным ростом.
Исходя из вышеизложенных положений, мы приходим к выводу, что… точные движения пальцев рук очень тесно связаны с развитием мышления”.
На основании этого исследователи выдвинули предположение, что с помощью систематических занятий оригами развиваются интенсивнее и на более высоком уровне следующие психические процессы: восприятие (целостность и структурность образа); внимание (концентрация и устойчивость); память (зрительная и кинестетическая); мышление (пространственное, креативное).
Данные изменения, отмечают исследователи, стали заметны уже после одного года занятий оригами. Также было проведено тестирование учащихся по соответствующим психическим процессам в начале второго года занятий оригами. Особое внимание было уделено выявлению особенностей развития пространственного мышления. С этой целью применялся тест Векслера (кубики Коса).
Исследовались 3 группы детей. В группе высокоуспевающих детей позитивные изменения зафиксированы у 50 процентов занимавшихся, в группе слабоуспевающих – у 55 процентов, в контрольной группе – у 27 процентов.
Таким образом, мы видим, что незначительно отличаются сильная и слабая группы оригами в пользу последней. Исходя из этого, исследователи посчитали, что оригами может служить способом коррекции пространственного мышления. Было отмечено существенное продвижение 25% учеников сильной группы, справившихся с взрослым вариантом теста Векслера.
Незначительные позитивные изменения произошли в эмоциональном статусе учащихся, который исследовался с помощью теста Люшера. Наиболее заметные изменения произошли в группе слабоуспевающих учащихся (33%). В группе высокоуспешных учащихся – 28% позитивных изменений.
Необходимо отметить, что у детей, посещающих занятия оригами, ярче проявляется творческий подход к работе: у 63% учащихся из сильной оригамской группы, у 60% детей из слабой оригамской группы и только у 45% детей из контрольной группы.
Эти показатели дали исследователям основание считать, что “занятия оригами способствуют развитию креативного мышления, то есть способности искать, изобретать, создавать нечто такое, что не встречалось у детей в их прошлом опыте. В данном случае основным критерием креативности мы считали самостоятельный поиск возможных вариантов достижения цели”.
Независимое исследование психологов Ю.В. Шумакова и Е.Р. Шумаковой из Ростова-на-Дону также показало определенное положительное влияние занятий оригами на повышение коэффициента интеллекта, снижение уровня внутренней тревожности и другие признанные в психологии показатели, причем не только для детей, но и для взрослых (родителей, воспитателей, ведущих занятия по оригами). Эти результаты были доложены на II Всероссийской конференции “Оригами и педагогика” в Санкт-Петербурге (весна 1997 г.) и имеются в архивах Петербургского центра оригами.
Имеется еще множество положительных отзывов, вплоть до использования оригами для некоторых групп больных детей (при согласии врачей и родителей) для укрепления их морального состояния. Они длительное время были оторваны от сверстников. Также занятия оригами применялись для укрепления легких (ряд моделей оригами надувные и, использование их помогает восстанавливать дыхание быстрее и веселее, чем обычные медицинские упражнения). Такие отзывы имеются, например, в Московском клубе оригами.
В школе N 682 по результатам нескольких лет занятий ряд учителей также неоднократно отмечали “видимую разницу учебных успехов” активно занимавшихся оригами детей. До процентов замерить эту разницу мы задачу себе не ставили, зная, что подобные исследования на более высоком профессиональном уровне уже проведены.
Неоднократно учителями оригами, и мы это подтверждаем, отмечался любопытный факт: бумажное моделирование и оригами являются одним из очень немногих школьных предметов, с которых дети зачастую не хотят уходить после окончания плановых занятий. Их уговаривают, увещевают учитель и подошедшие родители, дедушки и бабушки, что будет следующее занятие, что нельзя успеть все сразу и т.д., но, если сразу нет других занятий, редко удается закончить раньше, чем через полчаса после официального времени окончания работы кружка.
Данный факт свидетельствует о яркой эмоциональной и творческой подпитке учащихся. Отмечаем его в связи с тем, что занятия оригами могут быть использованы и в качестве профилактики таких обостряющихся явлений российской школы, как наркомания, токсикомания, и многих других негативных явлений, которые проявляются из-за неудовлетворенности учеников своими успехами в школе. Отметим, что лечение одного наркомана, если оно еще возможно, оценивается сейчас в несколько тысяч условных единиц.
Дмитрий ГОНЧАР,
Валентина ГОНЧАР
Москва
Электронная почта: origami@pochtamt.ru
Комментарии