Очень актуально и про нас, если между «работой» и «сраженьем» знак равенства поставить.Паспорт антитеррористической защищенности? Есть! Это без него мы были со всех сторон беззащитны, а теперь – ну и что, что нет охранника, нет с двух сторон забора, зато есть препятствия – лес и река о крутых берегах и паспорт!
Декларация пожарной безопасности? Как же без нее? Не дай бог пожар – ее, декларацию, первую спасать будем! Может, и она нас от чего-нибудь спасет.Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение? Да, целый проект, с приложениями! Создали. И сразу как-то светлее и чище вокруг стало. Экология улучшилась… Кажется…Надо для закрепления результата еще программу экологического воспитания написать. Пожалуйста! Далее – программа по пропаганде здорового образа жизни, программа патриотического воспитания, программа по энергоэффективности, воспитательная программа, программа профилактики правонарушений, программа волонтерского движения, программа развития, образовательные программы, наконец, совсем новое – программа внедрения ФГОС. Да запросто! А в конце года – публичный доклад, в котором все сотворенное за год должно быть подробно описано, опубликовано и прочитано.Открываешь электронную почту и узнаешь, что к такому-то сроку необходимо создать какой-нибудь очередной шедевр и отчитаться. А то вдруг сообщается: «У нас сегодня месячник!» (причем где-то уже в его середине).Месячник – любимое слово вышестоящих, вернее вышесидящих (далее – ВС), и спускающих нам ценные указания (далее – ЦУ): месячник семьи, месячник здоровья, месячник по благоустройству территории, месячник пожарной безопасности и т. д. Между месячниками про семью, здоровье, безопасность, территорию можно и не вспоминать?Неделя – тоже ценное изобретение: неделя нравственного воспитания, неделя патриотического воспитания, неделя здоровья и др.! Неделя затишья… Как бы не так!Урок – но не простой – антинаркотический, затем экологический урок, урок мужества, урок знаний, урок успеха, урок по конвенции…В принципе вроде ничего плохого нет в том, что нам сверху слегка подсказывают, каким именно воспитанием заняться на этой неделе или в конкретном месяце, сегодня, завтра, вчера. Спасибо бы сказать ВС! Если бы с нас не требовали на начало учебного года планы, программы, в которых подробно прописаны систематические мероприятия разной направленности – патриотической, нравственно-эстетической, экологической, спортивно-оздоровительной и пр. Причем не только общешкольные, но и по ступеням обучения, по классам (у каждого классного руководителя свои планы). А эти ЦУ куда впихивать?Мало того, что надо провести, необходимо еще план предоставить и отчитаться, как, когда и с кем, и сколько, с приложением фотографий проведенных мероприятий (не доверяют?).А помимо этого запрашивают ВС информацию не только на начало и конец года, квартала, четверти, но и ежемесячные – о работе родительского патруля, об организации питания, о кружках и факультативах, о вакансиях, о прогульщиках, по кадрам, по лампам, по утилизации, по информатизации, о работе по профилактике коррупционных проявлений, об экстремизме, о наставниках, о здоровье учащихся (учительским никто не интересуется). Нужны и отчеты о фонде оплаты труда, об инновациях и модернизациях, оптимизации, даже о комплектовании школы до 2015 года (откуда нам знать, сколько человек получат сертификаты и купят квартиры в другом населенном пункте к тому времени и увезут своих, нами посчитанных, малышей или, наоборот, привезут) и т. д. и т. п.Параллельно с этим бумаготворчеством идут аттестация учителей и аккредитация, а потом лицензирование школы со срезами, открытыми уроками, кучей сопутствующей документации. Кроме этого – плановые проверки Роспотребнадзора, Росздравнадзора, Ростехнадзора, Рособрнадзора, Россельхознадзора, прокуратуры, Госпожнадзора ГУ МЧС…А в это время проводятся районные, областные, всероссийские олимпиады, конкурсы, смотры, в которых активно принимают участие и ученики, и учителя, и школа в целом. И они тоже сопровождаются заявками, справками, списками, отчетами. По плану и внепланово (откуда ни возьмись) организуются конференции, форумы, семинары РМО (районных методических объединений), КПК (курсы повышения квалификации), совещания, собрания, заседания – педагогические, родительские, ученические.И опять горы бумаги – протоколы, заявки, соглашения, договора, контракты на поставку тепла, воды, света, на продукты питания, на медицинское обслуживание, на утилизацию, дератизацию… И совсем новое (причем срочно!) – выдать на-гора целые программы действий, направленных на защиту персональных данных каждого участника образовательного процесса, на внедрение электронных дневников и журналов, которые родителям и детям (по результатам опросов) не очень понятны, и необходимость их срочного введения не понятна никому, и только 20% соглашаются попробовать (а подписи мы должны собрать со всех).ЦУ от ВС и ВВС (выше всех сидящих) влекут за собой необходимость внесения дополнений и изменений в локальные акты школы – положения, инструкции, правила, планы… и так до бесконечности. Покой нам только снится! Добавить ко всему вышеизложенному бумаго-ученическую подготовку к ЕГЭ и ГИА, которая во временном объеме занимает целое полугодие минимум, максимум – все время обучения ребенка в школе.Вообще, спросите вы, это все о чем? Отвечаю – об обычной общеобразовательной школе.А где же обычные уроки, спросите вы? Отвечу – там, под горой всего вышенавороченного, идут все-таки уроки. И хотя времени на их подготовку оставляют нам ВС все меньше и меньше, загружая все новыми ЦУ, мы все же стараемся изо всех наших педагогических сил.Лилия ДИТРИХ, директор шайковской средней общеобразовательной школы №2, заслуженный учитель РФ, Кировский район, Калужская область
Комментарии