Школе в прошлом году исполнилось 50 лет, а лицею в нынешнем – 17. Лицей №130 – первое учебное заведение Екатеринбурга, получившее этот статус. Конечно, лицей стал лицеем не на пустом месте. В советское время здесь действовала известная в областном центре физико-математическая школа. В 2010 году исполнилось сто лет со дня рождения ее основателя – замечательного педагога Ефима Ильича Кагана, в биографии которого почти полвека занимал только директорский стаж. В народе учебное заведение носит почетное звание «Лицей УГТУ-УПИ», хоть и не является структурным подразделением главного политехнического вуза Урала. В течение десятилетий выпускники 130-й ориентировались на УПИ, и большинство из них туда поступали. Связка «школа – вуз», которая сегодня возведена государством в ранг если не обязательного, то желаемого звена для общеобразовательных учебных заведений, здесь возникла не по приказу сверху, а выросла из самой жизни. Сейчас данная ориентация закреплена и превращена в традицию.
Шесть последних лет лицеем № 130 руководит Андрей Александрович Мартьянов. – Андрей Александрович, давайте вновь вернемся к тому моменту, когда лицей стал лицеем, то есть к 1995 году. В то время интерес к инженерным специальностям упал. Не было ли риска не набрать желающих?- В середине 90-х многие школы выстроили языковые, экономические, гуманитарные профили. Лицей не погнался за образовательной модой, если так можно сказать. Полностью сконцентрировался на физико-математическом, технологическом и чисто математическом направлениях и только выиграл от этого! Выпускники первых наборов – лучшие из лучших: родители приводили к нам детей осознанно. Лицей был тогда едва ли не единственным в области, не существовало конкуренции. Со временем она появилась: сейчас в Екатеринбурге 12 лицеев, да и некоторые гимназии, например гимназия №9, имеют сильные технические профили, набрал обороты СУНЦ УрГУ. И все равно лицей №130 имеет на сегодня самый большой выпуск – около 150 человек, шесть одиннадцатых классов. 80% детей поступают на инженерные специальности.- Жесткая профориентация с первых классов вызывает сомнение. А если ребенок окажется гуманитарием?- Конечно, жизнь вносит свои поправки. Бывает, дети уходят в другие учебные заведения. Но еще больше приходят. Структура лицея такова, что выпускных классов у нас в два раза больше, чем первых: в восьмой и десятый объявляем дополнительный набор. Базируясь на математических профилях, мы не отрицаем и не прекращаем работу по другим направлениям. Стараемся предоставлять максимальное количество путей реализации. Лицей – городской ресурсный центр профильного обучения и предпрофильной подготовки. Связка «школа – вуз» с недавнего времени приросла еще одним важным звеном – «предприятие», сложился эффективный тройственный союз. Еще в 2007 году я выступил на ученом совете УГТУ-УПИ с предложением включить в схему по «выращиванию» специалистов также предприятия. Чтобы заводы начинали заботиться о будущих кадрах не со студенчества, а с уровня десятиклассников. Не могу сказать, что идея сразу встретила поддержку. Даже проректоры вуза с определенным скептицизмом говорили: «Предприятиям-то зачем эта лишняя головная боль?» Тем не менее через короткое время у нас появился первый партнер – Объединенное диспетчерское управление энергосистемы Урала, генеральный директор Петр Михайлович Ерохин. ОДУ плюс электрофак УПИ плюс группа заинтересованных учащихся лицея №130, 15-20 человек. Программа стартовала в 2008 году и включала в себя экскурсии на энергообъекты региона, курс «Введение в специальность», который вели институтские преподаватели. Запустили проект интернет-олимпиады «Юный энергетик». Отдельным блоком шла научно-исследовательская деятельность: в десятом классе дети выбирали тему и под контролем преподавателей высшей школы в течение двух лет над ней работали. В результате 12 человек выбрали специальности энергетического профиля. В этом году выпустили уже больше 20 будущих энергетиков. Роль предприятия в таком сотрудничестве – это финансирование экскурсий и курсов.- От большого количества школьных директоров я слышала, что финансовые и хозяйственные заботы для них по остроте и злободневности оказываются на первом месте… – Если бы десять лет назад меня спросили, что является главной заботой директора, наверное, и я бы ответил: «Финансы». Сейчас такого не скажу. В последние несколько лет произошли фундаментальные сдвиги в отношении государства к образованию. Простите, коллеги, но иногда накачивание деньгами даже нецелесообразно, не все умеют ими распорядиться. С другой стороны, денег в образовании никогда много не бывает. Ресурсное обеспечение работы школы – важная составляющая деятельности директора. Но все-таки не самая важная: содержание должно быть первично. А деньги – они идут к идеям и к делам, это закон.- Что же сегодня для вас самое больное, или, скажем мягче, животрепещущее?- Я бы обозначил проблему мотивации, причем на уровне всех трех составляющих образовательного процесса: учащихся, учителей, родителей. Мотивация школьников – неизбывная профессиональная проблема. Я хочу подробнее рассказать о мотивации педагогов. Для начала: большей части наших учителей искусственная мотивация не нужна, у них есть мощный внутренний посыл. Главная ценность статусных учебных заведений – это педагогические кадры: к нам приходят те, кто и умеет, и хочет работать. – Андрей Александрович, какие из появившихся в последнее время проблемы вы бы хотели выделить?- Беспокоит возросшая бюрократизация процесса. Мы с коллегами подсчитали: только от администрации школы требуется 180 отчетов в год! Наверное, это закономерный этап развития государственности: нам больше дают и больше спрашивают; а также развития информационных технологий. Переживаем бумажный бум-бум-бум. Надеюсь, это временная тенденция. – Есть ли у вас некий педагогический принцип, который вам особенно дорог?- Сегодня шел на работу, и в голове у меня повторялась фраза: «Надежность классического образования». За что я уважаю наш лицей, весь его коллектив, так это за то, что, во-первых, он надежен, на людей можно положиться, во-вторых, здесь исповедуют принцип именно классического образования. Наши учителя не бегут сломя голову за нововведениями, они с интересом смотрят на них, исследуют и лишь потом используют те, которые считают разумными. Внедряя новшества, они не забывают про классику жанра: про урок, про роль учителя и в передаче знаний, и в формировании интереса к предмету, мышления ученика. Я убежден, что образование должно в какой-то степени оставаться консервативным, а инновации должны работать на улучшение системы, а не быть инновациями ради них самих.Екатеринбург
Комментарии