В постсоветский период наша система образования накопила достаточное количество проблем. Это низкие зарплаты учителей, отсутствие воспитательной доминанты, старение профессиональных кадров и прочее, прочее, прочее. Куда ни ткни пальцем, везде больно.
Особое место в списке острых вопросов, волнующих педагогическое сообщество, занимает увеличение отчетной нагрузки на образовательные организации и непосредственно на самих педагогов. Все кому не лень шлют в школы и дошкольные учреждения письма с различными указаниями и рекомендациями. Региональные и муниципальные органы управления образованием требуют либо настойчиво советуют провести те или иные мероприятия в рамках различных тематических недель, естественно, с написанием последующих отчетов.
Это может быть неделя профилактики правонарушений среди школьников, неделя борьбы с экстремизмом. Опять-таки не забываем про неделю профилактики наркомании. А всевозможные месячники безопасности! В год по нескольку раз проводятся. Месячник пожарной безопасности, месячник безопасности на водных объектах, месячник профилактики дорожного травматизма… Без них уже и не представляешь учебного года.
Помимо всего прочего на педагогов обрушивается вал разнообразных конкурсов и мониторингов. Тут уже все зависит от фантазии и изобретательности структурных подразделений Департамента образования, а также муниципальных органов власти. И снова требуется не только проведение подобных мероприятий, но и написание очередных отчетов с приложением фотографий, а иногда и видеозаписей, на которых запечатлены столь важные «эпохальные» события. Да, вот еще что: отчеты должны быть как в электронном, так и в бумажном виде. Хоть и ХХI век на дворе, но бумажка есть бумажка. Она всему голова!
Требуют от образовательных организаций отчетную дань и другие учреждения. Военкоматы и статистические комитеты, отдел по мобилизационной работе и прокуратура, реабилитационные центры и комиссия по делам несовершеннолетних – все они забрасывают школы многочисленными бумагами, и имя им легион.
Такая ситуация вполне понятна. Чиновников с каждым годом становится все больше, и они работают. Работают в поте лица. Шлют официальные письма, увеличивающие бюрократическую нагрузку на преподавателей. Планируют конкурсы и праздники, без которых, по их мнению, немыслима жизнь учебных заведений. И в конце каждого официального документа есть пунктик о сроках и формах отчета. Должны же столоначальники видеть результаты своего труда! Пусть всего лишь на бумаге, но именно она и подтверждает их нужность в глазах вышестоящего начальства.
Ну а что же школа? Да ничего. Берет под козырек и исполняет все, что от нее требуют. Администрация учебного заведения с каким-то благоговейным трепетом относится ко всем присылаемым на почту письмам. С тихим ужасом директор и его заместители разгребают эти сообщения, попутно озадачивая классных руководителей и других педагогических работников сбором данных, которые понадобились очередному чиновнику.
Вот и бегают преподаватели по классам с безумными опросниками, звонят родителям для уточнения данных, которые имеют косвенное отношение к детям и учебному процессу. Вместо того чтобы проводить непосредственную работу с детьми, учителя посвящают огромное количество времени написанию отчетов и составлению информационных таблиц. Исполнительная дисциплина работников образования всегда была на высшем уровне.
Все мы понимаем, что бумажная карусель является частью любого учреждения. И образовательные организации не исключение. Но главная задача любой школы заключается в образовании и воспитании подрастающего поколения. И если вместо этого учителя начнут отдавать в своей работе предпочтение бессмысленному бумагомаранию, то у нас в сфере образования все встанет вверх дном. Впрочем, это уже случилось. Как недавно пошутила одна из моих коллег: «Уроки и дети мешают работе с документацией». О как! Чувствуете, что выходит на первое место в работе педагога? Бумажка. Да-да! Именно бумажка стала показателем успешности. Если ты вовремя сдал отчет, молодец. А если запоздал, то подвел коллектив. И не важно, что в это время педагог вел уроки. Успевай делать все.
Но нельзя служить двум богам одновременно. Бесконечная отчетность влияет на качество образования. Бумажная волокита отнимает время, которое педагоги могли бы потратить на самообразование, повышение своей квалификации и на непосредственную работу с учениками.
И ведь мало кто спорит с этим. Министерство просвещения в полный голос трубит о том, что учителей замордовали документационной нагрузкой. В декабре 2020 года Минпросвещения и Рособрнадзор направили во все регионы совместное письмо. В нем опубликован перечень документов, разрабатываемых с участием педагогов образовательных организаций. Он значительно ограничил количество обязательной документации, которую должен заполнять преподаватель. Только вот этот список носит рекомендательный характер. А это значит, что региональные и муниципальные власти продолжают заваливать школы и детские сады мониторингами и отчетами. Получается, что это письмо просто проигнорировали.
Начался новый учебный год, а старые проблемы никуда не делись. В октябре 2021 года руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев в ходе поездки в Ростовскую область снова обсуждал с учителями излишнюю бумажную нагрузку. Дежавю какое-то. Обсуждаем, рекомендуем, выражаем озабоченность и надежду, а воз и ныне там. Может быть, настала пора принимать конкретные решения?
Совсем недавно появился новый российский праздник – День отца. Он будет отмечаться ежегодно в третье воскресенье октября. Идея отличная. Но и ее можно довести до абсурда. Буквально через несколько дней после слов президента об учреждении этого праздника в образовательные организации пришли официальные письма с настойчивыми рекомендациями о проведении соответствующих мероприятий. И, конечно, как вы догадались, после проведения – подробный отчет с фотоприложениями.
Никто из учителей даже не удивился. Все было предсказуемо. Нечто подобное уже было, когда в 2008 году учредили День семьи, любви и верности. Чиновников не волновало, что на дворе был июль и большинство преподавателей находились в отпуске. Школы получили указание провести праздник и отчитаться. Сколько лет прошло с тех пор, а в принципе ничего не изменилось.
Излишняя бюрократическая нагрузка на учителей не только российская проблема. Она есть во многих странах. Но мы сумели довести ее до совершенства. Бумажная волокита мешает преподавателю заниматься своим прямым делом. Он просто тонет в ней, оставляя без должного внимания заботы своих учеников. А это чревато большими проблемами уже для всего российского общества, ибо дети – наше будущее.
Григорий ФОМЕНКОВ, Меленки, Владимирская область
Комментарии