Что новенького в Таганроге? А вот что – научно-методический Центр, возглавляемый Т.В. Корсаковой, крепко подружился с журналом “Таганрог: мир образования”, с факультетом иностранных языков местного пединститута и городским Центром дополнительного образования. В результате в городе прошли: альтернативная олимпиада по английскому языку и городской День английского языка.
Идея родилась от понимания, что не все способные, любознательные дети участвуют в официальных олимпиадах, похожих на придирчивую проверку знаний. Многим детям свойственно недооценивать себя, пугаться и избегать любого экзамена, контактов с любой “комиссией”. Это так понятно наблюдательному человеку: ведь и самые красивые девушки России не устремляются потоком на конкурсы красоты, одни – не сознавая своего совершенства, другие – не желая состязаться, третьи – боясь ажиотажа, суеты, публичности… И вот центр решил широко распахнуть дверь в мир английской культуры для всех, кому это интересно. Отчасти форму позаимствовали у КВН, отчасти – у многочисленных детских праздников, проводимых студентами и педагогами дополнительного образования. Общая атмосфера приключений, дружбы, радости, открытий, веселья сразу преображала и вдохновляла детей.
Необычайно интересными были и сами задания олимпиады: их длительное время готовил коллектив творческих учителей, работающих в проблемных группах при центре под руководством методистов.
Сразу было решено: никакого отсева! Каждый участник олимпиады (семья оплачивала весьма скромно питание и информационное обеспечение) проходит все туры до конца, выполняя каждое задание любым способом. Пока жюри дотошно и комментированно оценивало результаты очередного конкурса, освободившиеся от заданий олимпийцы могли участвовать во множестве других затей и игр на английском языке. В зале разгорался “телемост” (увы, воображаемый, хотя радиоэлектроника в Таганроге – на самом современном уровне, пока недоступном школе) “Таганрог – Лондон” на темы городской жизни и образования. Студенческий кукольный театр вовлекал ребят в коллективную постановку сказки на английском языке.
Третьи участвовали в остропроблемных дискуссионных клубах, где звучал только английский. В соседнем помещении игра “Угадай мелодию” погружала ребят в музыкальную культуру англоязычных стран. В видеозале обсуждались аутентичные мультфильмы. В актовом шел концерт детских творческих коллективов: пели джаз и инсценировали народные шотландские песни, читали Байрона, ставили Шекспира, танцевали в костюмах Викторианской эпохи и современной молодежной моды…
Отмечены были дар и успех каждого участника: все получили заслуженные призы, дипломы, награды…
Учителя признавались, что многих своих детей увидели другими глазами: те, кто молчал на уроках, вдруг стали подпевать на английском, подавать реплики в игре и т.п. Интерес к урокам английского языка так подскочил, что с книжных прилавков стали исчезать не только учебники, но и детская литература на английском.
Методист научно-методического центра Г.А. Олейникова, давно превратившая домашний компьютер в “международную учительскую”, рассказала об успехе земляков зарубежным друзьям-коллегам, живо принявшимся обсуждать, что еще можно предпринять в школах, не имеющих ни денег, ни выхода в Интернет. Постепенно прорисовывались программа и информационное обеспечение нового педагогического события – общегородского Дня английского языка, в подготовке которого теперь уже участвовали и зарубежные друзья из английских университетов: прислали образцы своих анкет, опросников, документов, дипломов, сертификатов.
– Деловую игру “ИНТЕРМИТ-2000. Я и моя будущая карьера” мы также готовили коллективно, уже имея опыт творческого сотрудничества, – рассказывает Галина Олейникова, – она действительно стала для всех ее участников праздником, научила занимать активную позицию в поиске информации и выражении своих интересов.
В основу мы положили обязательные для деловой игры элементы: наличие ролей и ситуаций, в которых происходит реализация каждой роли, информационное обеспечение. Нам удалось смоделировать обстоятельства, приближенные к реальным условиям профессиональной деятельности, обеспечить несколько конфликтных моментов, поэтапное развитие игры, предусмотреть обязательную совместную деятельность участников, сделать открытой систему оценки хода и результатов игры, ввести элементы соревнования, конкуренции.
Праздник открылся приветствием директора школы из штата Нью-Йорк Элизабет Итон, пригласившей всех к полилогу культур. Музыка “Битлз” и танцы задали ритм предстоящим соревнованиям. Участники разделились на команды и получили первое задание: представить свою “визитную карточку” во всех жанрах, кроме скучного. Победители “отправлялись” на международную конференцию “Моя будущая карьера”. Образцом послужило выступление кураторов программы – студентов радиотехнического университета и пединститута.
Затем зашифрованное задание заставило команды отправиться на поиск спрятанной информации с адресами университетов – Вебстер, Ричмонд, Вестминстер, обеспечивших игру аутентичными документами. “Представители” университетов рассказывали о своих учебных заведениях детально и с юмором – надо было обосновать выбор профессии и университета, написать письмо своему будущему соседу по комнате, пройти собеседование с приемной комиссией и т.д.
Все происходящее тут же анализировалось и получало отражение на специальных стендах. Были, конечно, игры, песни, фильмы, настоящий английский обед с “английскими” официантами, консультации специалистов по вопросам образования и трудоустройства… Условие участия одно – ни слова на каком-либо другом языке, кроме английского, и поддержание английских традиций общения, жестов, мимики и т.д. Грамоты и сертификаты университетов получили и школьники, и их учителя. Такое погружение в английский язык и быт, по словам ребят, продвинуло их в познании куда эффективнее серии уроков.
А для педагогов школ и вузов оба события стали академией мастерства.
Галина ФРОЛОВА
Таганрог,
Ростовская область
Комментарии