search
main
0

Буллинг в школе: помогут ли бороться с ним законодательные нормы?

Группа депутатов подготовила законопроект, направленный на борьбу с буллингом в школах. Авторы предлагают закрепить в Законе «Об образовании в РФ» понятие травли, а также создать государственную программу и единый стандарт ее профилактики. Предполагается, что эти документы утвердит Минпро­свещения России, после чего учебные заведения должны будут подготовить свои локальные акты по борьбе с буллингом.

Законопроект предусматривает создание в образовательных организациях специальных подразделений, которые будут заниматься случаями травли и принимать меры по ее предотвращению. Также предполагается разработать механизм оценки психологической обстановки в учебном заведении. Для школ, которые не принимают меры по профилактике травли и не реагируют на нее, может быть установлена административная ответственность в виде штрафов.

Инициативу обсуждают наши эксперты и читатели.

Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, зампредседателя наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», доктор педагогических наук:

– Сегодня понятия «травля», «буллинг», как и ответственность за них, в законе отсутствуют. Обидчиков можно привлечь за оскорбление, угрозы или побои. Но травля – это не просто агрессия или конфликт. Психологи отмечают, что это проблема всего коллектива, возникающая, если у детей не развиты социальные навыки. Она наносит вред всем участникам, не только пострадавшему, но и свидетелям, и даже агрессору. Авторы законопроекта считают, что в России ситуация хуже, чем в мире. По их оценке, травле подвергались 42,5% российских школьников в возрасте 9-15 лет. Опрос агентства «Михайлов и партнеры. Аналитика» показал, что с агрессией в школе сталкиваются 52% российских подростков, опрос ОНФ и Фонда «Национальные ресурсы образования» – что 48% подростков 13-18 лет не чувствуют себя в безопасности в школе.

Законопроект предполагает, что школы должны будут принять локальные акты по профилактике травли, создать подразделения для рассмотрения конкретных случаев, проводить оценку психологической обстановки. По сообщениям СМИ, за неисполнение этих требований школы предлагается штрафовать, а учеников-нарушителей – отчислять или объявлять выговор.

К сожалению, пока непонятно, идет ли речь об увеличении возможностей образовательных организаций. На 44 тысячи школ приходится только 28 тысяч психологов. А вся психолого-педагогическая и социальная помощь ученикам оказывается на основании заявления или согласия родителей. Если согласия нет, школа бессильна. Иногда, к сожалению, его не дают даже родители пострадавшего ребенка, не говоря о родителях агрессора. Если объем финансирования не позволяет школе привлечь к работе квалифицированного психолога, штраф не слишком поможет. На мой взгляд, чтобы справиться с проблемой травли, нужны системная научно-методическая и просветительская работа со школой, родителями, детьми, усиление внимания к развитию социальных навыков. Для этого необходимы дополнительные кадровые и методические ресурсы.

 

Виктор БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО:

– Проблема школьного буллинга известна всему цивилизованному миру. В последние годы в связи с распространением социальных сетей и мобильного Интернета особо популярным стал кибербуллинг, когда ребенка травят дистанционно.

Прежде чем приступить к решению проблемы, надо как минимум признать факт ее наличия в данной школе. Затем попытаться понять, чем это вызвано, как можно воздействовать на тех, кто организует травлю, что может сделать объект травли, какие действия ему необходимо предпринять. Для этого нужны специалисты, которых в достаточном количестве нет ни в одной стране мира.

В некоторых странах учителей и родителей обучают, как поступать в том или ином случае. Есть программы, направленные на предотвращение буллинга, что, как мне кажется, очень важно, ибо проще предупредить проблему, чем потом бороться с ее последствиями.

И здорово, что депутаты наконец-то обратили внимание на тему буллинга. По крайней мере, у нас в стране появится юридически четкое определение этого явления. А если появится определение и будут внесены изменения в образовательное законодательство, следует ожидать появления каких-либо федеральных программ по борьбе с буллингом, будут выделены средства на изучение опыта других стран, подготовку собственных кадров. А кадры, как известно, решают все.

 

Александр ОДЖО, член Совета учителей-блогеров при Министерстве просвещения РФ, учитель истории школы №854 «Зеленый город», Москва:

– Буллинг – это не новая проблема. И проблема не только российских школ. Все мы помним советский художественный фильм «Чучело».

Бесспорно, очень хорошо, что нам предлагают правовые нормы, направленные на предотвращение этого явления. Однако школа вновь становится единственной ответственной в борьбе с травлей.

К сожалению, выявить буллинг в классе удается не сразу. Он может быть неявным, происходить вне школы или в социальных сетях. Именно поэтому профилактика таких проявлений важна и в школе, и в дополнительном образовании, и в социальных сетях, и, самое главное, дома.

Более эффективным будет подкрепление данного законопроекта программой занятий для учителей по «прокачке» умений в работе с классом и классного руководства.

Проводить подобные занятия также необходимо для студентов педагогических вузов, чтобы они были готовы к столкновению с феноменом буллинга молодых преподавателей со стороны детей.

 

Евгений БУНИМОВИЧ, председатель Комиссии по образованию Московской городской Думы, заслуженный учитель России:

– Я не уверен, что такие проблемы решаются с помощью законопроектов. Но считаю, что подготовка законопроекта полезна, потому что это хотя бы обращает внимание на проблему буллинга. Может быть, помимо школьного рейтинга, куда входят ЕГЭ, ОГЭ и предметные олимпиады, будут обращать внимание на эту чудовищную и до сих пор не решенную проблему.

Екатерина КОВРИГИНА, помощник уполномоченного по правам ребенка в Карелии, Петрозаводск:

– По моему мнению, данная инициатива позволит только закрепить само понятие травли, в остальном ее реализация отдается образовательным организациям, в которых разный уровень компетентности сотрудников при урегулировании конфликтов. В принципе действующее законодательство уже позволяет привлечь обидчика к ответственности за буллинг. Например, по статье 5.61 Кодекса об административных правонарушениях («Оскорбление»), статье 20.1 КоАП («Мелкое хулиганство») и статье 7.17 КоАП («Уничтожение или повреждение чужого имущества»), а в отдельных случаях работает ст. 213 Уголовного кодекса РФ («Хулиганство»).

 

Елена БАЧЕВА, сопредседатель Большого семейного совета Пермского края:

– Когда же мы научимся работать грамотно? Боремся со следствием, не выявляя причины явления. А ведь буллинг из той же серии общественного неблагополучия, что и стрелки в школе, жестокость в семье. И очередным законом и санкцией в виде штрафа ситуацию не изменить.

Размыта шкала духовно-нравственных ценностей в обществе, сказался 30‑летний переход страны от социализма к капитализму.

Здесь нужна основательная воспитательная работа в системе. Именно в системе! Причем не только с детьми, но и с родителями. «Разговоры о важном» частично решают данную проблему, но пользы от этих занятий было бы больше, если бы дети говорили не о красных датах календаря, а на темы «Хорошо ли со мной людям», «Когда человеку больно?», «Что значит дружить?».

Искоренить буллинг помогут родительское добровольчество, социально значимая деятельность, образование взрослых и детей, а также замена пропаганды жестокости и героизации зла в СМИ более содержательным и добрым контентом.

И на сегодня не нужны новые законы. Действующие документы – Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года и Стратегия национальной безопасности РФ – направлены на сохранение духовно-нравственных ценностей общества. Надо бы вспомнить о них и работать по ним.

 

Наталия КИРЕЧЕНКОВА, председатель Комиссии по образованию и молодежной политике Общественной палаты Воронежской области, заместитель директора частной школы «Вектор», Воронеж:

– Думаю, особых изменений данная инициатива не принесет. На мой взгляд, дети буллят друг друга из-за того, что учителя не обращают на это внимания. Главная проблема в том, что дети не заняты реально значимой деятельностью. Именно тогда, когда нечего делать, возникает желание хоть как-то себя проявить и выделиться. Подросткам свойственно желание быть в коллективе, принадлежать к группе, а если я как педагог не руковожу этим процессом, не создаю для ребенка возможность активного участия, самовыражения и причастности к группе, тогда возникает почва для негативных проявлений.

Кстати, некоторое время назад в школах создавали службу медиации, целью которой было научить детей разрешать конфликты. В роли медиаторов должны были выступать люди, умеющие помогать в сложных психологических ситуациях. Почему сегодня о них забыли?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте