search
main
0

Буллинг в классе: как распознать и предотвратить?

Эксперты Московской службы психологической помощи дают советы учителям и родителям

Однажды учитель математики заметил, как новенького пятиклассника обзывают его сверстники. Казалось бы, обычная история: дети знакомятся, притираются характерами… Но по словам психологов, обидные прозвища могут быть одним из признаков того, что в классе зарождается буллинг (англ. bullying – запугивание, травля).

Публичные унижения и оскорбления, высмеивание, порча личных вещей, задевающие или угрожающие комментарии в социальных сетях – все это проявления буллинга среди школьников. Психологи Московской службы психологической помощи подготовили специальные памятки для учителей и родителей о том, как распознать первые признаки буллинга.

На что обратить внимание учителю:

  • дети смеются над одним и тем же учеником, дают обидные прозвища.
  • у ребенка потрепанный внешний вид (одежда и волосы);
  • есть следы насилия на теле, покрасневшее или слишком бледное лицо, следы слез;
  • другие дети зажимают ребенка в кольцо, в угол;
  • на вопрос, что происходит, отвечает не сам ребенок;
  • ребенок стал хуже успевать в учебе;
  • ребенок систематически опаздывает на уроки или задерживается в классе после звонка;
  • дети группой задерживаются после уроков;
  • есть ребенок, который регулярно не участвует в групповой работе и проводит перемены в одиночестве.

На что обратить внимание родителям:

  • ребенок стал выражать нежелание идти в школу.
  • у него нарушились сон и аппетит;
  • ребенок не рассказывает, как дела в школе;
  • есть следы насилия на теле – синяки, ссадины;
  • часто испорчены вещи (одежда, школьные принадлежности);
  • у ребенка снизилась успеваемость;
  • появились жалобы на различные боли, плохое самочувствие, стал чаще болеть;
  • у ребенка нет друзей;
  • ребенок стал более эмоциональным (слезливость, раздражительность, приступы гнева);
  • ребенок ушел в себя, меньше контактирует с семьей.

Эксперты отмечают, что это не универсальные, но настораживающие признаки: если вы заметили что-то из описанного выше, необходимо прояснить ситуацию.

Почему дети становятся агрессорами?

Чаще всего ребенка-агрессора готовит среда, в которой он живет. Если школьник регулярно видит агрессивное поведение, направленное на него самого или на его близких, это увеличивает шансы того, что ребенок будет транслировать эту модель.

Психологическое насилие, сцены которого ребенок видит ребенок в семье или ближайшем окружении, становится для него нормой и основным способом общения со сверстниками, а также способом демонстрации власти над другим человеком. Идеи привлекательности власти нередко подкрепляются и определенными компьютерными играми.

Получается, такой ребенок становится агрессором не потому, что он плохой в принципе. Просто на бессознательном уровне он считает агрессивное поведение и власть над другими нормальным явлением.

Узнать агрессора несложно: он использует насмешки, а также унизительные, оскорбительные или обидные слова или действия, при которых он всегда “на высоте”.

Еще одна причина, по которой дети становятся агрессорами, – психические отклонения.

Кто может стать жертвой?

Жертвой травли может стать любой ребенок. Но есть факторы предрасположенности: эмоциональная чувствительность, восприимчивость, низкая самооценка, неуверенность в себе, общее переживание своей неправильности, одиночества и бессилия. Зачастую эти признаки развиваются в семье, где родители не поддерживают детей. Ребенок уверен, что ему не с кем разделить горести и радости.

Ситуация № 1. Ребенок растет очень восприимчивым и чувствительным, он быстро реагирует слезами или замыкается. Это означает, что он не освоился с более действенными способами справляться со сложностями, которые могут возникнуть в социуме. Такой школьник может стать мишенью злых шуток.

Ситуация № 2. Ребенок в принципе умеет справляться с различными ситуациями, но встречается с систематическими агрессивными воздействиями со стороны сверстников. И он начинает сомневаться в себе: “Может быть, я неправильный, раз ко мне постоянно придираются?”. Внутренний фон ребенка, попавшего в позицию жертвы, – молчание, ощущение ловушки и чувство бессилия.

“Травлю у детей старших классов распознать сложнее, чем в начальной школе. Ученики младших классов почти всегда на глазах у одного педагога, они более спонтанны, еще не привыкли к тому, что их действия заметны и понятны. К тому же они больше доверяют взрослым”, – комментирует Наталья Цымбаленко, автор книги “Буллинг. Как остановить травлю ребенка”, начальник Управления информационной политики и коммуникаций Департамента труда и соцзащиты населения Москвы.

По словам эксперта, подростки, находясь в процессе отделения от взрослых, формируют зону неприкосновенного пространства, поэтому их проявления травли менее заметны.

“Ученики старших классов с большей готовностью перемещаются в пространство интернет-коммуникаций, тогда можно говорить о кибербуллинге. И учителям, и родителям крайне важно не только сохранять контакт с ребенком-подростком, но и разъяснять детям признаки травли. А также давать им действенные инструменты совладания – “не молчи” – еще в начальных классах”, – поясняет Наталья Цымбаленко.

Три правила для педагога

Хороший учитель в школе не только передает детям знания, но и помогает им организовать коммуникацию на принципах взаимного уважения. Травля в детской среде становится нормой в той мере, насколько взрослые это допускают, оставляя ее без должного внимания, – уверены психологи.

1. Лучше предупредить, чем лечить

Необходимо создать в классе такой психологический микроклимат, чтобы каждый ученик чувствовал себя в коллективе сверстников комфортно, спокойно и безопасно. Этому поможет работа в группах на доверие и взаимовыручку, объединяющие игры и разминки на переменах. В работе с учениками старших классов нужно делать поправку на их стремление к независимости.

2. Нельзя унижать детей

Учитель не должен унижать или оскорблять ребенка из-за плохого поведения, уровня интеллектуальных способностей, внешности и так далее – ни словесно, ни каким-либо иным образом.

“Некоторые учителя не объявляют всему классу оценки, чтобы не формировать поле для сравнений и возможных насмешек. Каждый ребенок может подойти и узнать свою оценку вместе с разъяснением от учителя. Это пример конструктивной коммуникации”, – добавила Наталья Цымбаленко.

3. Начинайте с младших классов

Учитель может прописать правила поведения и разместить их возле доски. Например, там можно указать: “У нас не кричат на одноклассников”, “У нас помогают друг другу” и так далее. Правила взаимодействия должны побуждать детей к сотрудничеству и дружбе.

Фото сайта izvestiy-kamen.ru

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте