Травля в одном классе не редко перерастает в болезнь всей школы. Психологи так и называют буллинг – школьная эпидемия. Как педагогу избежать её распространения и спасти ученика или себя самого? Об этом говорили на презентации антибуллингового проекта для учителей, учеников и родителей «Каждый важен» в Центре толерантности 12 февраля.
Понятие «буллинг» появилось еще в XX веке, однако известное ныне значение оно приобрело сравнительно недавно, после публикации книги норвежского психолога Дана Ольвеуса «Буллинг в школе». В остальном ничего нового. Травля в школе была испокон веков. Главное – помнить, что с ней можно справиться.
Какие виды травли существуют?
- Вербальная – самый простой и часто встречающийся вариант. Выражается в угрозах, оскорблениях и злых насмешках;
- Физическая – физические действия в отношении жертвы. Это могут быть толчки, побои или попытки домогательства;
- Социально-психологическая – целью этого вида является исключение объекта из привычного круга общения. Сплетни, слухи, бойкот и игнорирование могут стать причиной, по которой от ребенка или взрослого могут отвернуться;
- Экономический – этот вид в России встречается редко, зато популярен среди американских и азиатских подростков. Представляет в себе вымогательство или прямой отбор денег, порчу личного имущества;
- Кибербуллинг – самая «молодая» форма травли, которая осуществляется в интернете через социальные сети и предполагает распространение слухов и ложной информации, иногда – взлом личных страниц. Является одним из опаснейших видов из-за источника угрозы, от которого сложно отгородиться.
Причины травли могут быть самыми разными: микроклимат в семье и в самом классе, личность агрессора, поощрение агрессивного поведение в обществе и транслирование этой позиции при помощи медиа, недостаток родительской любви и внимания. Итог всегда один – страдает слишком много людей: жертва, наблюдатели и сам агрессор. Психологи всего мира отмечают, что школьная травля по тяжести последствий сравнима с семейным насилием.
Чувства безнаказанности и всемогущества, испытываемые агрессором, позднее приводят к развитию еще более деструктивных качеств и девиантного поведения. Наблюдатели переживают, что не смогли помочь жертве. Особенно чувствительные дети на всю жизнь сохраняют чувство вины и стыда за это. Самая тяжелая психологическая травма наносится жертве травли – они и через много лет помнят болезненные переживания, могут развиться и психосоматические расстройства. Некоторые признаются, что в детстве даже не замечали травли и осознали происходившее уже потом, когда окончили школу.
Бороться с буллингом в школе можно и нужно. Решать проблему всегда тяжелее, чем предотвратить ее появление. К сожалению, в России практически нет программ, предупреждающих негативное развитие событий. Именно поэтому команда Центра толерантности Еврейского музея создала проект «Каждый важен».
Начало положено
Директор Центра толерантности Анна Макарчук, одна из создателей проекта, знает о буллинге не понаслышке. Она до сих пор помнит и не может себе простить, что так и не смогла ничего сделать в тот момент, когда травля началась в ее классе. Рассказывать о способах борьбы с буллингом и профилактики этого явления, презентовать проект, способствующий улучшению ситуации, помогать другим сделать сложный выбор – главная ее мотивация.
В основе программы «Каждый важен» лежат психолого-педагогические технологии, разработанные в Центре толерантности, которыми создатели готовы делиться с неравнодушными людьми, особенно учителями.
– Вы, педагоги, наши главные стратегические партнеры. В Центре толерантности работает восемь человек. Мы очень стараемся, но нам нужна ваша помощь. От вашего мировоззрения и вовремя сказанного слова может зависть жизненный путь ваших учеников, – обратилась к педагогам на презентации проекта Анна Макарчук.
Разработчики программы уверены, что своевременные совместные действия могут помочь вовремя предотвратить беду, поэтому в центре уделяют большое внимание просвещению педагогов.
Перед презентацией программы «Каждый важен» у учителей спросили, насколько масштабной они считают проблему травли в школе. Большинство педагогов отметили, что примерно в 60% всех российских классов существуют подобные ситуации, однако, отвечая на более конкретные вопросы, признались, что слышат о буллинге от учеников и коллег намного чаще, чем хотелось бы. По мнению Анны Макарчук это свидетельствует о том, что печальную правду всегда хочется скрыть или немного смягчить.
Во время этого же опроса многие педагоги отметили, что распространенной в последнее время становится травля учителя со стороны ребенка или родителей. Поэтому программа «Каждый важен» состоит из нескольких равноценных блоков и рассчитана на детей, учителей и родителей. Последняя разновидность пока находится в разработке, но уже скоро начнет работать.
Отвечая на вопрос о препятствиях для успешной профилактики буллинга в школе, педагоги рассказали, что им не хватает знаний и технологий. Программа «Каждый важен» может решить эту проблему.
– За рубежом с детьми, начиная с детского сада, проводятся регулярные занятия, направленные на развитие коммуникативных навыков, формирование ценностей ненасилия. Весь персонал образовательных организаций проходит специальную подготовку, благодаря которой они могут корректно отреагировать на увиденный эпизод травли или предотвратить его, – отметила Анна Макарчук.
Конечно же, идеальной системы не существует. За пределами России свои проблемы, а нашу устоявшуюся систему не изменить кардинально за несколько месяцев. Но можно начать. Проект «Каждый важен» сочетает в себе зарубежные практики и современные российские реалии. Программа является профилактической и, в первую очередь, воспитывает нетерпимость к самому явлению травли и насилию. Вариант для учеников рассчитан на восемь занятий и требует проведения тренингов в полноценном классе. Они разделены на две возрастные категории: 5-7 классы и 8-11 классы, – и рассчитаны на 1,5 часа.
С детьми говорят о конструктивной коммуникации, многообразии и индивидуальности. Большинство ситуаций травли основывается именно на отличии детей от своих сверстников. Остальные должны понимать, что это нормально. На последнем уроке дети всем классом должны подготовить свой антибуллинговый проект, кодекс поведения, для младших классов или просто других ребят, чтобы закрепить результат.
Одной из техник является погружение в смоделированную ситуацию. На занятии ученики смотрят небольшой фильм, иллюстрирующий одну из возможных форм буллинга. После этого им предстоит определить роль каждого участника конфликта и ответить на шесть вопросов. С их помощью можно раскрыть мотивы поступков человека, оказавшегося втянутого в травлю. А после ребята должны сделать вывод, что или кто может разрешить конфликтную ситуацию, показанную в фильме.
– Вся программа создана для того, чтобы показать детям – они могут это изменить, – уверена Анна Макарчук.
18 февраля стартовали тренинги для учителей, они рассчитаны на шесть недель. Помимо получения знаний и умений по решению проблем в классе, связанных с буллингом, педагоги научатся самостоятельно проводить занятия во время своих уроков. После окончания обучения они получат полный комплект методических рекомендаций и файлов, необходимых для занятий.
Помимо этого, команда проекта «Каждый важен» самостоятельно выезжает в школы и проводит с ребятами и педагогами занятия.
Программа является всероссийской. Для того, чтобы принять в ней участие, необходимо связаться с Центром толерантности. К слову, тренинги уже стали популярными: на ближайший месяц нет ни одного свободного дня. А это значит, что начало положено.
Фото автора
Комментарии