В этом году 8 декабря исполнилось 70 лет педагогу, просветителю, хормейстеру, композитору и дирижеру Георгию Александровичу Струве. За 50 лет преподавательской работы он воспитал свыше десяти тысяч учеников. Созданная им хоровая студия “Пионерия” объехала с выступлениями более сотни городов России и множество стран. Ежедневно питомцы Струве где-нибудь поют: то на записи к новогоднему празднику, то в консерватории на концерте, то на репетиции “певческого поля”. Особого восхищения заслуживает созданная Георгием Александровичем уникальная методика обучения хоровому пению детей начиная с трехлетнего возраста.
В городе Железнодорожном под Москвой, близ станции Кучино, в тени стандартных жилых домов притаилось старое двухэтажное здание, крашенное охрой, со скромной табличкой “Пионерия”. Фойе хоровой студии ничем не отличается от заурядной рекреации средней школы провинциального городка. Зарешеченный стругаными рейками гардероб, покрытый грубыми бетонными плитами пол, крепко сбитые деревянные скамьи да сильно поношенные кресла из кожзаменителя. Лишь большие листы ватмана с фотоотчетами о поездках, выставках, вечерах поэзии, капустниках и конкурсах говорят о том, что здесь происходит что-то необычное.
Я приехал слишком рано, было время рассмотреть пустые, сонные коридоры. Георгий Струве порывисто вошел, поздоровался и молнией взлетел по лестнице на второй этаж, шагая через ступеньку. И не дашь 70 лет. Легкий, быстрый, энергичный.
– У меня годами не было отпусков, – будто прочитав мои мысли, говорит Георгий Александрович. – Я каждое лето проводил с ребятами в трудовых и певческих лагерях. Не верится, что мне уже 70 лет. Но с ребятами скучать не приходится. Я зарядки летом в певческих лагерях всегда провожу сам. Вместе с детьми бегаю по утрам, в море купаюсь.
Мы продолжили разговор о принципе, который сформулировал еще Михаил Глинка: “Песня – душа народа”. Сейчас у нас молодежь совсем не поет. Как вернуть душу народную? Что делать?
Говорит Георгий Александрович: “50 лет мы всем своим существованием демонстрируем, что певческие способности есть у всех; неспособных к пению людей нет. Надо пробуждать желание петь”.
Сегодняшние ученики Георгия Струве – внуки тех, кого он начинал приобщать к миру прекрасного, будучи 20-летним учителем пения. Не сразу далось нынешнее понимание роли песенной культуры в жизни людей. Общение с Дмитрием Кабалевским вывело на широкую дорогу.
– Нацию объединяют язык и песня. Советский Союз объединял русский язык, и песня, как второй язык, его тоже объединяла. Мы пели песни и Бабаджаняна, и Раймонда Паулса, и Соловьева-Седого. Песня была единым языком всех народов.
Георгий Александрович рассказал, как непросто было начинать. И в советское время на протяжении многих лет хоровую студию “Пионерия” все хотели закрывать. Потому что это была новая форма работы. До того существовали отдельно музыкальные школы, отдельно – хоровые коллективы, которые не могли развиваться, так как музыкально они были неграмотными. Музыкальные школы во главу угла ставят не совместное пение, а инструментальную игру. Человек научился играть, закрыл инструмент – и все. И вот тогда в поселке Вишняково появилось нечто иное, о чем Дмитрий Кабалевский сказал: “Здесь сочетаются творчество и образование”. Студия же не вписывалась в установленные юридические каноны. “Пионерия” была незаконным ребенком. Разрешение на свою деятельность она получила лишь в 1976 году. Эту же дорогу прошли многие последователи Георгия Струве. А за ними уже идут тысячи.
Но и ныне работать не стало проще.
– Сегодня у нас отсутствует нормальное отношение государства к музыкальному образованию. Распались филармонии и музыкальные редакции. Не печатаются ноты. А это пространство заполнилось чужой музыкой или своей, но ужасной. И мы вынуждены воспринимать чуждую нам культуру, которая нас разъединяет. Уже не на пространстве СССР, а в России нас сплачивает только русский язык, а не музыка. А народы России начинают петь лишь свои национальные песни. Общих песен нет. Даже государственный гимн не поем. Это ведет к еще большему разобщению государства.
Георгий Александрович рассказал о своей уникальной методике. Я слушал его, и мне казалось, я вижу перед собой, как бережные руки расчищают заилившийся, забитый родник, как из него постепенно начинает бить чистая, прозрачная струя.
Хоровая студия начинает работать с детьми с трех лет, когда природный абсолютный слух еще не забит безвозвратно, пока у маленького человечка не выработался комплекс неполноценности от грозного окрика: “Тебе медведь на ухо наступил”, пока жива тяга к самовыражению через пение. Формула грамотности “буква – цифра – нота” к таким маленьким детям еще неприменима. Их еще предстоит научить писать, считать и читать настоящие ноты. Поэтому на начальной ступени обучения особенно важны жесты.
Методика Георгия Струве состоит из игровых наглядных упражнений, имеющих простую, доступную для ребенка форму с соблюдением основного педагогического принципа: от конкретного к абстрактному. В упражнениях хорового сольфеджио объединены три важных компонента: зрительный, слуховой, двигательный. Используются ручные знаки. Сжатый кулачок – поется “раз”, кисть вверх – “два”, рука ладонью вниз – “три”. Для ребенка это своеобразные музыкальные ступени, по которым видно, что “два” выше, чем “раз”, “три” выше, чем “два”. Сначала дети только поют и считают, позже они узнают, что это ступень мажорного лада.
Систематические упражнения с ручными знаками, а дальше пение по руке (рука как “нотный стан”) интенсивно развивают координацию между голосом и слухом, при этом закладываются основы ладового слуха. От простых попевок игры-упражнения ведут к песне. При разучивании с дошколятами песен Георгий Александрович преследует две цели: выучить саму песню и развить навык пения по ручным знакам. Тем самым развивается общая музыкальная грамотность детей. Они постепенно готовятся к будущему пению по нотам.
Так Георгий Струве вместе с коллегами ведет ученика с младенчества к вершинам музыкального творчества, не прерывая песни. Дети поют на занятиях, на вечерах и во время поездок, летом в трудовых и в специальных певческих лагерях. Из тонкого ручейка образуется уверенный мощный поток, сохраняющий прежнюю кристальную чистоту.
Все этапы работы с ребенком продуманы и детально расписаны. Существует концепция, создана подробная программа, уже отработана методика для разных возрастных групп. Речь идет не только о школьном уроке, а о музыкальном воспитании с рождения ребенка, с колыбельной песни матери. Ведь у Георгия Струве поют и родители, существует даже хор пап. Ученики прекрасно исполняют множество песен. Каждый из них знает более ста стихотворений. А поют они не просто “песенки”. Это стихи Лермонтова, Есенина, Пушкина… Георгий Александрович уверен, с пением можно выучить и русский язык, и литературу, и иностранные языки (он работал с финнами, которые по такой методике изучают русский). Песней можно объединять разные предметы.
Однако даже детально отработанной методикой всех проблем не решишь. До сих пор государственные мужи недооценивают значение певческой культуры. Одной физкультурой, военно-патриотической работой (организованной преимущественно на стадионах) нельзя поднять дух народный. Да и с кем поднимать? Мужчины уже ушли из музыкальной школы. А для сохранения национального самосознания нам нужна поющая школа. Георгий Струве знает, как ее такой сделать. Он поведал о своей поездке в Тольятти. Город целиком принял программу “Пионерии”. Это будут поющий детский сад, поющая школа, поющие родители и выход на большие “певческие поля”. В их распоряжение Георгий Александрович передал многократно отработанные методики, которые составлены на основе обобщения опыта как нашей, так и международной практики.
Я поинтересовался, чего Александр Георгиевич ждет от своих друзей и учеников к своему дню рождения.
– Для меня главное – дальнейшее развитие нашего дела, которым я жил всю свою жизнь. Мне очень бы хотелось, чтобы оно продолжалось. Мне повезло, что жизнь сложилась именно так, что я вот уже 50 лет делаю одно дело. Я знаю очень много людей, которые и способнее, и талантливее, но их жизнь сложилась так, что они метались и не смогли при жизни увидеть результатов, пожать плоды.
В молодости, когда Георгию Струве было 20 лет, он поставил перед собой первейшую задачу – чтобы вся его школа запела. Попозже он захотел, чтобы весь район запел. Только после встречи с Кабалевским осознал, что локальный дом, отдельная школа или даже целый район не решают проблемы. Он тогда понял, что детское пение – это серьезное дело. То, чем занимается хоровая студия, необходимо для всех, для всей страны, для всего народа. Пришло понимание необходимости возродить певческую среду обитания. Если ее не возродить, если мамы не будут петь колыбельную, то одаренных детей у нас не будет, не родится и не вырастет. Георгий Александрович убежден: от природы каждому дан абсолютный музыкальный слух, который к трем годам засоряется. Аналогично нам дано от природы, от Бога умение плавать. Если человек с детства начинает плавать, то всю жизнь будет уметь. А если вокруг нет соответствующей среды, то разучится. Так и с музыкальным слухом. Если не будет музыкального образования, не будет преемственности поколений в пении, то одаренности появиться будет неоткуда. Осознав эту связь, хоровая студия “Пионерия” наладила работу по-новому, стала ездить по стране, но не для показа, какие они хорошие, а для налаживания работы повсеместно, чтобы окружающие подтягивались за ними.
Большинство коллективов приезжает куда-нибудь, показывает концерт и уезжает. Это само по себе хорошо, но недостаточно. “Пионерия” приезжает и сразу начинает проводить открытые занятия. Таких занятий уже проведено несколько тысяч.
– Бывали годы, когда мы чуть ли не каждый год проводили открытые занятия. Постоянно открывалась эта дверь (Георгий Александрович показывает на дверь в свой кабинет), и входили люди из Хабаровска, из Прибалтики… Люди приезжали и сейчас приезжают за тем, чтобы увидеть то, что и они могут сами сделать у себя. Ведь мы не создаем чего-то элитарного, как сейчас, знаете ли, повсеместно создаются такие школы. Мы стремимся подтянуть всех до нашего уровня, точнее, до нашего понимания проблемы.
Ко времени, когда Георгий Александрович произнес эту фразу, к нему в город Железнодорожный приехали из самых дальних краев страны хормейстеры, директора музыкальных школ и клубов. Беседу пришлось завершать. Народ толпился в прихожей, гости заглядывали в кабинет. Я успел познакомиться с одной посетительницей, которая, видимо, приняла меня за руководителя какого-то хора. Она приехала за опытом “Пионерии”, за методиками. Я испытал угрызения совести из-за того, что отобрал у Георгия Струве более двух часов. Начиналась обычная работа в длинной череде дней. Выйдя на крыльцо студии “Пионерия”, я подумал: “Пусть еще много лет живет это благородное дело, которое здесь ежедневно совершается!”
Вячеслав РУМЯНЦЕВ
Железнодорожный,
Московская область
Комментарии