search
main
0

Буктрейлеры, лонгриды, подкасты

Медиаграмотность и медиакомпетенции

Медиаобразование стремительно врывается в привычную школьную жизнь. Медиаграмотность детей и медиакомпетенции педагогов сегодня так же востребованы, как лет 20 назад были востребованы компьютерные технологии и умение ими пользоваться на уроках.

 

Необходимость использования медиатехнологий в школе является своего рода ответом на новые вызовы в образовании: появление новых профессий в сфере медиа, введение в школах медиапредметов, качественный уровень организации онлайн-обучения.

Сегодня каждая школа в той или иной степени использует медиатехнологии, и не важно, включено образовательное учреждение в систему официальных городских или федеральных проектов, связанных с медиаобразованием, или нет. Приведу только несколько аргументов в пользу применения медиатехнологий в каждой школе:

  1. Положения многих образовательных и творческих конкурсов и для педагогов, и для учеников предполагают подачу заявки или результатов проекта в медиа­формате (например, видеовизитка, видеоурок, лонгрид, видеоинструкция).
  2. Для проведения внутри­школьных мероприятий, всем известных и любимых концертов к праздникам, музыкальных конкурсов, театральных постановок, конкурсов талантов сегодня уже мало традиционной сцены актового зала. Наши ученики тонко чувствуют современные направления и хотят попробовать себя в роли операторов, звукорежиссеров, режиссеров, постановщиков, создать качественный запоминающийся видеоролик о прошедшем мероприятии.
  3. Представление школы в публичном пространстве – социальные сети, сайт, каналы – также требует профессионального подхода к созданию качественного медиаконтента. Это имидж образовательного учреждения, и далеко не каждая школа может позволить себе взять на работу SMM-специалиста. Правильнее обладать собственными медиаресурсами, в функции которых входит не только создание контента для информационного пространства, но и обучение такому созданию.
  4. Чемпионаты профессионального мастерства включают множество компетенций, связанных с медиатехнологиями и медиапроизводством. Так, например, в перечень компетенций Московского детского чемпионата «Мастерята» входят видеопроизводство, мультимедийная журналистика, реклама, моушн-дизайн. А среди компетенций чемпионата профессионального мастерства «Московские мастера» – видеопроизводство, звукорежиссура, реклама, фотография, моушн-дизайн, полиграфические технологии. И список медиакомпетенций чемпионатов постоянно расширяется, так как в медиасфере появляются новые профессии, спрос на них возрастает.
  5. Растет число школьных редакций – студий школьного телевидения, новостных агентств, радиостудий, изданий. Об этом свидетельствует недавно прошедший в Москве Всероссийский конкурс школьных изданий, где в финале марафона школьных СМИ России приняли участие более 420 юнкоров из 18 городов и регионов страны. В течение учебного года участники марафона – школьные сценаристы, новостники, операторы, фотографы, корреспонденты, иллюстраторы и монтажеры – пишут, снимают, монтируют, фотографируют и загружают созданный медиаконтент на портал школьной прессы по 12 медианаправлениям. Масштабы мероприятия свидетельствуют о востребованности обучения в школах медиакомпетенциям.

 

Полезный педагогический опыт

Одна из новых черт современного образования – медиаконвергентность. Педагоги успешно используют медиатехнологии на предметах общеобразовательного цикла. Обратимся к опыту коллег, учителей-предметников. Так, например, на уроках литературы учитель в качестве урочных проектов создавал с ребятами буктрейлеры – небольшие мотивационные ролики к литературным произведениям. В течение года ребята работали в командах, в которых роли распределялись по аналогии с творческой съемочной группой: сценарист, режиссер, оператор, монтажер, звукорежиссер. Ценность такого формата работы очевидна – ученики не только создают творческий продукт, они должны глубоко погрузиться в содержание произведения, чтобы создать ролик, после просмотра которого их сверстники захотели бы прочесть эту книгу. Несомненно, что педагог и сам должен обладать достаточным уровнем медиакомпетенций, чтобы руководить такими проектами.

Другой пример – от учителя биологии, который провел цикл уроков вне стен аудитории, на территории школьного двора, и записывал с ребятами голоса городских птиц. Эти аудиозаписи стали основой образовательного проекта «Подкасты «Голоса городских птиц». Ученики создавали аудиозапись с рассказом о том или ином виде птиц и включали звуки их голосов. Такие уроки с использованием медиатехнологий находят живой отклик у ребят, поколение которых родилось и живет в мире, наполненном медиаконтентом.

 

Медиапроекты

В 57‑й школе второй год работает объединение дополнительного образования «Мастерская медиапроектов», которое посещает группа учеников разного возраста (3‑7‑й классы), объединенная творческой идеей создания современного и качественного медиаконтента. Каждый участник может выбрать свой формат участия (индивидуальное или командное) и направление медиа­творчества. В течение года ребята учились основам видео- и фотосъемки, монтажу, созданию текстового контента, разбирались, какими могут быть медиапроекты, знакомились с основами информационной безопасности, авторского права и другими аспектами медиаграмотности. Важно отметить, что медиаграмотность – это навыки и умения получать, анализировать, критически оценивать полученную информацию не только из интернет-источников, но и из разных типов медиа. Медиаграмотность включает и понимание новостных сообщений из различного уровня СМИ, социальных медиа, и умение безопасно находиться в информационной среде социальных сетей, и способность критически осмысливать источники информации.

Несколько занятий мастерской прошли в выездном формате – ребята приняли участие в апробации комплексного решения для образования «Медиакласса DIGIS» с профессиональным медиаоборудованием, над которым группа медиапедагогов, технических специалистов, профессионалов из медиаиндустрии, преподавателей вузов работала целый год. Апробация прошла успешно: каждый мог попробовать себя в роли диктора, корреспондента, оператора, режиссера, звукорежиссера и даже осветителя.

И в результате работы нашей мастерской появились первые медиапроекты: цикл лонгридов на научную тематику, реклама образовательного продукта для конкурса Школы реальных дел, ролики-интервью с преподавателями школы. И это только первые шаги в предпрофессиональном направлении: для одних это будет определяющим фактором в выборе будущей профессии, для других – полезным опытом освоения базовых медиаумений.

 

Вопросы, которые требуют решения

К важным аспектам медиаобразования в школе относятся и другие вопросы, ответы на которые обсуждаются сегодня в образовательной среде: с какого возраста необходимо обучать детей основам медиаграмотности, где педагогам знакомиться с методиками использования медиатехнологий в образовательном процессе, какое оборудование можно и допустимо использовать на занятиях, будут ли педагогические вузы учитывать потребность в достаточно высоком уровне медиакомпетентности будущих педагогов? Поиску ответов на эти и другие сопутствующие вопросы посвящены семинары, круглые столы, дискуссии, в которых активное участие принимают представители высшего образования. Так, на недавно прошедшей в рамках ММСО панельной дискуссии «Медиаграмотность учеников и медиакомпетенции педагогов: ресурсы и возможности» с участием педагогов 57‑й школы заместитель председателя Общественного совета при Департаменте образования и науки Москвы, зав­лабораторией медиакоммуникаций в образовании факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ Александр Борисович Милкус выступил с инициативой уделять особое внимание обучению медиаграмотности в школах:

– Что уже абсолютно точно понятно: медиаграмотностью и знаниями по основам информационной безопасности должны владеть все примерно так, как сейчас все владеют правилами дорожного движения. А вот следующий шаг – это получение специального медийного образования для дальнейшей работы. И здесь уже есть десятки профессий, связанных с миром информационных технологий, владением словом, голосом, фото- и видеокамерой, даже диктофоном.

Медиаобразование в школе решает сразу несколько задач. Во-первых, формирует грамотную, требовательную, умеющую анализировать и критически мыслить аудиторию. Во-вторых, предоставляет возможность взаимодействия с внешними СМИ, обеспечивая принцип открытости воспитательно-образовательного пространства школы. В-третьих, формирует профессиональные навыки и компетенции у школьников, включенных в этот вид деятельности. Медиаобразование в школе – это надежный базис для формирования и апробации компетенций, а также развития способностей школьников.

 

Елена ДАВЫДОВА-МАРТЫНОВА, методист, учитель информатики 57‑й школы, кандидат политических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте