Предлагаем вашему вниманию авторский проект организации ученического самоуправления, который был подготовлен коллективом школы, где самоуправление успешно развивается в течение нескольких лет. Автор Вера Вячеславовна Гаврина, заместитель директора. Ждем описание ваших моделей. Уверены, вам есть о чем рассказать!
Авторский проект организации ученического самоуправления ГОУ ЭСОШ № 75 РАО «Школьная республика»
Раздел 1. Краткая характеристика образовательного учреждения
Государственное общеобразовательное учреждение «Экспериментальная средняя общеобразовательная школа № 75» Российской академии образования была открыта в 1980 году. Учащихся 1020. Педагогов 97 (высшую первую квалификационную категорию имеют 67% преподавателей, один – заслуженный учитель СССР, два – кандидата педагогических наук, пять учителей – почетные работники общего образования РФ, девять – лауреаты соросовской премии). С 2000 года команда старшеклассников – активный участник и победитель Всероссийского конкурса по основам потребительских знаний (региональный тур).
Для работы органов самоуправления есть специальные помещения: для общего сбора, проведения коллективных творческих дел, для заседания депутатов школьной думы, для проведения совещания совета мэров городов школьной республики – актовый зал, депутатская комната и кабинет заместителя директора школы.
Наш адрес: 142432, Московская область, Ногинский район, г.Черноголовка, проезд Строителей, дом 3, телефон 8-252-2-11-35, факс 8-252-45-770.
Раздел 2. Краткая характеристика функционирующей модели самоуправления
У нас создана демократическая республика. Ее граждане – школьники, их родители, учителя и сотрудники школы. В нее входят классы-города. Всего – 30 городов. В каждом из них есть устав, герб, гимн. Постепенно возникают свои традиции. Одна из них – День городов. В этот день все мэры вступают в должность, давая клятву. Каждый город представляет свою визитную карточку; проводится специальный конкурс «Пойми меня».
В нашей демократической республике есть законодательная власть – однопартийная школьная дума, избираемая на 2 года. Это постоянно действующий орган. Порядок избрания депутатов школьной думы определяется законом «О выборах».
Депутатами школьной думы первого и второго созыва разработана и утверждена конституция, закон «О выборах», гражданский кодекс, постановление «О выборах мэров городов», постановление «О награждении школьной грамотой с символикой школьной республики».
Есть также школьная демократическая республика, свой герб и эмблема, создается гимн.
Дни заседания школьной думы – 1-я и 3-я среда каждого месяца. Исполнительная власть – совет мэров городов. Выборы мэров проводятся на основе постановления школьной думы «О выборах мэров». Выборы 2003 года по инициативе депутатов второго созыва были проведены в конце учебного года – в апреле месяце. Решение это было обосновано тем, чтобы новый состав приступил к работе с 1 сентября 2003 года. Кроме этого, депутаты второго созыва внесли поправку в закон «О выборах», в соответствии с которой избирателями могут быть учащиеся с 10 лет, а баллотироваться в депутаты – с 11 лет.
На основе главы 7 школьной конституции группой депутатов-выпускников была внесена поправка по количественному составу. Теперь в школьной думе 13 человек, увеличено и изменено количество думских комитетов и их названия. По инициативе нового состава депутатов расширено количество членов комитетов за счет помощников депутатов (это те ребята, которые были активны во время предвыборной кампании).
Раздел 3. Краткая характеристика нормативной базы организации самоуправления
В уставе школы закреплено право обучающихся на участие в управлении школой. У нас действуют следующие документы: конституция школьной республики; декларация прав учащихся; устав города. Они дают право учащимся на участие в управлении школой. В стадии разработки находится положение «О школьной республике» и положение «О школьной думе». Тексты уже разработаны, но не обсуждались ни учащимися, ни педагогическим коллективом, поэтому пока не введены в действие.
Раздел 4. Характеристика действующей модели ученического самоуправления
Научное обоснование представленной модели ученического самоуправления
Цели и задачи:
формирование активной гражданской позиции;
приобретение учащимися навыков правовой, политической и экономической культуры;
знакомство с основными демократическими процессами современного гражданского общества;
умение адаптироваться в изменяющихся условиях современного общества;
выявление актива среди учащихся и развитие детского самоуправления в школе.
Структура представленной модели
В основе структуры – классы-города школьной республики, где выбраны мэры городов. Граждане города разрабатывают свой герб, гимн, название города.
Все города одной параллели объединяются в союз городов. Например, города параллели 5-х классов объединяются в Бухту открытий».
Бухта открытий
Познавайск (5-й «А»), Древнегорск (5-й «Б»), Светлоголовск (5-й «В»)
Так сегодня выглядит карта школьной республики (см. схему).
По решению школьной думы создан совет мэров. Он является исполнительной властью в школьной республике. Совет мэров собирается два раза в месяц по вторникам.
В школе введен педагогический статус – советник, которым становится учитель, оказывающий помощь ребятам. Такова структура самоуправления:
Школьная дума и совет мэров провели несколько совместных дел:
малые олимпийские игры;
«Олимпиада знаек» (среди учащихся начальных классов);
творческий конкурс «Алло, мы ищем таланты»;
экологический десант «Чистая земля Черноголовки»;
веселая ярмарка.
Такая модель демократической республики, проводимая форма политико-правовой игры доступна для понимания всех участников и способствует привлечению внимания родителей, выпускников школы, коллег из других школ и руководителей города к такой необходимой педагогической технологии, как ученическое самоуправление.
Технологичность представленной модели
Данную модель можно использовать в любом образовательном учреждении. Предполагаемые результаты функционирования данной модели:
создание условий для развития социально-значимых качеств учащихся;
организация обучающих моментов на усвоение норм социального поведения;
приобретение умений и навыков адаптации в современных условиях;
возможность для самореализации учащихся.
Результаты получены в ходе работы модели «Демократическая республика». Вовлеченность учащихся, охват прошедшего учебного года – количество активных участников игры 70%.
Игровая деятельность повлияла на выбор будущей профессии выпускников школы:
юридическую специальность выбрали 5 бывших депутатов школьной думы;
экономическую специальность выбрали 5 бывших депутатов школьной думы и активных участников молодежного фестиваля «Новая цивилизация»;
управленческую специальность выбрали 3 бывших депутата школьной думы;
два выпускника школы – организаторы факультатива «Государство и Я» для участников игры в наступившем учебном году;
один выпускник – помощник депутата Государственной Думы, организатор и руководитель «молодежного (школьного) парламентского часа».
Учет конкретных условий данного образовательного учреждения
Город Черноголовка – научный центр Академии наук, на его территории 9 научно-исследовательских институтов и завод научного приборостроения. Образовательный уровень родителей очень высок. В школе многие факультативы проводят научные сотрудники институтов. Заказ социума – высокий уровень подготовки учащихся для поступления в вузы. Однако в городе не очень высокий интерес к социальным вопросам. Поэтому изучение социальных вопросов учащихся натолкнуло на мысль об изучении не только обществоведческих наук, но и о придании практической направленности этим исследованиям в виде социальных проектов.
В школе имеется социально-юридический класс. Группа учащихся этого класса создала молодежно-исследовательскую лабораторию.
Возможности школы № 75 как образовательного учреждения достаточно широкие. Прежде всего это экспериментальный режим работы школы над темой «Создание локальной среды», возможность получения консультаций у ученых Российской академии образования.
Начиная с 1989 года в школе был апробирован курс «Граждановедение», что помогает в рамках учебного процесса готовить учащихся к восприятию реалий гражданского общества и правового государства.
Школа за активную работу по изучению прав человека включена в число ассоциируемых в ЮНЕСКО.
В 1994-1995 и 1995-1996 учебных годах в школе была проведена экономическая игра «Предпринимательство» (автор – доктор педагогических наук, профессор А.Прутченков).
Была разработана своя школьная валюта – шклярик, создано игровое правительство. Игра прошла успешно, но поставила ряд проблем, в том числе игровое правительство – это активные, самостоятельные, инициативные ребята, как помочь им дальше реализовать свой общественный потенциал, ведь экономическая игра проводилась только по 2 недели в учебном году, а, накопив определенный опыт, ребята дальше хотели реализовать себя и сделать так, чтобы внешкольная жизнь была по-прежнему интересной, как во время игры.
В результате обсуждения хода и итогов игры 1996 года по инициативе школьников появилась школьная дума. В нее вошли ребята из бывшего игрового правительства (10 человек), а остальных назначали в школьную думу классные руководители. Эти 10 были активными, а остальные – созерцатели, выполняющие одноразовые поручения. Но дума тех лет больше напоминала правительство, где не все понимали, что от них хотят.
В 2000 г. в школе прошли курсы для учителей по теме «Игровые технологии организации детского самоуправления», где педагоги познакомились с молодежной программой «Новая цивилизация» (на базе Дома творчества молодежи «Перово», г.Москва). В этот же год команда из 15 человек приняла участие в первом фестивале по молодежной программе «Новая цивилизация» в г.Москве.
После участия в фестивале ребята провели мозговой штурм, в результате которого было принято решение: создать демократическую республику и провести настоящие выборы в думу. На первых порах опирались на рекомендации по проведению политико-правовой игры «Демократическая республика» молодежной программы «Новая цивилизация», но по ходу обсуждения появились свои правила и законы, например, свой закон «О выборах».
Комментарии