После многочисленных споров за органом управления школьной республики оставили название школьная дума, только теперь создавать ее решили на выборной основе. Был создан избирком, в который вошли участники первого фестиваля «Новая цивилизация».
Свою деятельность избирком начал с изучения закона «О выборах в Московской области», затем были встречи с председателем городской избирательной комиссии, мэром города Черноголовка, руководителем молодежной программы «Новая цивилизация», бывшим выпускником – помощником депутата Государственной Думы.
Все это дало возможность ребятам теоретически подготовиться к избирательной кампании и выработать критерии для выдвижения кандидатов в депутаты в школьную думу. О ходе подготовки к выборам председатель школьного избиркома выступил на школьном методическом объединении классных руководителей и педагогическом совете. Многие учителя скептически отнеслись к инициативе ребят, но небольшая часть поддержала их.
Началась избирательная кампания: на переменах шло бурное обсуждение кандидатур, изучался закон «О выборах в школьную думу». На уроках истории, права и граждановедения учителя специально отводили 5 минут для ответов на вопросы о предстоящих выборах. Было зарегистрировано 17 кандидатов: среди них 2 учителя и 1 родитель. Избиркомом были намечены мероприятия предвыборной кампании: пресс-конференция, теледебаты, рекламная агитация. В ходе предвыборной кампании кандидаты сами проводили викторины, конкурсы, дискотеки, то есть это была инициатива самих ребят.
Члены избиркома прошли по всем классам и объяснили правильность заполнения избирательного бюллетеня, а его образец был вывешен на доске избиркома.
29 октября 2001 года в воскресенье состоялись первые школьные выборы. Было зарегистрировано 913 избирателей, проголосовали 382. Из 96 учителей на выборы пришли 19 человек. Бюллетень можно было получить учащемуся по предъявлении дневника.
В школьную думу первого созыва были выбраны: 2 учителя, 1 родитель, 8 учеников. Через месяц на молодежном школьном парламентском часе депутатам были вручены удостоверения депутата школьной думы. Вручал удостоверения депутат Государственной Думы от СПС Андрей Вульф. По этой методике проводились довыборы в 2002 году и выборы в 2003 году.
Теперь у нас в школе благоприятный психологический микроклимат, сплоченный педагогический коллектив. Есть инициативная группа в количестве 35 человек, готовых взять на себя функции организаторов-консультантов.
Организационно-техническое и материально-техническое обеспечение функционирования модели
Проблема проектирования и организации педагогами образовательной микросреды является основной в экспериментальной деятельности ЭСОШ № 75. Проводимые в школе практико-ориентированные исследования направлены на выявление и актуализацию механизмов саморазвития личности учащегося. В школе ведется экспериментальная работа по организации и апробированию «Авторских образовательных микросред».
Учителя-экспериментаторы выступают со стендовыми докладами в Российской академии образования. 8 учителей участвовали в выездном семинаре в городе Звенигороде по организации ученического самоуправления. По возвращении с семинара они провели тренинговые занятия для коллег из соседних школ и для сотрудников детского центра дополнительного образования «Импульс».
Трое из них приняли активное участие в предвыборной кампании, и двое были выбраны депутатами школьной думы. В 2002 году был проведен педсовет на тему «Школьная демократическая республика». Прошло 3 заседания методического объединения классных руководителей по вопросам детского самоуправления в школе.
Для актива ребят проводятся один раз в месяц факультативы «Государство и Я», «Занимательная политология», которые ведут выпускники школы – студенты старших курсов вузов и помощник депутата Государственной Думы.
Имеется полная разработка общегородской игры «Я – лидер». Методически отработана и описана методика проведения выборов в школьную думу, имеется видеофильм о проведении предвыборной кампании и процедуре выборов.
Ежегодно учащиеся школы принимают участие в конкурсах, проводимых «Учительской газетой» («Имею право»), посещают воскресные занятия в московском молодежном клубе «Новая цивилизация» при Дворце творчества молодежи «Перово».
Для школьников один раз в год проводится «Молодежный (школьный) парламентский час» с приглашением депутатов Государственной Думы или поездкой в Госдуму. Для нормального функционирования школьной демократической республики имеется небольшая материально-техническая база (депутатская комната, оргтехника, компьютер, с 2003 года – подключение к интернету).
Отношение к предложенной модели участников образовательного процесса
Для изучения отношения учащихся к детскому самоуправлению был проведен социологический опрос, подготовленный ученицей социально-юридического класса, председателем школьного избиркома, активным участником игры «Новая цивилизация» Диной Мельниковой. Было опрошено более 150 учащихся. В целом отношение к работе органов ученического самоуправления положительное. Школьники высказали и ряд конкретных предложений по улучшению их деятельности.
Социологические данные были представлены на рассмотрение школьной думы, после чего выявилась необходимость провести ряд важных мероприятий:
появилось первое печатное издание «Вестник школьной думы»;
заседания приобрели открытую форму;
депутаты школьной думы провели ряд встреч со своими избирателями, где был озвучен ряд вопросов и проблем, а также приняты решения.
Творческий вклад авторского коллектива в развитие теории и практики ученического самоуправления
Уникальность данного проекта заключается в том, что создание школьного государства началось с создания исполнительного органа, а не законодательного. Актив учащихся был «вынужден» пойти в школьную думу, потенциал актива стал использоваться для создания законодательной базы школьного самоуправления лишь на втором этапе игры.
Реальное увеличение спектра представителей (бывшие ученики, представители администрации города, предприниматели, родители бывших учеников и т.д.) через институт гражданства.
Расширение количества активных участников через работу думских комитетов и помощников депутатов и т.д.
Раздел 5. Примерное количество активистов, готовых включиться в организацию ученического самоуправления
Число заинтересованных участников определяется многими факторами школьной жизни:
образовательная программа обществоведческого цикла, проводимая на уроках истории, граждановедения, основ государства и права;
стремление преподавательского состава привнести в класс не только общеобразовательную программу, но и дополнить ее практическим применением, которое окажет немалую помощь в дальнейшей жизни ребят;
желание каждого из участников процесса вложить знания, инициативу, интерес, развитие ученического самоуправления.
Реальный интерес к процессу самоуправления и активное участие в нем проявляется особенно у учащихся 6-х классов – 69 человек из 95, 8-х классов – 110 человек из 159 (по итогам голосования 2003 г.).
Среди педагогов, педагогический стаж которых составляет до 5 лет, – 10 человек, до 10 лет – 12 человек, более 15 лет – 20 человек.
Среди родителей особенно активны родители учащихся 5-х, 8-х, 9-х классов, а также представители общественности – выпускники школы № 75 разных лет.
Раздел 6. Организация обучения активистов
Одним из условий эффективного функционирования самоуправления является систематическая работа по обучению активистов. Используются различные формы:
ежегодное участие в московском фестивале «Новая цивилизация»;
факультативы «Государство и Я», «Занимательная политология», руководители – выпускники школы;
молодежный (школьный) парламентский час – встреча с депутатом Государственной думы А.Вульфом;
в 2001 г. – «День юного парламентария» – встреча-дискуссия с юными парламентариями школ г.Балашихи, Красногорска, Железнодорожного, Москвы (имеется видеофильм);
2002 г. – общегородская игра «Я – лидер», в которой принимали участие команды 4 школ г.Черноголовка и команда московского клуба «Новая цивилизация» (Перово). Заметка об этой игре помещена на сайте «Новая цивилизация», разработка и фотодокументы имеются в архиве школы. В ходе игры участники составили обращение ко всем старшеклассникам города с предложением о создании молодежной группы при городской Думе. Сейчас выпускники школ вместе и инициативной группой ребят разрабатывают свои предложения по созданию такой группы. По итогам работы самые активные граждане школьной республики награждаются поездкой-экскурсией в Государственную Думу;
Участие в летних лагерях актива, например, лето 2003 г. – недельная учеба актива проходила на базе городского лагеря «Искорка», где в основном отдыхали ребята от 6 до 10 лет.
В процессе обучения каждому школьнику предоставляется возможность самореализации, развития делового сотрудничества, психологической совместимости, взаимного доверия и уважения, взаимопонимания и взаимопомощи между участниками – такова цель обучения актива.
Раздел 7. Время проведения (с указанием основных этапов)
Проведение основных этапов по созданию школьной демократической республики.
1. Подготовительный – 3 месяца (если имеется обученный актив учащихся);
2. Выборный – 1 месяц (выдвижение кандидатов в органы школьного самоуправления, агитационные кампании, выборы);
3. Правовой – 9 месяцев (если создаются органы трех ветвей власти и вырабатываются основные документы – конституция школьной республики);
4. Экономический – рассматриваются варианты его проведения, т.к. школьная валюта имеется, необходимо найти специалистов для проведения этого этапа.
Раздел 8. График деятельности в течение недели и дня
Деятельность законодательного органа школьной думы начинается с первого сентября и проходит в течение всего учебного года. Совместные заседания всех комитетов школьной думы – первая, третья среда каждого месяца в 13.10 в депутатской комнате. Депутаты думских комитетов вместе с советниками, из числа учителей, собираются вторую среду каждого месяца в 13.10 в депутатской комнате. Совет мэров (исполнительная власть) – второй и четвертый вторник ежемесячно в 13.10 в зале заседаний.
Раздел 9. Основные партнеры
Основными партнерами в период подготовки и проведения выборов в школьную думу были:
председатель городской избирательной комиссии (Б.Психа);
помощник депутата Государственной думы (выпускник школы Ю.Кромкин);
мэр города Черноголовка;
ведущие специалисты и разработчики молодежной программы «Новая цивилизация» (А.Прутченков, С.Кривенков);
методисты московского ДТМ «Перово»;
ведущий специалист по вопросам народного образования города Черноголовка;
родители.
Сейчас, когда школьная демократическая республика работает, партнерами остаются выпускники разных лет, родители и все вышеперечисленные.
Спонсоров школьная республика не имеет.
Раздел 10. Связь со СМИ
С момента возникновения школьной республики в школе № 75 о проблемах, удачах, новостях материал освещался на страницах местной печати «Черноголовская газета». О жизни школьной республики пишут сами школьники, их родители, учителя. Постоянно действующего корпункта в школе нет, но все новости жизни школьной республики еженедельно помещаются на стенде «Хроника школы».
Сейчас в школьной думе создан комитет по СМИ. Выпускники 2003 года сделали подарок школе – сайт ЭСОШ № 75, который начал заполняться информацией о традициях школьной республики и школьной думе.
К 20-летию ЭСОШ № 75 снят видеофильм, где отображена деятельность школьной республики.
Статьи о школьной республике были напечатаны в газетах «Коммерсант», «Парламентский форум», «Волхонка».
Видеосюжет был показан по московскому каналу ТВ (все вышеперечисленные материалы имеются в архиве школы).
Вера ГАВРИНА, заместитель директора школы № 75
Комментарий
Это первый материал, который мы получили от наших читателей, поэтому он публикуется практически без правки, но требует нескольких коротких комментариев.
1. Совет мэров не может быть в полной мере исполнительной государственной властью, то есть исполнять функции правительства. Мэр занимается и должен заниматься местными проблемами своего города, а не государственными делами, а совет нужен для координации усилий мэров, а не только для исполнения решений школьной думы.
2. Назначение депутатов в школьную думу классными руководителями – это крайне неудачная форма формирования состава школьного законодательного органа. Даже как временная мера. Нужно найти другие формы и, главное, подготовить классы для выдвижения кандидатов в думу, а самих школьников – для сознательного выбора достойных депутатов.
3. Дума первых лет в этой школе действительно больше напоминала правительство, так как депутаты занимались несвойственными им функциями – они должны принимать и совершенствовать законы, а не проводить олимпиады и субботники.
4. То, что не все понимали, что от них хотят, – очень типичная ситуация – за красивыми словами, которые каждый человек много раз слышал, трудно увидеть конкретную деятельность. Поэтому, прежде чем включать детей в какую-либо деятельность, педагогам нужно хорошо понять ее цель и специфику. Надеюсь, в данной статье не стоит объяснять разницу между функциями парламента и правительства.
Еще раз приглашаем всех читателей присылать свои модели или просто описание опыта работы в сфере самоуправления.
Александр ПРУТЧЕНКОВ, доктор педагогических наук
Комментарии