Марина МОЛОДЦЕВА, завуч, учитель математики гимназии N 6:
– Профильная школа по-настоящему не приживется в российском образовании, если к этому не будут реально готовы учителя. За относительно короткий срок всех “проучить” на курсах – задача не из легких. В нашей гимназии этот процесс уже, как говорится, пошел. Но так происходит, боюсь, не везде. Проблема преподавательских кадров, мне кажется, встанет серьезно, когда понадобится “поднять” уроки на качественно иной уровень.
А в принципе хорошо, что о “профильности” в старшей школе наконец всерьез заговорили. Думаю, мы сейчас даже не в состоянии оценить по достоинству все ее “плюсы”. Возможно, не сразу, но в конце концов она перестроит мировоззрение учеников. “А что вы мне поставили?” – после звонка я слышу от детей частенько. А хотелось бы, чтобы они думали в первую очередь не об отметке, а о том, какие знания им нужно было от меня получить и что они вынесли из класса, отсидев там сорок пять минут.
Сегодня не так уж часто встретишь ребенка, который целенаправленно пополняет свой багаж знаний. Но со временем, когда от учеников потребуется активно выбирать для изучения дисциплины, что называется, с дальним прицелом, надеюсь, заинтересованных ребят станет больше.
Виктор ГОЛОВКИН, директор школы-интерната художественно-эстетического профиля:
– Опыт по профильному образованию, наработанный в нашей школе, приводит к таким выводам. Во-первых, “специализированное” образование уместно только в 10-11-х классах, не ранее! Причем и десятиклассники пока присматриваются, ищут себя. Они еще мечутся, могут “перебегать”, например, с химико-биологического профиля на “физмат”. И это естественно. Лишь в выпускном классе подростки обычно уже четко определяются и упорно работают в избранном направлении с преподавателями школы и вуза.
Во-вторых, мне горько и обидно за школу сельскую, где лично я проработал не один год. Она опять окажется в проигрыше. Ну нет там условий для организации профильных классов! Делать базовые образовательные учреждения и возить туда на спецавтобусах старшеклассников из окрестных хуторов и поселков? Звучит фантастично, в первую очередь, из-за огромных финансовых проблем в глубинке.
Наконец, профильная подготовка старшеклассников не означает штудирование вузовских учебников. Довузовская подготовка – это еще не вузовская! Изучая углубленно предмет, показывая его основные “узловые” проблемы, не надо отнимать “хлеб” у университетов и академий. Но почему-то, открывая иные программы, попадаешь просто в “дебри”.
Не забудем: миссия школы – давать детям именно общеобразовательную подготовку. Поэтому настоящее преступление – отводить всего лишь три часа в неделю на литературу, пусть и в математических классах. Будущие Ньютоны должны прикоснуться к мировой художественной культуре, к этике. Без этого они будут обделены как личности. И в данном случае не надо бояться их “перегрузить”. К перегрузкам приводят непродуманные, мудреные программы.
Лариса ТРОПКИНА, учитель русского языка и литературы лицея N 5:
– Убеждена, что старшая школа по определению другая. Тут нужны учителя-асы, с большим опытом, с высшей категорией. Вместе с тем здесь не должно быть примитивного натаскивания в вуз, “дубляжа” подготовительных курсов. Профильное образование, на мой взгляд, не означает отказа от одних предметов в ущерб другим. Да, некоторым дисциплинам отводится больше часов. Лицеисты занимаются ими в подгруппах, то есть учитель общается с каждым практически индивидуально. Акцент делается на развивающие задания, а не на рекорды по количеству решенных задач.
Кстати, наш лицей – в прошлом старейшая, известнейшая физико-математическая школа Волгограда. Но вот что интересно. Выпускники у нас успешно поступают не только в технические вузы, но и в медицинский, педагогический на филфак…
Комментарии