Лицей наш особенный. Он создан для того, чтобы соединять научные идеи с реалиями жизни, чтобы растить умных, интеллигентных молодых людей.
В 1992 году, когда в стране уже вовсю шли перестроечные процессы, он был открыт как инновационное учебное заведение. Многие педагоги начали в то время искать возможность осуществить свои планы, которые не вписывались в рамки старой системы. Был таким и я. Пришел сюда из Уральской государственной академии ветеринарной медицины. Она, по сути, стала учредителем этого естественно-научного лицея. Были разработаны концепция содержания образования, новые подходы, модель этого лицея. Мы подобрали на конкурсной основе очень интересных преподавателей. Детей тоже брали к себе в основном тех, кто имел склонность к науке. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что сумели построить новую модель школы – естественно-научный лицей. Сейчас у нас есть идеи, связанные с разработкой новых видов познавательной деятельности, характерных для современного лицейского образования. Кроме того, существует идея профильного образования начиная с 5-го класса. Спецкурсы, дисциплины… Физику мы, например, изучаем уже с 5-го класса. Биология преподается совершенно по другой модели, так называемой цитологической. В старших классах преподаются такие предметы, как биохимия, философские основы естествознания. Для этого составлены соответствующие программы, разработано дидактическое обеспечение. Кроме всего прочего, у нас имеют место специфические способы образовательной деятельности – исследовательская, проектная, изобретательская. Вот три вида деятельности, которые характерны для нашего лицея. На уровне способа познавательной деятельности мы выстраиваем исследовательскую, адекватно отражающую деятельность естествоиспытателя. То есть она является интегрирующим фактором, относительно которого выстраивается содержание образования. Мы не просто ориентируемся на знаниевую модель образования. Мы ориентируемся на компетентностную, деятельностную модель.
Наши дети уже с первого года учебы начинают принимать активное участие в исследовательских лабораториях, посещать ветеринарную академию, заниматься на кафедрах. Понятно, что с нашими детьми работают специалисты уровня кандидатов наук, которые сами владеют этими способами, имеют определенные методы естественно-научного познания реального мира. С пятого класса выстраивается в лицее логика формирования у детей исследовательского умения. В конце 11-го класса лицеисты защищают диплом, связанный с работой в лаборатории. На сегодня в лицее создано 12 лабораторий. Дети в субботу идут каждый в свою лабораторию, и там по определенной программе, индивидуально и по группам, с ними организуется исследовательская деятельность. И, конечно, это дает результаты. Дети выступают на научно-практических конференциях, на различных индивидуальных состязаниях. У нас в лицее традиционно проходят две-три конференции в год. Победители участвуют в областных, всероссийских и международных конференциях. И там побеждают! И в олимпиадах тоже!
Еще раз скажу, чтобы так работать с детьми, нужны и соответствующего уровня педагоги, владеющие методиками и технологиями поисковой, творческой деятельности. В высшей школе такие педагоги, конечно, есть. А в средней… Мы нашли таких! В лицее учатся 310 детей. Их учат 42 основных учителя и 16 совместителей. Из них – два доктора наук и восемь кандидатов. У нас есть педагоги, которые сейчас готовят диссертацию.
Ветеринарная академия – наш добрый помощник. Это база, где созданы современные методы исследования. Исследования, которые выполняют там наши дети, имеют практический аспект экологической направленности. Ну, например, экспертиза продуктов питания: молока, сыра, колбасы. Используя современные методы, лицеисты выполняют работу социальной значимости. В этом состоит важность наших методов обучения ребят.
В лицее работают преподаватели – авторы учебников. Один из них – Дмитрий Леонидович Белоусов. У него есть своя образовательная философия, которая характеризуется открытостью к познанию реального мира.
Рейтинг нашего лицея достаточно высок. Он входит в пятерку лучших лицеев области. В 2006 году мы получили диплом Минобрнауки РФ «Лучшая школа России». Два раза выигрывали президентский грант. Дети наши вступают в жизнь конкурентоспособными для поступления в престижные вузы страны. В этом году 11 из 42 выпускников поступили учиться в Москве и других крупных городах. Так их сумели подготовить на физико-математическом, химико-биологическом и социально-правовом направлениях лицея. Естественно-научное образование – универсально. Естественники – не технари и не гуманитарии. Это то и другое. Это люди, обладающие универсальными способностями. И сами знания, по сути, универсальны: это и биология, и физика со всеми ее техническими аспектами.
У меня в 7-м классе учился мальчик Сережа Чешковский. Мы написали с ним сборничек «Травянистые растения юга Челябинской области». К 11-му классу он знал все растения наизусть. И я даже поручал ему проводить практику с младшими ребятами. Он занял второе место на олимпиаде «Шаг в будущее», которую проводил МГУ. Справочником о травянистых растениях пользуются многие учителя. Бывший ученик Артур Макарин издал учебное пособие по пресноводным моллюскам для учителей, где не только описаны моллюски наших рек, но даже даны практические занятия, как их определять, методика, тесты. Пока учился, он написал пять научных работ. И не только по биологии. Он увлекался и психологией…
Комментарии