search
main
0

Будущее за подушевым финансированием. Римма ВАНЕРКИНА, начальник финансово-экономического отдела Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

Система образования Чувашской Республики вот уже четвертый год живет на основе нормативного финансирования. В 2001 году законом ЧР «О республиканском бюджете на 2001 год» были введены нормативы минимальной бюджетной обеспеченности образовательных учреждений в расчете на одного обучающегося с разделением на городские и сельские школы. Нормативы не учитывали расходы по компенсации на приобретение книгоиздательской продукции, оплату льгот по коммунальным услугам работникам образования в сельской местности. Не были включены в норматив и расходы на целевые программы – приобретение учебников, школьных автобусов, проведение информатизации, покупку спортоборудования. Могу сказать, что теперь республиканский норматив финансирования обязателен для исполнения бюджетами всех уровней, он ежегодно утверждается. С этого момента все образовательные учреждения, то есть все школы республики, получают финансирование по нормативу, учитывающему расходы на обучение детей, на ведение образовательного процесса, а также на эксплуатационные расходы по содержанию зданий, сооружений, оборудования и инвентаря.

Какие особенности и проблемы есть у системы нормативно-подушевого финансирования? В Чувашии 40% расходов на дошкольное и дополнительное образование, на расходы по содержанию материальной базы школ финансируются из местных бюджетов, остальные – 59,8% – из республиканского. Все муниципальные образования – города и районы, кроме Чебоксар, – дотационные, поэтому помощь им выделяется в виде ежемесячных трансфертов из республиканского фонда финансовой помощи. Но при этом общая сумма финансирования образования в муниципальных образованиях складывается из средств их собственных доходов и целевых субвенций. Субвенции рассчитываются на основе нормативов бюджетного финансирования. Теперь – с учетом нормативно-подушевого финансирования. При этом бюджет школы рассчитывается на основе утвержденных нормативов бюджетного финансирования и системы поправочных коэффициентов, но малокомплектные школы получают финансирование по нормативу с учетом поправочного коэффициента для реализации образовательного стандарта, независимо от количества обучающихся в них. (В 2005 году утвержденный перечень насчитывал 7 поправочных коэффициентов). Определенный объем расходов распределяется руководителем школы по предметным статьям на основе расчетов доходов и расходов.

В 2005 году в соответствии со 123-м федеральным законом, принятым в 2003 году, расходы, связанные с реализацией образовательного процесса, финансируются из Фонда субвенций и субсидий республиканского бюджета. Закон Чувашской Республики о республиканском бюджете на 2005 год утвердил два вида нормативов бюджетного финансирования по реализации образовательного стандарта: для городского школьника – 3975,4 рубля и для сельского – 6286,3 рубля. Расходы на эксплуатационные нужды утверждаются уже муниципальными образованиями районов и городов.

В проекте бюджета республики на 2006 год предусмотрены более значительные нормативы: на городского ученика – 5897,2 рубля, на сельского – 8824,6 рубля. Кроме того, мы уже разработали необходимые нормативно-правовые документы, и с 2006 года на нормативно-подушевое бюджетное финансирование будут переведены учреждения начального профессионального образования и дошкольные образовательные учреждения.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте