search
main
0

Будущее в руках учителей. Феодосия ГАБЫШЕВА, министр образования Республики Саха (Якутия)

– Феодосия Васильевна, эксперты считают, что приоритетный национальный проект «Образование» дал мощный импульс развитию системы образования республики, что количественные и качественные эффекты реально ощутимы.

В республике приняты законы о нормативах финансирования, о государственной поддержке сельских образовательных учреждений, « Республики Саха (Якутия)». Принят в первом чтении закон «О кочевой семье».

О новых стандартах

– Да, это действительно так. Для нас важно, что результаты ПНПО анализировали не только мы, но и независимые эксперты. Их оценки практически полностью совпали с нашими. Во-первых, выросла роль государственно-общественного управления системой образования. Деятельность школ стала более прозрачной и открытой. Так, 83,9% школ опубликовали свои отчеты в средствах массовой информации и разместили в Интернете. Управляющие, попечительские и другие советы появились в 97,2% учебных заведений. Во-вторых, возросла заинтересованность муниципальных органов власти в софинансировании развития сети общеобразовательных учреждений. Естественно, это не могло не сказаться на состоянии материально-технической базы: она значительно улучшилась. Были также внедрены новые информационно-коммуникационные технологии, расширилась доступность образовательных ресурсов. Увеличилось число обучающихся в условиях, отвечающих современным требованиям оснащенности учебным оборудованием и санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам. В-третьих, в ходе комплексного проекта модернизации образования повысилась заработная плата учителей. Если в 2006 году средняя номинальная начисленная заработная плата составляла 11827,7 рубля, то на первое января 2008-го средняя заработная плата по новой системе оплаты труда была уже 17062 рубля, с учетом стимулирующей части на первое декабря того же года она составляла 22488 рублей, а на начало 2010 года – 24846 рублей.

Улучшились результаты экзаменов по математике и русскому языку, сократилось число правонарушений, доля детей с первой и второй группой здоровья начала расти. Не все проблемы можно решить сразу, но у людей появилось ощущение, что образование приоритетно, оно в центре внимания и заботы государства.

– Одна из задач, которую предстоит решать системе образования в ближайшее время, – внедрение стандартов нового поколения. Вы к этому готовы?

– Мы создали в республике региональный центр апробации и введения федеральных государственных стандартов и временный научно-исследовательский коллектив.

Как вы знаете, стандарты нового поколения в значительной мере направлены на социализацию детей, воспитание ответственных и компетентных граждан, патриотов своей Родины. Здоровье, универсальные учебные навыки, индивидуализация образования с учетом интересов ребенка, стандартные условия и нормативное финансовое обеспечение основных образовательных программ школ – это ключевые понятия в новом стандарте. По каждому направлению в республике есть наработанная практика, нормативная база. Во многих школах разработаны программы воспитания и социализации, содействия сохранению здоровья, социального партнерства. Скажем, особенностью новых базисных учебных планов является включение дополнительных десяти часов на развитие ребенка. Образовательная программа школы разрабатывается таким образом, чтобы у детей была возможность заниматься в соответствии со своими интересами и способностями в рамках предложенных направлений. Такая практика внедряется в нашей республике с 2005 года, когда постановлением правительства был утвержден Базисный учебный план с внеаудиторной деятельностью в виде практики, проектов и консультаций. Сегодня 85 процентов школ работают по данному учебному плану. У них наработан опыт разработки образовательных программ, ориентированных на запросы родителей, учащихся и социума. Также важно и то, что меняется система оценивания. Во внимание принимаются не только предметные, но и метапредметные результаты освоения образовательных программ на всех ступенях обучения. Еще в 2008 году мы провели комплексную работу для обучающихся 5-х классов в 305 школах республики, проверили сформированность универсальных способов деятельности как в учебных, так и в реальных жизненных ситуациях.

– Феодосия Васильевна, сейчас все больше говорят о том, что в школу должны прийти люди не обязательно с педагогическим образованием. Вы как к этому относитесь?

– Прежде всего хочу привести примеры, когда в школе успешно работают учителя без педагогического образования. В республике все знают Владислава Алексеевича Голованова, учителя истории из Якутска. Он, будучи буровым мастером, пришел в школу учителем трудового воспитания. А сейчас Владислав Алексеевич – кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Республики Саха (Якутия), лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России», лауреат Премии Президента Российской Федерации, участник реализации федеральной программы по апробации экспериментальных учебников и программ по истории. Таких примеров по республике немало. В Томпонской улусной гимназии успешно работает бывший инженер Павел Валентинович Суслов, ныне учитель физики и математики высшей квалификационной категории, победитель конкурса в рамках ПНПО. Высший уровень его мастерства подтверждается высокими результатами по ЕГЭ и победами его учеников на предметных олимпиадах.

Мы поддерживаем привлечение людей других специальностей в систему профильного обучения и профессиональной подготовки. Ведь инженер лучше знает технику, агроном – растениеводство, медсестра – медицину. В республике накоплен опыт работы народных мастеров со школьниками. Народные мастера воспитывают своих преемников, приобщают школьников к различным видам традиционных занятий народа, связанных с обработкой дерева, кожи, меха, металла, керамики, кости. Для них организованы курсы повышения квалификации по педагогике, психологии.

– Школ старых и аварийных пока еще много по всей стране. Понятно, что проблему с ветхими зданиями за один год не решишь. Но ее надо решать…

– Скажу, что в целом за последние десять лет введено по республике 109 современных зданий с применением новых материалов и строительных технологий.

Мы добились, что впервые в 2008 году из государственного бюджета республики местным бюджетам были выделены субсидии в размере 200 млн рублей на проведение капитального ремонта объектов образования, здравоохранения и культуры, в 2009 году выделенная сумма составила 218 млн рублей, в 2010 году – 192 млн рублей плюс к этому 141 млн рублей на обеспечение пожарной безопасности. Кроме этого, благодаря комплексному проекту модернизации образования в 2007-2009 годах мы получили более 185 млн рублей из федерального бюджета.

О народном строительстве

– Я знаю, что у вас в республике сильны традиции народного строительства объектов социальной сферы, и особенно школ…

– Как раз об этом я и хотела рассказать. С 2000 года в республике начато общереспубликанское движение добрых дел «Моя Якутия в ХХI веке», за счет средств которого ежегодно обновляется и укрепляется материально-техническая база сельских малокомплектных школ, детских садов, спортивных залов и других объектов. Данная модель движения обеспечивает широкое участие общественности, учреждений, организаций, предприятий независимо от форм собственности и позволяет всем внести свой посильный вклад в строительство объектов образования.

За 10 лет с участием волонтеров введено и реконструировано 123 объекта образования, в основном это детские дошкольные учреждения на 25-30 мест, школы-сады на 15-25 мест, спортивные залы, интернаты, теплые туалеты и другие объекты. В условиях рыночных отношений консолидация людских и финансовых ресурсов повышает ответственность каждого из нас за все происходящее в родной школе, улусе, в республике, стране.

Министерство образования Республики Саха (Якутия) всегда поддерживало и поддерживает любые добрые начинания населения в строительстве, как принято говорить «народных строек», обеспечивая комплектацию новостроек необходимым учебным и спортивным оборудованием, школьной и детской мебелью, строительными материалами, финансовыми средствами.

В 2009 году по инициативе Министерства образования РС(Я) и непосредственной поддержке председателя Правительства РС(Я) Е.А.Борисова разработан Комплексный план развития дошкольного образования РС(Я) на 2009-2011 годы, который утвержден распоряжением Правительства РС(Я) от 12 августа 2009 г. №758-р. Реализация данного проекта целиком ложится на муниципальные образования, на общереспубликанское движение добрых дел и Министерство образования РС(Я).

Ежегодно в Инвестиционной программе РС(Я) предусматриваются финансовые средства для поддержки строительства объектов по добрым делам. До 2009 года выделяли порядка 30-40 млн рублей, а в 2009 году было выделено 100,0 млн рублей, из них 59,1 млн рублей направлены на объекты образования, в основном в поддержку строительства детских дошкольных учреждений. В 2010 году также предусмотрено 105,0 млн рублей, из них 57,5 млн руб. направлены на строительство объектов образования.

Очень хороший опыт есть в Мегино-Хангалласском улусе. Здесь с 2002 года успешно работает программа «Мэнэ кэскилэ». В улусе ежегодно реконструируют и капитально ремонтируют не менее 3 школ с привлечением дополнительных средств населения, родителей, педагогов, местного бизнеса. Особое внимание при этом уделяется дизайну школьных зданий. А в Сунтарском улусе за один год построили и отремонтировали 17 теплых туалетов. Я считаю, что в нормальной школе должны быть нормальные туалеты.

– Феодосия Васильевна, вы как-то сказали, что устоявшуюся модель начальной школы надо менять. Что вы имели в виду?

– Знаете, мы уже 15 лет ведем в республике работу по созданию модели первой ступени общего образования с шестилетним сроком и ее внедрению в сельской местности. По мнению авторов данной модели, традиционное деление на ступени обучения в российской системе образования не в полной мере соответствует закономерностям физиологического и психологического развития ребенка. В ходе мониторинговых исследований на базе экспериментальной площадки Эльгяйской СОШ Сунтарского улуса, которые велись с 1992 по 2007 год, удалось выявить, что шестилетняя модель начального образования имеет значительные преимущества и лучше готовит детей к продолжению образования в основной и средней школе, формируя базовые компетенции в сотрудничестве взрослых и детей. В 46 странах мира начальная школа имеет структуру I-VI. Шестилетняя школа актуальна для малонаселенных пунктов России, в которых школа является социокультурным центром и способствует сохранению села. В такой школе меняется роль учителя, он организует познавательную деятельность детей, ярко выражена практическая направленность обучения и воспитания в гармонии с природой.

Менять модель начальной школы нужно не только структурно, а содержательно в отношении целей, технологий, системы оценивания результатов.

– Феодосия Васильевна, мне кажется, что, несмотря на огромные размеры нашей страны, разные климатические условия, разные традиции, мы очень часто пытаемся стричь всех под одну гребенку, утверждая единые федеральные нормы для всех территорий.

– Вы правы, эта проблема существует. Взять хотя бы продолжительность учебного года и каникул. Наша республика находится в границах Арктического заполярья. Мы каждый день живем в экстремальных условиях. Девять месяцев суровой зимы, три месяца холодного лета. Для 35% административных территорий республики характерно нарушение фотопериодичности, связанное с явлением светового голодания во время полярной ночи и светового излишества во время полярного дня. Учебный процесс отягощается отсутствием в учебных заведениях естественного освещения и недостаточной их инсоляцией. Кстати, практически 100% детей Мурманской области, Ненецкого, Таймырского, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономного округов, г. Норильска проживают в таких же условиях. Поэтому так важно иметь возможность региональной корректировки продолжительности учебного года и каникул в учреждениях Заполярья и Крайнего Севера, а также корректировки требований к материальной, учебной базе, в том числе к проектам школ и образовательной инфраструктуре.

К чему, например, требование наличия автоматической пожарной сигнализации в кочевой школе или стандартные требования к набору площадей и расстояниям до источника теплоэнергии в школе, которая размещена в передвижном помещении и отапливается с помощью дизельной установки?

– В таких условиях человеку требуется гораздо больше калорий, чем обычно.

– И это тоже серьезная проблема. В регионах Севера энергетические затраты организма человека составляют 3200-4500 ккал (у жителей Москвы – 1600-2200 ккал). Вот почему требуется адекватное питание. Ежегодно в республике производится 1,83 тыс. тонн оленины, более 3,5 тыс. тонн жеребятины, что составляет около трех с половиной килограммов на человека в год, численность дикой утки составляет около 10 млн. В начальной школе надо иметь возможность включать в ассортимент школьного питания мясную продукцию традиционных видов для северных районов. А санитарные нормы и правила пока не разрешают замену мяса говядины, свежих овощей и фруктов, молока традиционными продуктами северного питания.

В этом году мы вдвое увеличили размеры компенсации на горячее питание, разработаны меню из местной продукции, учитывающее потребность в калориях в условиях Севера.

– По всей России снижается количество учащихся в школах. Видимо, вас тоже коснулась эта тенденция.

– За последние девять лет детей стало меньше на 46594 человека. Мы провели анализ зависимости средней наполняемости классов-комплектов от плотности населенных пунктов республики и внесли коррективы в региональную методику расчета объема субвенций с учетом региональных условий. Республиканский норматив учитывает норму наполняемости классов, ступени, язык обучения, соотношение фонда оплаты труда педагогического персонала, непосредственно осуществляющего педагогический процесс, и административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного, обслуживающего, прочего педагогического персонала.

На федеральном уровне установлены лишь две нормы наполняемости классов: 25 человек – для школ, расположенных в городской местности, 14 человек – для сельских школ. У нас же норма наполняемости классов установлена на основе кластерного подхода по 6 группам от 10 до 25 человек в зависимости от численности населения в населенных пунктах от 600 человек и свыше 15 тыс. человек. Установление в республике нормы наполняемости по шести группам позволило сохранить школы в малых, средних и труднодоступных населенных пунктах.

В отношении малокомплектных школ разработан свой подход, учитывающий территориальные особенности. Ежегодно распоряжением правительства утверждается перечень малокомплектных школ. Основными критериями для получения статуса «малокомплектная школа» является труднодоступность и отдаленность месторасположения школы, то, что образовательное учреждение является единственным в том или ином населенном пункте. Для малокомплектных сельских школ норматив финансирования учитывает затраты, не зависящие от количества обучающихся, то есть такие школы финансируются по фактическим затратам.

О человеке-легенде

– Кто для вас образец учителя?

– Народный учитель СССР Михаил Андреевич Алексеев. Его имя уже стало легендой. Учитель из далекой сельской глубинки на много лет вперед предугадал перспективные направления школьного образования. Это был действительно уникальный человек, внесший выдающийся вклад в становление физико-математического движения, стоявший у истоков профильного обучения в республике. Народный учитель в совершенстве владел родным якутским языком, русским, немецким, английским и польским. Мне лично посчастливилось учиться у него, его советы, отношение к жизни в целом во многом помогли формированию моих человеческих и профессиональных качеств.

Многие из современных задач развития российской системы образования были не менее актуальными и при жизни Михаила Андреевича. Сегодня много говорится о проектной деятельности учащихся, сочетающей, интегрирующей школьное и дополнительное образование. Стало нормой организовывать индивидуальные образовательные траектории одаренных детей. А я помню, что еще в конце 50-х годов прошлого века личностно ориентированное обучение стало ведущим принципом педагогической концепции М.А.Алексеева, которая предполагала обучение навыкам самостоятельного мышления, умению ставить и решать исследовательские задачи, то есть обучение тому, «как нужно думать».

– Феодосия Васильевна, в республике серьезно заботятся о коренных народах Севера. А информационно-коммуникационные технологии используете в работе с ними?

– Наверное, мы в числе первых в России начали создавать интернет-ресурсы на родных языках коренных народов. Хочу отметить наш совместный проект с ЮНЕСКО по юкагирскому языку. Уникальность этого проекта состоит в том, что юкагиры компактно проживают только в Якутии – в Олеринском суктуле Нижнеколымского улуса и Нелемском юкагирском наслеге Верхнеколымского улуса. В ходе реализации данного проекта были оцифрованы архивные материалы. Подготовлены учебно-методические комплекты по юкагирскому языку на электронных носителях. В школах созданы ресурсные центры юкагирского языка и культуры. В результате совместной деятельности педагогов, детей и старожилов зафиксированы ценные фольклорные материалы. Освоена технология документирования языка и культуры. Я уверена, что внедрение языков малочисленных народов Севера в информационное пространство служит их сохранению и дальнейшему развитию.

Доступность образовательных ресурсов в Интернете, дистанционные формы аттестации, информационный обмен, применение кейс-технологий становятся повседневной практикой. ИКТ-компетентность является средством для повышения качества и доступности образования. В этом направлении мы и дальше собираемся работать. Наша мечта – объединить арктические системы образования в проекте «Учитель Арктики». Это будет совместный проект с Институтом информационных технологий в образовании ЮНЕСКО.

О кочевых школах

– Феодосия Васильевна, весь мир знает о ваших кочевых школах.

– Сама жизнь нас заставила их создавать. А, вернее, подтолкнули сделать это сложные природно-климатические и социально-экономические условия. Жители северных и арктических районов традиционно занимаются оленеводством, охотой, ловят рыбу. Сегодня в традиционных отраслях Севера занято более 5 тысяч человек, 403 кочевые семьи и 1515 детей, большая часть которых желает жить вместе с родителями, а не в интернатах. Сегодня на базе общин у нас действует 13 кочевых школ.

Как вы знаете, в республике очень низкая плотность населения – 0,1 человека на квадратный километр. Улусные центры удалены от столицы. До 15 из них более 1000 км наземным путем, до восьми – более 2000, до 10 можно добраться только самолетом, они расположены на расстоянии более 1000 км. Средняя удаленность периферийных центров от улусных – 173 км. Порой на расстоянии до 500 км между населенными пунктами может быть только одно образовательное учреждение. Сельские школы территориально разобщены. Транспортная инфраструктура слабо развита.

Благодаря совместной работе с ЮНЕСКО модели кочевых школ рекомендованы для народов, проживающих в труднодоступных, изолированных местностях, а также для тех, кто хотел бы сохранить традиционный уклад жизни, обеспечить образование детям, преемственность поколений в семье, социализацию детей в обществе.

В республике приняты законы о нормативах финансирования, о государственной поддержке сельских образовательных учреждений, «О кочевых школах Республики Саха (Якутия)». Принят в первом чтении закон «О кочевой семье».

– Это все школы одного типа?

– Нет, они разные. Мы их отличаем по традиционной типологии. Есть кочевая школа – детский сад. Есть общинные школы, которые по структуре и содержанию соответствуют стационарной малокомплектной начальной школе. Есть средние школы, которые работают как филиалы базовых школ. По форме получения образования. В гувернерской школе учитель выезжает в стадо и обучает ребятишек, находясь непосредственно в семье своих воспитанников. Первый эвенский гувернер работал в начале 90-х годов в местности Буркатымнах Момского улуса на территории промысловых угодий кадрового охотника. В таежной школе детей, как консультанты-тьюторы, обучают сами родители. Таежные блоки обучения сочетаются с сессиями в опорной школе. В кочевой школе – этнокультурном центре учащиеся на определенный срок выезжают в стадо, где обучаются предметам этнокультурной направленности. Сетевая кочевая школа передвигается между несколькими стадами. Обучение там очно-заочное. А летняя кочевая школа предназначена для погружения в среду родного языка и культуры учащихся, не владеющих родным языком.

– Для кочевых школ, мне кажется, нужен особый учитель.

-Да, это так. В кочевых школах малая наполняемость классов. В таких условиях очень важна роль учителя, который организует быт и обучение совместно с родителями. Это тьютор, владеющий информационными технологиями, знающий способы выживания в экстремальных условиях, наряду с академическими знаниями он учит учиться в «природной лаборатории».

Учителю приходится преподавать сразу несколько предметов. И, конечно же, нужно знать язык, культуру, специфику традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов. Ему нужны навыки работы в разновозрастных классах. Он должен владеть современными педагогическими и информационными технологиями обучения, базовыми компетенциями в парамедицине, культуре питания, традиционных ремеслах.

– Республика Саха (Якутия) стала заниматься одной из первых дуальным образованием. Каковы результаты?

– Действительно, дуальное образование реализуется в республике с 2006 года. Дуальное образование – это осуществление профессиональной подготовки в общеобразовательном учреждении, когда с аттестатом зрелости выпускники получают документ государственного образца по специальности.

За эти годы сложились три модели. Первая модель основана на кооперации школы и производственных структур. Школа получает прежде всего лицензию на образовательную деятельность, обучающиеся в школе проходят теорию, практику проходят на базе предприятия. В сельской местности – это в основном агропрофилированные школы, в которых дети получают практические умения и навыки по основам овощеводства, земледелия, животноводства, охотничьего и рыболовного хозяйства. Ежегодно около четверти выпускников агрошкол поступают в учреждения профессионального образования. Те, кто по разным причинам не смог продолжить обучение, имеют возможность трудоустроиться по специальности, полученной во время обучения в школе.

Вторая модель дуального обучения – это интеграция образовательных учреждений общего и профессионального образования. В этой модели школы в основном работают по лицензии учреждений профессионального образования, обучающиеся проходят практику на их базе. В 2009-2010 учебном году по лицензии учреждений профессионального образования обучали детей 73 школы.

Третья модель – это организация индивидуальной подготовки в режиме «мастер – подмастерье». По принципу дуальной системы обучения работают народные мастера в 20 школах. Мастер работает по договору с учреждением образования, которое строит свои образовательные программы, опираясь на технологию мастера. После завершения учебной программы учащийся аттестуется и получает удостоверение мастера народных промыслов.

Сегодня в республике дуальное образование реализуют 123 школы, что составляет 25% от общего количества школ со старшей ступенью обучения, из них 94 – в сельской местности. Профессиональную подготовку по 49 специальностям получают 21% обучающихся старшей ступени обучения.

– Наша новая школа невозможна без нового учителя, в том числе и молодого. Что делаете для привлечения молодых педагогов в школы?

– Ежегодно в образовательные учреждения приходят около 1000 выпускников педагогических специальностей. В последние годы в республике системно занимаемся трудоустройством выпускников учреждений профессионального образования: в республике принят Закон «О целевой контрактной подготовке специалистов с начальным, средним и высшим профессиональным образованием», работает межведомственная комиссия, в составе которой работодатели, органы занятости населения. Члены комиссии содействуют трудоустройству выпускников вузов и т. п. Согласно указу президента Республики Саха (Якутия) выпускникам, прибывшим на работу в сельскую местность, выплачиваются единовременные пособия в размере пяти должностных окладов. Молодым специалистам, окончившим учреждения профессионального образования с отличием и работающим в общеобразовательных школах, установлены доплаты в размере 50 % к окладу в течение первого года работы, 40% в течение второго года работы и 30% в течение третьего года. У нас разработана и действует подпрограмма «Обеспечение жильем педагогических работников сельских малокомплектных школ арктических и северных улусов», согласно которой Министерство образования заключает договора с молодыми специалистами востребованных специальностей о предоставлении жилищной субсидии в размере 50% от стоимости однокомнатной благоустроенной квартиры при условии, что учитель будет работать в сельской школе арктических и северных улусов не менее 5 лет. У нас в республике очень хорошо работают ассоциации молодых педагогов в улусах, которые своей задачей ставят не только содействие профессиональному развитию молодых педагогов, но и организацию сетевого взаимодействия, организацию быта и досуга молодых.

– Феодосия Васильевна, министром быть трудно?

– А кем быть легко? Если по-настоящему любишь свое дело, которым занимаешься, отдаешь ему всю свою энергию, сердце и душу, если ставишь четкие цели и знаешь, как их добиться, – справишься со всеми трудностями. Я знаю школу изнутри, начинала обычной учительницей, потом прошла все ступени в системе управления, занялась серьезно наукой, все это помогает мне решать возникающие проблемы. Один из секретов успеха – профессиональная команда. Еще знаю, что самое важное для страны – ее дети, а значит, мы – учителя, управленцы – должны сделать все, чтобы они вышли из стен школ людьми, которые знают, как строить свою жизнь, как добиться успеха, чтобы они, чувствуя себя гражданами великой страны, помнили и чтили культуру своих предков, гордились ею и продолжали традиции. Будущее в руках учителей.

Серьезный разговор. Феодосия ГАБЫШЕВА и Петр ПОЛОЖЕВЕЦ. Якутск. 10 марта 2010 года

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте