Помните, как еще совсем недавно описывали школу будущего писатели-фантасты в своих романах? Сегодня это «будущее» уверенно заходит в московские школы. Грандиозный проект столичного образования – «Московская электронная школа» – призван сделать обучение доступным и удобным для всех – учеников, учителей, родителей. У многих людей новшества в образовании вызывают недоверие и тревогу. Давайте посмотрим, что может изменить МЭШ в жизни каждого из участников образовательного процесса.
С кого начнем? Конечно, с родителей, ведь именно для них до недавнего времени школа – это место, окутанное тайной. Как часто мы с вами, уважаемые взрослые, слышали в детстве по возвращении из школы: «Ты сегодня не опоздал? Чем кормили? Какие отметки получил? Много ли задали?» Теперь все эти тревоги нивелирует МЭШ. Ученик заходит в школу – родителю отправлено sms. Меню завтраков и обедов родитель выбирает сам, ему также доступно расписание уроков, он видит домашние задания и может задать учителю вопрос в письме через электронный журнал. С внедрением проекта у родителей появится возможность ознакомиться с содержанием изучаемого материала, увидеть сценарий того урока, на котором присутствовал ребенок. Изменения ждут и наших учеников. Возможно, не каждому из них понравится, что об отметках и «подвигах» в школе его родители узнают еще до того, как он переступил порог дома, но, честно говоря, я им немного завидую. В их распоряжении огромная библиотека, где собраны все школьные учебники за любой класс по всем предметам. Теперь не нужно искать художественные тексты по литературе – они все в открытом доступе. Если хочешь повторить материал урока, можно виртуально вернуться в его сценарий и разобраться еще раз. А как же учитель? Для него завершается «меловой период», в небытие уходит фраза учеников: «Меня не было на уроке, а Иванов сказал, что ничего не задали!» Для учителя МЭШ – это новый инструмент, безусловно, требующий внимания и времени на его освоение, но это стоит того, ведь он открывает новые горизонты. Это инструмент, позволяющий открыто взаимодействовать не только с учениками и их родителями, но и с коллегами. При подготовке к уроку можно использовать материалы, которые загрузили другие учителя. Появилась возможность увидеть, как одну и ту же тему рассматривают разные педагоги, а также поделиться своими собственными разработками – видеофрагментами, рисунками, сценариями уроков и даже электронными пособиями. Так, например, группа учителей биологии из разных московских школ при содействии Городского методического центра создали два электронных учебных пособия, которые получили высокую оценку у профессионального сообщества города. С приходом МЭШ появляются и некоторые иллюзии. Например, дети на уроках будут заниматься только на планшетах, совсем не будет практических работ, экспериментов. Это не так. При грамотном подходе педагога МЭШ не заменит, а лишь дополнит его уроки, привнесет свежую струю в процесс обучения. Еще одна иллюзия – сразу все будет идеально. Не торопитесь. «Москва не сразу строилась…» Процесс внедрения и апробации требует времени, но ростки будущего уже видны в наших школах. Очень многое зависит от нас. От того, как мы будем ухаживать за этими ростками, какими материалами наполним Московскую, а теперь уже Российскую электронную школу, зависит, как скоро мы увидим здесь пышный сад с цветами и плодами – интересом и высокими результатами наших учеников.Наталья ТИТОРОВА, учитель биологии школы №1376, дважды лауреат гранта за реализацию МЭШ
Комментарии