Село сегодня другое. Не только потому, что стиль хозяйствования стал принципиально другим: нет колхозов и совхозов в классическом их понимании, развивается фермерство, и молодежи больше. Для какой-то ее части труд на селе стал более привлекательным, особенно для тех, кто вместе с родителями или самостоятельно завел собственное дело. Но таких предпринимателей недостаточно. Гораздо больше молодых людей, которые не могут найти дело по душе возле родного дома, но и уехать тоже не могут. В городе в наше время немало своих безработных. Значит, в российских деревьях как никогда остро встала проблема занятости молодежи, причем здесь идет речь не только о труде, но и о досуге. И то, и другое стало первостепенным, не требующим отлагательства на какие-то сроки, но требующим значительных средств, а также усилий и самих молодых людей. С горечью можно заметить, что активных как среди еще довольно юных жителей сельской местности, так и тех, кто постарше, считанные проценты. Многие, очень многие никак не могут понять, что их судьба зависит только от них, от их энергии, их энергичного включения в какое-то дело.
Российское село, как и во все времена, – основа всего. Будет процветать село – будет процветать и страна. В XX веке мы сильно подорвали эту основу, лишили село жизненных соков. Оно умирало, от чего страдала вся Россия. Теперь оно должно возродиться, но с учетом нового времени. В старой России крестьянин был главной фигурой, составлявшей большинство ее населения. Теперь россияне живут преимущественно в городах. Но по-прежнему сельский житель – это и кормилец страны, и, как в любые времена, хранитель национальных традиций, обычаев, культуры, языка.
Каким должен стать среднестатистический сельский житель в ближайшем будущем, чтобы, с одной стороны, он по-прежнему обладал этими двумя качествами, а с другой – ему было уютно, комфортно жить в родном селе? Он должен быть образован, социально зрелым, то есть уже не походил бы на тех наивных, легковерных выходцев из деревни, которых легко обманывали городские плуты и пройдохи, чтобы умел сам распорядиться своей судьбой, знал, как найти себя в рыночных условиях. Сегодня многие сельские молодые люди пребывают в растерянности, порой считают создавшуюся вокруг них ситуацию безысходной, но есть и такие, кто знает, как действовать, и не только выживает, но и даже преуспевает.
Вот именно таких деятельных, энергичных юношей и девушек немало в самом крупном российском сельском районе – Кинель-Черкасском Самарской области. Здесь многое делается и для молодежи, и самими молодыми людьми, подростками.
Прежде всего следует отметить особую роль педагога – учитель в селе всегда был первым авторитетным человеком. В Кинель-Черкассах сохранилось это и сегодня. Школьники здесь получают хорошие, прочные знания, которые им позволяют поступать в вузы. Кроме того, учителя успешно решают другую задачу: готовят своих воспитанников к сегодняшним условиям экономической, политической жизни. Нынешние их выпускники более уверенны и во многих случаях умеют защитить себя. Именно этому способствует и хорошо поставленное гражданское образование в школах района. Многие старшеклассники охотно участвуют в социально-образовательном проекте “Гражданин”. Подростки учатся сотрудничать с представителями власти, хозяйственными руководителями, постигают законы рыночной экономики на практике. Многие проблемы начинают видеть не со стороны, а как бы изнутри, узнают, кто заинтересован в их решении, а кто, наоборот, тормозит. Сами подсчитывают, сколько потребуется средств для реализации проекта.
Воспитание в школах Кинель-Черкасского района пронизывает весь процесс образования. Значительное влияние на становление личности оказывает региональный курс “Основы жизненного самоопределения”. Занятия здесь проходят в основном в виде диалогов, охватывая многие стороны сегодняшней жизни: безработицу, трудности сельской жизни, неверие большинства населения в перемены к лучшему.
И тем не менее сами школьники в большинстве своем настроены оптимистично, они понимают, что будущее во многом зависит именно от них самих, и осознанно готовятся к активной жизни в демократическом обществе. Они стараются уже сейчас помочь своему селу стать процветающим, но хорошо понимают, что только своими силами не обойтись, надеются, что будет принята специальная программа развития села.
Край, в котором мы живем
По-разному нынче живут российские села. Большинство с трудом выживают. А наш сельский Кинель-Черкасский район не только выжил, но и динамично развивается. В семьях появился достаток. В прошлом году впервые рождаемость пошла вверх. Наше население за эти десять лет усвоило законы рыночной экономики. Успешно трудятся фермы. Появились предприятия по переработке сельскохозяйственных продуктов, кирпичные заводы, значит, разворачивается строительство, мебельные, трикотажные фабрики. Но эти предприятия дают рабочие места для людей малообразованных, с невысокой квалификацией. А те, кто закончил вуз, не могут в селе найти себе достойное применение. Кстати, авторитет высшего образования у нас в районе у сельских жителей довольно высокий. Прежде всего благодаря тому, что наши школы дают хорошие знания, пробуждают у учеников стремление к познанию, к самосовершенствованию. Поскольку в каждом сельском населенном пункте невозможно иметь школу, отвечающую всем современным требованиям, решили создать образовательные центры – крупные школы полного образования, в которые собираются дети из сел и поселков. В структуру их в том числе входит медиотека, учебно-лабораторная база – кабинеты физики, химии, биологии, технологии компьютерного класса с выходом в интернет. В этом году у нас 7 школ подключены к интернету. Сложившаяся в обществе ситуация, связанная с изменением нравственных идеалов и ориентиров, особенно болезненна для подрастающего поколения. Человечество погибнет, если не сможет воспитать в детях отношение к человеку как высшей ценности, уважение к старшим, чувство национальной гордости.
В условиях распада семьи, кризиса искусства, глобальных перемен именно школы нашего региона постарались стать центром возрождения духовности, привязанности к малой родине, воспитания у молодежи и подростков чувства долга, национального самосознания, становления будущего гражданина.
У нас не увидишь скучающих от безделья ребят. И не только потому, что для села это не столь привычно, как для города. Во всех 30 школах района есть кружки и секции. Их более пятисот. Есть к тому же станция юных техников, детско-юношеская спортивная школа, Дом детского творчества. У нас действуют пять юношеских телестудий, радиостудия, в шести школах регулярно выходят многотиражные газеты.
И тем не менее у нас есть проблемы, характерные для других сел России. Возьмем обучение в высших учебных заведениях. Содержание студента, которому приходится жить далеко от родительского дома, обходится его семье в 2-2,5 тысячи рублей. А врач, учитель получают зарплату всего тысячу рублей. В итоге будущие Ломоносовы, Лобачевские, Сахаровы, Ростроповичи оказываются невостребованными.
Немалые трудности возникают и у тех молодых людей, которые занимаются индивидуальной трудовой деятельностью. Если городской житель, нарисовавший, к примеру, картинку, тут же может ее продать, то сельскому до рынка сбыта приходится преодолевать значительные расстояния. В результате стоимость его продукции возрастает многократно. По-прежнему малодоступными для сельчанина остаются театры, музеи, стадионы, бассейны, молодежные клубы.
Однако первостепенной остается проблема занятости. Из-за нее уезжают из деревень люди, прежде всего молодые, хотя и меньше, чем в советское время. А если нет работы, то не удержит их ни хорошая школа, ни современный клуб, ни сплошная газификация.
Чтобы решить эти насущные для села вопросы, молодые учителя, работники сельского хозяйства, выпускники школ, старшеклассники, объединенные в разные общественные организации, предлагают провести всероссийскую акцию “Сельская молодежь… Есть ли у нее будущее?”.
Инициаторы акции хотели бы узнать у молодых людей российских сел, какие проблемы сегодня их волнуют, в чем они видят свое неравенство по сравнению с городскими сверстниками? Каким образом можно преодолеть это неравенство, которое существует изначально?
В результате этой акции будут отобраны самые интересные предложения и направлены в Государственную Думу, Совет Федерации, ученым. Будут сформулированы положения, согласно которым сельская школа, сельская молодежь были бы признаны отдельной социальной группой населения, требующей особого внимания государства. Но многое можно сделать и самим, и этот пример показывают молодые люди, школьники нашего сельского района, потому что “деятельный дух всегда найдет для себя почву”.
Владимир ГУСАРОВ,
начальник Управления
образования администрации
Кинель-Черкасского района,
кандидат педагогических наук
“Сельская молодежь… есть ли у нее будущее?”
Наступило время, когда коренным образом изменилось положение гражданина России, его отношения с государством и обществом.
Молодое поколение получило большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность. В то же время возросла его ответственность за свою судьбу и судьбу других людей.
В последние годы в средствах массовой информации объявляется большое количество разнообразных конкурсов, акций для молодых людей. Конечно, участие в них могут принимать все желающие, но в большинстве своем они поднимают проблемы городских ребят.
Мы предлагаем Акцию для сельской молодежи, у которой много животрепещущих проблем, их решение нередко зависит не только от государственных структур, а во многом от самих юных граждан села, их настойчивости и активности.
Вот некоторые из них:
социальная инертность;
правовая безграмотность;
организация досуга;
наркомания и алкоголизм;
слабая база информационных ресурсов и культурных ценностей и многие другие.
Мы надеемся включить каждого молодого человека в социокультурное пространство, активную творческую деятельность, где он мог бы выразить себя как личность, развить свои способности, проявить самостоятельность и предприимчивость, сохранив при этом моральные и нравственные нормы.
Положение об Акции
Учредители Акции:
Кинель-Черкасский центр гражданско-правового образования.
Общественный фонд “Гражданин Кинель-Черкасс – Гражданин России” при содействии Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области.
Ассоциация “За гражданское образование”.
Цели Акции:
Привлечь внимание общества к проблемам сельской молодежи.
Создать условия для формирования у молодых людей позитивных жизненных установок, активизировать их на самостоятельное решение существующих социальных проблем.
Инициировать органы законодательной и исполнительной власти всех уровней к созданию законов и актов, обеспечивающих равные условия доступа сельской молодежи к духовным и материальным ценностям.
Участники Акции:
В Акции принимают участие представители школ, внешкольных учреждений, различных учебных заведений, другие жители сельской местности, которых волнует дальнейшая судьба своей малой Родины.
Возраст участников: от 12-25 лет.
I возрастная категория – 12-17 лет;
II возрастная категория – 18-25 лет.
Возможно участие команд (групп).
Организация, порядок и сроки проведения Акции
Акция проводится в II этапа.
I этап “Край, который я выбираю”.
Участники представляют творческие работы: литературные зарисовки, сочинения, эссе, стихотворения, раскрывающие красоту своего родного края, его настоящее или будущее, каким оно представляется, место молодежи в нем.
Работы направляются в адрес оргкомитета не позднее 31 марта 2002 года.
II этап “Будущее – в наших руках”.
Участники определяют наиболее актуальные проблемы сельской молодежи:
обучение и школе;
планирование карьеры;
закрепление молодых специалистов на селе;
развитие малого бизнеса;
вопросы быта;
досуговая деятельность
и другие.
Формулируют их, разрабатывают социально значимые проекты и предлагают собственные варианты решения выявленных проблем. Материалы компонуют по разделам:
актуальность и важность проблемы;
информация о различных подходах к ее решению;
программа действий;
разработка варианта реализации своей программы с элементами моделирования принятия решения конкретной властной структурой.
Проекты направляются в адрес оргкомитета не позднее 30 апреля 2002 года.
* Желающие могут принять участие в двух этапах.
Критерии оценки
Творческие работы
соответствие содержания теме исследования;
полнота и оригинальность изложения;
яркость, красочность, богатство языка;
орфографические и пунктуационные нормы русского языка.
Объем работы не более 5 страниц машинописного текста.
Социально значимые проекты
актуальность и важность поставленных проблем;
социальная значимость проекта;
юридическая правомерность действий;
самостоятельность разработки проекта;
взаимодействия с властными структурами;
реалистичность, экономичность, перспективность;
орфографические и пунктуационные нормы русского языка.
Объем работы не более 7 страниц.
Подведение итогов и награждение победителей Акции.
Жюри подводит итоги участия в I и во II этапах, определяет победителей в каждой возрастной группе.
Победители Акции приглашаются за счет оргкомитета на заключительный этап (сбор) в самое большое село России – Кинель-Черкассы Самарской области для совместной практической работы в социокультурном пространстве. Для них предусмотрены культурная и образовательная программа.
Другие участники Акции могут также принять участие в работе за счет личных или спонсорских средств.
Средства оргкомитета акции комплектуются из средств, полученных от деятельности молодежи (проведение концертов, аукционов, благоустройство села и т.п.), а также благотворительных взносов.
Предложения и замечания принимаются по адресу:
446350, Самарская область, с. Кинель-Черкассы, ул. Чапаевская, дом 65. Телефон: (84660) 4-01-52, 4-06-59.
Факс (84660) 4-06-29.
Email: upr obraz@mail.samtel.ru, uprobraz@mail.samtel.ru
http://glubinka.ru/uokchr.htm.
Р/С Центра гражданско-правового образования:
N 40703810800000000021 в ФКБ “Солидарность” с. Кинель-Черкассы
ИНН 6316028910/637202001
кор.сч. N 30101810300000000934
БИК 043698934
Какие мы?
Как это здорово – быть нужными человечеству! Мы стесняемся громких слов, добрых дел. Но разве не доставляет каждому радость приносить пользу людям? Не слыть, а быть гражданином своего поколения. А какое оно, мое поколение?.. Горячие, открытые сердца или холодные глаза, безразлично смотрящие в пустоту? Элитные группы или “второй сорт”? Мы не боимся спорить и идти вперед. Порою напролом, не видя и не замечая других, не всегда честно и бескорыстно, иногда думая лишь о себе и совершая непоправимые ошибки. Моему поколению присущи романтика, сплетенная с иронией, светлые надежды и мечты, смешанные с недоверием. Наше поколение – это будущее будущего.
Елена ЕФРЕМОВА
Нам до всего есть дело
Вы знаете, что наша школа яркая, талантливая, приветливая? Одной из ее достопримечательностей является клуб “Гражданин”, своего рода детище районного центра гражданско-правового образования, у истоков создания которого два года назад стояли преподаватели Ольга Николаевна Любакова и Малика Маратовна Бухарибекова. Здесь занимаются с большим желанием Ирина Гончарова, Любовь Хаустова, Наталья Ибряшкина, Елена Лукьянчикова и другие. Они разрабатывают проекты, и в первую очередь по обустройству пришкольной территории, а также села и района.
Клуб имеет несколько секций, которые ведут работу в различных направлениях. Так, ребята решают важные вопросы, связанные с питанием учеников, а иногда и вникают во взаимоотношения учителей и учащихся. Тема последнего проекта – “Школьная стипендия”. Она заинтересовала всех ребят. На членов клуба “Гражданин” учащиеся смотрят с надеждой и гордостью. В районных и областных конкурсах наша команда занимает призовые места и привозит домой дипломы по различным номинациям и ценные подарки.
Катя МАКСИМОВА
“Благотворительный сезон”
Два года назад в Кротовской волости был реализован некоммерческий проект “Благотворительный сезон-2001”. Инициатива, идея и план акции принадлежали Кротовской волостной администрации, а среди участников – предприниматели, представитель некоммерческих организаций, добровольцы. Проект был направлен на создание благоприятной среды для активизации добровольческих и спонсорских инициатив кротовчан, социального подвижничества, ведущих к развитию социальной сферы села. При подведении итогов “Благотворительного сезона-2001” определены лауреаты конкурсов “Спонсор года”, “Спонсор благотворительного сезона”, “Доброволец года”. “Благотворительный сезон – 2001” отличался широким участием общественности. Под руководством координаторов смогли выявить многие социальные объекты, помогли нуждающимся в поддержке, найти ресурсы.
Высшее образование не для нас?
Я люблю свою малую родину. За что? Можно ли точно определить это чувство? Люблю за все, и нет ничего дороже для меня.
Мои родители – простые труженики, а я учусь в девятом классе. Как сложится моя судьба? Читая газеты, в рубрике “Требуются” вижу, что на работу приглашают людей с высшим образованием, владеющих компьютером, знающих иностранный язык. Таких объявлений много. Но вот как быть нам, сельским детям? У нас в школе нет компьютерного класса и не преподается иностранный язык ввиду отсутствия преподавателя.
Это одно. Есть и другая серьезная проблема. Большинство учебных заведений ввело платное обучение. Для моих родителей это не по карману. Значит, высшее образование не для меня?
Евгений ИВАНОВ, 9-й класс
с.Вольная Солянка
На перепутье
Наше сотрудничество с Российским отделением Международной образовательной организации “Молодежь на перепутье” началось три года назад, когда несколько педагогов района прошли курсовую переподготовку по программе “Жизнь на перепутье”. И сразу же учителя начали применять ее в своих школах. Результат превзошел наши ожидания. Появлялись все новые и новые желающие работать в этой программе. Поэтому в феврале 2001 года на базе медиацентра Кинель-Черкасского района прошел трехдневный обучающий семинар для педагогов, классных руководителей, психологов образовательных учреждений.
Руководители программы приглашают наших педагогов на встречу с американскими коллегами, проводят “круглые столы”, консультации с преподавателями, прошедшими обучение.
В планах на будущее еще более тесное сотрудничество: создание экспериментальной площадки на территории Тимашевской волостной администрации, совместное участие в конкурсах, проводимых Международной образовательной организацией.
Стану хозяином усадьбы
В новых рыночных условиях от нас, молодых, требуется многое: рост самостоятельности, способность сохранить оптимизм, немало знать и еще больше уметь.
А мечта моя такова. Хочу я стать хозяином усадьбы. И как хорошо, если бы в школе нас учили выращивать помидоры в теплицах. Проводили бы конкурсы, встречи с мастерами этого дела.
В нашем селе давно оценили достоинства полиэтиленовой пленки, что положило начало нынешнему буму в производстве томатов. Неужели мы не сможем использовать многолетний опыт, накопленный династией тепличников? Ведь они дают пример социального оптимизма: делайте, как мы, и тоже будете жить достойно.
Конечно, нужно все просчитать, перестроить некоторые уроки, но это один из путей решения проблемы.
Я рада, что живу среди трудолюбивых людей, которые не плачут от безденежья, а занимаются нужным делом. И мне хочется сделать все возможное, чтобы наше село процветало, а люди жили в достатке и радовались каждому дню.
Анатолий СИДОРЕНКО,
школа N 3
с.Кинель-Черкассы
С пользой для села
Что бы я сделала для процветания своего села? В первую очередь начала бы с организации рабочих мест для молодежи.
Принято считать, что если ты живешь в деревне, значит, должен связывать будущее с сельским хозяйством. Но это не всегда так. Многие хотят получить престижную профессию и покидают родной дом.
По-моему, можно использовать окружающую среду с пользой для людей и природы. К примеру, построить лыжную туристическую базу с канатной дорогой. Ведь таких холмов, как у нас в округе, больше нет.
И летом здесь отдыхать можно и взрослым, и детям. Надо только заниматься этим.
А можно пойти по пути развития охотничьих хозяйств. И тогда будет развиваться мое родное село.
Наташа ПЛАТОНОВА,
9-й класс
с. Полудни
Комментарии