Выбор профессии – дело серьезное. Надо и личные интересы учесть, и свои способности оценить,и рынок труда проанализировать, и будущие жизненные перспективы. И вот уж прозвенел последний звонок, позади экзамены, аттестат уже на руках, а выпускник наш все никак не может совершить самостоятельный и осознанный выбор профессии и вуза. Не чувствует он себя готовым к этому шагу и, поступая в учебное заведение, часто не до конца понимает, что за профессию будет получать. То есть будущее уже наступило, а решения еще нет.
Различные формы тестирования уже стали неотъемлемой частью профориентационной работы. Но все большую важность приобретает наличие навыков сразу из нескольких научных областей. На это направлен и новый метапредметный проект «ГеоБиФиХиМ» для учащихся 7-9-х классов, стартовавший осенью этого года в стенах нашей школы. Компьютерная викторина создана на базе web-приложения по аналогии с известной телевизионной интеллектуальной программой «Своя игра». Автор проекта – учитель математики Н.С.Щербакова отмечает:- Иногда категории вопросов носят строгие, лаконичные, конкретные названия, как, например, «Геометрический словарь», «Приборы», «Высоты», но чаще по названию категории не ясно, в какой предметной области искать ответ. Вот некоторые из них: «По нулям», «Про сто», «Они такие разные». Идея проекта – возможность учащихся продемонстрировать полученные ими знания, умения и практические навыки в различных образовательных областях – биологии, химии, физике, географии, математике, то есть показать метапредметную подготовленность и практические навыки.Но в руках у сегодняшнего педагога не одна технология, не один компонент, позволяющий помочь ребенку в определении его профессионального будущего, а целая палитра. Немаловажную роль здесь играют городские проекты, направленные на профориентацию учащихся. Одним из приоритетных на сегодняшний день стали проекты «Университетские субботы» и «Инженерные субботы». Мальчишкам, девчонкам, а также их родителям открывают двери ведущие учебные заведения Москвы и России. Вниманию участников предлагаются мастер-классы, научно-популярные лекции, семинары, дающие возможность не только ознакомиться с вузом, преподавателями и студентами, но и позволяют, выбрав направление, узнать, в каких профессиях, специальностях данная область знаний может быть реализована. И здесь главное – не свести прекрасное начинание к формальному участию в мероприятии всем классом ради очередной «галочки» в отчете, а предоставить ученикам реальную возможность личного, самостоятельного выбора в соответствии с их интересами. Задача классного руководителя, учителя-предметника – сориентировать ребенка в огромном море предложений, подобрать мероприятие по его интересам, реализовать тот самый личностно ориентированный лидерский подход, о котором мы, педагоги, говорим всегда, но реализуем, к сожалению, редко. Проект «Университетские субботы» сегодня занял свои ведущие позиции. На раскрытие и реализацию творческого потенциала будущего поколения профессионалов направлено и участие в региональном чемпионате JuniorSkills-2018. Впервые учащиеся нашей школы и их наставники пробовали свои силы в компетенциях «Предпринимательство», «Робототехника», «Лабораторный химический анализ», «Интернет вещей», «Сити-фермерство», «Сетевое системное администрирование», «Флористика». Для выполнения заданий требовались креативное мышление, владение цифровой грамотностью, умение концентрировать внимание, практические умения в поиске и оформлении полученной информации и результатов работы. На время участия в проекте наши ученики превратились в лаборантов и флористов, предпринимателей и IT-specialist, фермеров и инженеров. В ходе работы педагогам удалось уйти от традиционной модели образования, а учащимся – получить целый ряд новых умений и навыков. Но главным итогом такой деятельности стали искренний интерес ребят к профессиям и желание их освоить. Разве не в этом заключается тот самый потенциал, который мы пытаем найти и реализовать?Сегодня в наших руках масса возможностей помочь ребенку выбрать свой путь, найти себя в профессии, а значит, стать успешным. Просто нужно понимать, куда и зачем мы идем. И, понимая, использовать всю палитру практик, технологий, предоставляемых возможностей для изменения будущего. Ведь, как писал Юнг, «будущее уже наступило».Елена БОДАЧЕВА, учитель русского языка и литературы школы №1694
Комментарии