Время не стоит на месте. Технологическое развитие меняет мир вокруг и жизнь каждого из нас. Сфера образования также реагирует на эти изменения. Обновляется материально-техническая база образовательных организаций, в школы приходят инновационные проекты и новое поколение педагогических кадров. Все эти изменения, основанные на устойчивом фундаменте традиционной школы, позволяют не только ответить на вызовы времени, но и даже заглянуть за горизонт. Представьте себе: в каком мире, когда окончат школу, будут жить наши сегодняшние первоклассники?
Многие говорят о том, что будущее уже наступило, просто пока еще оно неравномерно распределено. Эксперты заявляют, что на первый план в этой связи выходят не профессиональные навыки, которым можно научить и которые можно измерить, а так называемые универсальные компетенции – soft skills. В это понятие мягких навыков обычно включают коммуникабельность, умение работать в команде, креативность, пунктуальность, уравновешенность. Этот подход соотносится и с еще одним понятием современной системы образования – навыками XXI века, или 4К: коммуникация, креативность, критическое мышление и командная работа.
Косвенным подтверждением важности подобных навыков является и то, что все реже лауреатами Нобелевской премии становятся отдельно взятые личности и все чаще группы исследователей и новаторов. Всему виной тот факт, что в мире почти не осталось глобальных задач, которые мог бы решить отдельно взятый человек. Иными словами, как в известной пословице: одна голова хорошо, а две лучше. Но, чтобы объединить команду для решения задачи в рамках, допустим, проектного управления, недостаточно только лишь знаний в той или иной предметной области.
Школа в этом контексте, а вслед за ней и отдельно взятый класс, и есть та самая команда, которая, совместно обучаясь, на протяжении всего периода взаимодействия решает те или иные проектные задачи.
На фоне происходящих изменений в мировом атласе профессий важно быть готовым на протяжении жизни к решительным переменам, быстрому поиску и освоению новой информации, переключению с одной задачи на другую, плодотворному участию в различных проектных командах.
В номере «Учительской газеты-Москва», который вы держите в руках, мы постарались отразить эти и другие тенденции применительно к образовательным организациям нашего межрайона.
Немало материалов посвящено профессиональному развитию педагогов, ведь матрица новой реальности накладывает на них еще большую ответственность.
В номере вы также найдете материалы о международном сотрудничестве и специальных проектах, экскурсиях на предприятия и предпрофессиональных классах, выдающихся достижениях школьников, новостные заметки и эссе на злобу дня.
Все они подготовлены авторами, создающими команды успешных школ, ведь за каждым достижением образовательной организации стоит не только отдельно взятый победитель, но и усилия всех, кто формирует реальность сегодняшней педагогики.
Галина АЛЯБУШЕВА, директор школы №625, председатель межрайонного совета директоров образовательных организаций №21
Комментарии