search
main
0

Будущее создают учителя: от смыслов к результатам. Мы выбираем? Нас выбирают?

​В конце прошлого года на заседании Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам был дан старт проекту «Цифровая школа». Это один из серии проектов, направленных на цифровизацию современной системы образования. Наиболее обсуждаемой инициативой стала государственная программа РФ «Развитие образования на 2018-2025 годы». Структурным элементом предыдущей и этой госпрограммы является ведомственная целевая программа Министерства образования и науки «Российская электронная школа».

Вектор развития. Ретроспективно Логично рассматривать эти программы в контексте принятой в июне 2017 года государственной программы «Цифровая экономика РФ». Ведь, по словам В.В.Путина, образование является одним из направлений, имеющих системное значение для наращивания кадровых, интеллектуальных, технологических преимуществ в сфере цифровой экономики.Незадолго до этого была также принята новая Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы (2017 г.), которая декларирует принципы общедоступности информации, возможности выбора средств получения знаний при работе с информацией, приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий.Вместе с тем в Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года (2014 г.) в целях содействия формированию гармонично развитой личности (чем не образовательная задача?) предполагается «формирование единого российского информационного пространства знаний на основе оцифрованных книжных, архивных, музейных фондов, собранных в Национальную электронную библиотеку и национальные электронные архивы по различным отраслям знаний и сферам творческой деятельности».Кроме того, в 2017 году был создан Экспертный совет по вопросам совершенствования законодательства в сфере обеспечения безопасности детей и формирования доброжелательной и комфортной среды для их жизни и развития (И.А.Яровая), а в 2016-м – Экспертный совет по информатизации системы образования и воспитания Временной комиссии по развитию информационного общества Совета Федерации (Л.Н.Бокова). Почему это так важно? Потому что каждый из экспертных советов формирует определенные инициативы, которые во многом определяют если не задачи, то пул механизмов и инструментов.Итак, сформированы нормы, проанализировав которые можно обрисовать образ ближайшего цифрового будущего современной школы. Насколько готова система образования Москвы к этим вызовам? Что еще предстоит сделать? Кто является нашими стратегическими партнерами? Что мешает двигаться вперед быстрее? И надо ли двигаться быстрее?Проектное управление в действии. Чего ждут от системы образования?«Мы хотим использовать проектный метод для достижения важнейших показателей для жизни страны, людей, для решения задач как в социальной сфере, так и в области экономики. Это касается и образования, и здравоохранения, малого и среднего бизнеса, инфраструктурных проектов, городской среды», – отметил Председатель Правительства Российской Федерации Д.А.Медведев в октябре 2016 года в интервью программе «Воскресное время».Постановлением от 26 декабря 2017 года №164 с 2018 года государственная программа «Развитие образования» переведена на проектное управление: определены проектные офисы, проекты в рамках программы, этапы и показатели каждого из них. Рассмотрим те проекты, которые имеют наибольшее значение для развития цифровой школы.Реализация отдельных мероприятий приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда Российской Федерации» направлена на создание к 2018 году условий для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства и увеличения к концу 2025 года числа обучающихся образовательных организаций, освоивших онлайн-курсы, до 11 млн человек. К концу 2018 года показатель количества учащихся общеобразовательных организаций, прошедших обучение на онлайн-курсах, должен составить 600000 человек (Россия), по дополнительным общеразвивающим программам – 100000 (Россия), а число онлайн-курсов к концу 2018 года должно составить 1500 (включая высшее образование).Если говорить о ведомственной целевой программе «Российская электронная школа», то к концу 2018 года предполагается создание завершенного курса интерактивных видеоуроков по всей совокупности общеобразовательных учебных предметов, а количество дидактических и методических ресурсов открытого пользования в составе полного завершенного курса интерактивных видеоуроков должно составить 4680. Заявлена и доля педагогических работников, использующих элементы открытой информационно-образовательной среды «Российская электронная школа», на конец 2018 года – 18 процентов.Мероприятие программы «Содействие развитию общего образования» подразумевает обеспечение возможности на уровне среднего общего образования обучаться по индивидуальным образовательным траекториям (в том числе с использованием дистанционных технологий). В заявке на гранты Министерства образования и науки РФ для образовательных организаций содержится такой перечень работ: – создание порталов (вкладок) по направлению модернизации содержания и технологий для коллективного использования;- создание электронного банка методических разработок преподавателей;- апробация курсов для обучающихся;- разработка сетевого ресурса для общеобразовательных организаций (сеть из не менее чем 20 организаций); – презентация внедрения (видеоролик – 5-10 минут).Онлайн-курсы, интерактивные видеоуроки от лучших учителей, дистанционные технологии – все это решения, скажем прямо, не задействующие потенциал учителей современной школы или цифровые механизмы управления. Это, скорее, выражение надежды на то, что разработчики онлайн-курсов или уроков позволят достичь некоторого желаемого результата, который выражается в программе в виде неуклонно растущих показателей международных исследований (вот кто знает, как правильно!).Перспективным, однако, представляется создание внутренней конкурентной среды между «традиционным учителем» и «современной облачной школой». Только выбирать, наверное, должны семьи и ученики, а измеряется эффективность РЭШ почему-то по числу учителей.Программа «Цифровая экономика» также содержит краткий анализ актуального состояния цифровизации отрасли.  Если кратко, то в ней заявляется необходимость обновления содержания образования по информатике и технологии, внедрения новых цифровых инструментов диагностики знаний учащихся на итоговой аттестации и «включение [образовательного] процесса целостно в цифровую информационную среду». Для решения этих задач предполагается:    Формирование нормативной базы компонентов образовательных программ, существенных для цифровой экономики, включая стандарты и государственные требования, а также примерных программ. Можно предположить, что речь идет по крайней мере о работе над «новой информатикой» и «современной технологией».    Успешное функционирование не менее 10 отраслевых (индустриальных) цифровых платформ для основных предметных областей экономики (в том числе для цифрового здравоохранения, цифрового образования и «умного города»). Предполагаем, что основой для институционализации послужит программа «Цифровая школа», о которой мы поговорим чуть позже.    Увеличение доли населения, обладающего цифровыми навыками, до 40%. Например, недавно стартовавшая в столице программа работы с активными гражданами пенсионного возраста может послужить отличной площадкой для достижения этого показателя.Президент Российской Федерации В.В.Путин, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, сказал: «Нам предстоит кратно увеличить выпуск специалистов в сфере цифровой экономики, а по сути, нам предстоит решить более широкую задачу, задачу национального уровня – добиться всеобщей цифровой грамотности. Для этого следует серьезно усовершенствовать систему образования на всех уровнях – от школы до высших учебных заведений. И конечно, развернуть программы обучения для людей самых разных возрастов».Без учителей-авторов и учителей-пользователей, без интеграции ресурсов цифровых издательств и ИТ-компаний, без единой платформы проектирования программ и разработки контента, без настоящего проектного подхода на региональном уровне, за счет только онлайн-курсов некоторого производителя решить поставленную задачу будет, мягко говоря, трудно.На сегодня объем задач «Цифровой экономики» и «Развития образования» представляется скорее в виде пересекающихся множеств, что говорит о необходимости разработки проектов, которые обеспечат механизмы и институты решения всего перечня задач. Мы надеемся, что одним из таких решений станет анонсированный проект «Цифровая школа».«Цифровая школа». Ожидания на переправе Позвольте представить вам три рассуждения о дальнейших перспективах, построенные на основе цитат министра Правительства Москвы, руководителя департамента информационных технологий Артема Ермолаева, которые были озвучены на Russian Internet Week-2017 в ответ на вопрос о современных вызовах к ИТ:     О возможностях искусственного интеллекта: «Есть целый ряд направлений в ИТ, по которым движется весь мир, туда же движемся и мы. Но нужно понимать, что любые результаты на основе больших данных невозможны без расчетов и соответствующей инфраструктуры…»Чтобы говорить о практическом использовании BigData, появлении виртуальных советников/тьюторов/учителей, о настоящих адаптивных программах (не нужно путать с адаптированными), мы должны иметь программную инфраструктуру, которая позволит работать с повседневными «рутинными» (в самом лучшем смысле) данными. Сначала необходимо создать такое программное обеспечение, которое будет функциональным для всех категорий пользователей, уровней и видов образования. Ведь чтобы начать собирать «цифровые следы», сначала нужно организовать пространство, где их можно будет оставить.    О новом качестве услуг: «В течение 2-4 лет мы говорим о том, чтобы не вы ходили к доктору, а доктор приходил к вам. С помощью гаджетов информация может передаваться в центральную базу, которая предупреждала бы врача. Но к этому не готовы ни пациенты, ни врачи…»Если говорить о системе образования, то речь здесь может идти о другом понимании «индивидуальной образовательной траектории» – той, у которой есть прошлое, настоящее и будущее (в отличие от понимания траектории как однозначно проектируемого будущего для однозначно талантливого ребенка). Как чуткий учитель понимает, что в жизни ребенка что-то происходит – по мимике, речи, поведению и сотне еще каких-то неуловимых знаков, – так же и системе предстоит научиться «видеть» когнитивный статус и потенциал на основе поведенческих паттернов, интересов, объективных и субъективных результатов. Это масштабная и долгосрочная задача, которая предполагает тесную связку на уровне данных между результатами обучения, рабочими программами и библиотекой контента.    О кадрах: «Нам необходимо иметь абсолютно IT-грамотного пользователя. Только тогда он сможет извлекать эффект от использования информационных технологий»Как нельзя научиться плавать теоретически, так невозможно и научить быть «цифровым гражданином» вне цифровой среды. ИТ-технологии так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что ученики невольно осваивают их безо всяких образовательных программ (если не вопреки им) – большинство ребят сегодня уже в начальной школе знают, что такое «вирус», как создать электронную почту, сталкиваются с необходимостью использования надежных паролей, умения подключиться к беспроводной сети. А когда и как этому учат в школе? Практическая и полезная информатика, моделирование и конструирование, робототехника, обработка и представление данных – такие курсы могут стать основой для воспитания «цифровых граждан».Кратко- и долгосрочные задачи цифровой школы обозначены как на уровне законодательных инициатив, так и на уровне понимания развития IT-сектора в целом. Осталось определить ожидания от цифровой школы на основе того, что сегодня вошло в повседневную практику московской школы.Цифровая школа – это технологические, организационные и содержательные электронные решения. Порядок перечисления важен, потому что второе исключено без первого. Невозможно говорить о цифровых инструментах управления школой, если в здании нет Сети или отчеты собираются с учителей в таблицах (пускай даже и в электронных).Решения цифровой школы обеспечивают автоматизацию части организационных процессов в образовании, расширяют возможности учащихся и учителей по использованию достоверного и надежного учебного контента. Важно, что такие решения отвечают реализации прав пользователей в полном объеме. «Народный» подход к проектированию Московской электронной школы позволил создать архитектуру, которая максимально реализует возможности школ. Не система диктует школе возможности, а школа – системе.Возможности, которые Московская электронная школа предоставляет сегодня, можно выразить через инструменты цифровой дидактики.Цифровые учебные материалы – электронные учебники, пособия, задачники, виртуальные лаборатории, сценарии уроков и атомарные материалы, интерактивные приложения. И здесь нельзя не выразить благодарность издательству «Просвещение», которое инвестировало огромный интеллектуальный капитал в развитие проекта, совершенно безвозмездно обеспечивая московских школьников электронными формами наиболее востребованных учебников. Также мы очень рассчитываем на долгосрочные отношения с издательствами и производителями интерактивного учебного контента. Но главная опора Московской электронной школы – инициативные столичные учителя, которые разрабатывают, модифицируют и используют образовательный контент в своей повседневной практике.Цифровая инфраструктура Московской электронной школы включает в себя центры обработки данных ДИТ Москвы, систему доступа школ к сети Интернет, высокоскоростные локальные кабельные и беспроводные сети в школах. В классах устанавливаются новые интерактивные панели, обладающие более высокими показателями яркости и контрастности по сравнению с традиционными проекционными досками и способные воспроизводить контент в сверхвысоком разрешении. Учителя получают новые мощные ноутбуки. Входные группы школ оснащаются системой контроля доступа, а школьные столовые и библиотеки – терминалами, работающими с картами школьников. Периметр школы, спортивные залы, столовые, коридоры снабжаются системой видеонаблюдения. Безопасность, комфорт, доступность – основные принципы развития инфраструктуры московских школ.Цифровые инструменты организации образовательного процесса – система планирования, оперативного контроля и анализа деятельности школы. Электронный журнал и дневник МЭШ дает возможность полностью оцифровать основную образовательную программу образовательной организации. Встроенные в журнал инструменты позволяют администрации школы создавать календарные учебные графики для модульного и традиционного режима обучения, произвольные периоды промежуточной аттестации (триместры, тематические модули), учебные планы для всех параллелей с разделением по специализациям/направленностям/профилям учебного плана. Современный заместитель директора может реализовать самую сложную образовательную логистику – от индивидуальных решений и подгрупп до метагрупп и потоковых лекций. Расписание верстается прямо в системе на основании учебных планов, режимов пребывания, сформированных групп, справочников кабинетов и учителей. Теперь учителю не нужно выполнять однотипные операции благодаря загрузке данных из смежных систем.Учителя перед началом учебного года могут создать рабочие программы по предметам, в которых каждый урок будет связан с элементами содержания образования и электронным сценарием урока в библиотеке МЭШ.  Диагностические инструменты электронного журнала – отчеты о заменах, отсутствующих, занятости кабинетов, «Надежная школа» – позволяют руководителю контролировать различные параметры образовательного процесса. Для оперативной связи с родителями в электронном журнале создан сервис обмена быстрыми сообщениями. Учитель, классный руководитель или директор может легко обратиться к родителям выбранного класса, параллели или любому произвольному набору адресатов. Родители в свою очередь также имеют возможность задать вопрос любому сотруднику школы.Гибкие цифровые средства фиксации успешности учащихся позволяют при желании отображать родителям формы контроля в привычном виде (5-балльная шкала) – например, в случае, когда школа использует вариативные оценочные шкалы.В ближайшем будущем в системе будут реализованы журналы для профессионального и дополнительного образования, уведомления для родителей, сервисы, информирующие семью о необходимости принятия решений.Цифровые курсы самоподготовки учащихся (самоучитель). В библиотеке МЭШ размещен ряд учебных пособий, созданных учителями города и предназначенных для самостоятельного изучения школьниками выбранной темы. Эти пособия содержат наглядные мультимедийные учебные материалы и обязательные тесты для самопроверки в конце каждого раздела. Примеры таких пособий: «Навыки работы с информацией», «Первая помощь», «Умная школа», «Малый мехмат: сборник задач».Цифровая система поддержки учителей и родителей функционирует на различных уровнях – тьюторы в школах, ситуационный центр на базе Городского методического центра (кураторы), портал с инструкциями для всех типов пользователей и единая служба поддержки, доступная по телефону и электронной почте. Также работает портал решений и возможностей МЭШ – mes.mosmetod.ru.Системы совместной работы над проектами, цифровые модули повышения квалификации, «умные» портфолио учащихся и учителей, развитый аналитико-статистический блок, позволяющий представлять всем категориям пользователей различные срезы данных (BI), развитие внутренних механизмов диагностики успешности и учета результатов, полученных вне школы, новые форматы учебного контента – все это запланировано к реализации в Московской электронной школе, чтобы сделать работу в цифровой образовательной среде более удобной и полезной, функциональной и надежной.Огромные инвестиции Правительства Москвы в этот проект – это вклад в будущее, в конкурентоспособность наших выпускников в условиях цифровой экономики, в безграничные профессиональные возможности московских учителей и инициативы современных управленческих команд. Город инвестирует и, значит, доверяет право выбора, разработки, взаимопомощи. Московские школы это доверие оправдывают. Хочется надеяться, что такая прозрачная и честная система взаимного доверия сохранится и в цифровой школе. Москва свой выбор сделала.Проект – интеграционная деятельность по достижению заданной оригинальной цели, осуществляемая под единым управлением.Проектное управление – это объединенное (интегральное) управление интеграционной деятельностью, направленной на достижение заданных результатов – целей.Проектное управление в системе образования Москвы носит «пакетный» характер. Например, если школа вступает в проект «Инженерный класс», она получает типовые решения по инфраструктуре кабинетного фонда проекта, варианты оснащения учебным оборудованием*, примеры учебных планов*, рабочих программ* по предметам и дополнительных программ, электронных пособий (задачников)* в Московской электронной школе, модули программ повышения квалификации для учителей, систему предъявления результатов для учащихся (конференции, сессии, семинары), а также сопровождение профильного вуза в лице преподавателей, которые сопровождают учеников и учителей. Каждый проект имеет свой проектный офис, систему методической и информационной поддержки на специализированном ресурсе (цифровое решение). Деятельность школы в проекте анализируется исключительно по ее цифровым следам.Проверьте себя!Ниже перечислены некоторые из задач Стратегии. Попробуйте назвать по 3 московских общегородских проекта, обеспечивающих реализацию каждой задачи, не повторяясь:- проведение мероприятий в области духовно-нравственного воспитания граждан;- реализация просветительских проектов, направленных на обеспечение доступа к знаниям, достижениям современной науки и культуры;- проведение мероприятий по сохранению культуры и общероссийской идентичности народов Российской Федерации;- формирование безопасной информационной среды на основе популяризации информационных ресурсов, способствующих распространению традиционных российских духовно-нравственных ценностей;- усовершенствование механизмов обмена знаниями;- обеспечение формирования Национальной электронной библиотеки и иных государственных информационных систем, включающих в себя объекты исторического, научного и культурного наследия народов Российской Федерации, а также доступ к ним максимально широкого круга пользователей;- обеспечение условий для научно-технического творчества, включая создание площадок для самореализации представителей образовательных и научных организаций;- использование и развитие различных образовательных технологий, в том числе дистанционное, электронное обучение, при реализации образовательных программ.Есть вопрос!Почему единое пространство знаний всей страны в условиях цифрового образования и с использованием современных технологий может быть доступно исключительно в помещениях библиотек? Согласитесь, было бы здорово иметь доступ к уникальным ресурсам Российской государственной библиотеки в классе или дома – в закрытом и безопасном контуре Московской электронной школы. Использование этих материалов в качестве части учебников, сценариев уроков, да и просто атомарного контента стало бы бесценным подарком и ребятам, и учителям!Максим ЧЕРЕНКОВ, заместитель директора Городского методического центра;Роман КУРИЛЕНКОВ, старший методист Городского методического центра

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте