Происходящее в стране, в обществе очень сильно затронуло школьную жизнь: изменились не только программы, учебники, методы и формы работы, но и наши ученики, родители. Мы живем в эпоху неограниченного доступа к любой информации. Каждый ребенок за считаные минуты узнает все что угодно. И неразумно требовать от детей уважения за то, что мы сообщаем на уроке факты, которые они и без нас могут узнать. Что же остается неизменным, как и в прежние времена?
Главнейшие качества учителя – профессионализм, постоянное самосовершенствование, самокритичность, высокая культура труда и дисциплина. Сегодня перед учителем стоит непростая задача – развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить. Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить».
Еще одним неотъемлемым качеством учителя является высокая внутренняя культура – то, что именуется словом «интеллигентность».
Современный учитель должен не только учить детей, но и сам обладать способностью учиться у них. Ведь еще древние говорили: «Кто не идет вперед, тот идет назад». Многому ли может научить учитель, мало знающий, мало читающий, ограничивающий свой кругозор учебником и методичкой к нему? Ответ ясен: такой педагог выпустит ограниченного ученика. Значит, учителю необходимы саморазвитие, самообразование, эрудиция. И если фундамент любви к детям и профессионализм развиваются с годами, то здание эрудиции строится всю жизнь.
Видение педагогической деятельности мы сформулировали вместе: учителя гимназии понимают стоящие перед ними цели и задачи: подготовить детей к жизни в современном открытом информационном обществе, научить их учиться, воспитать граждан великой страны, и просто хороших людей, ценящих дружбу, умеющих заботиться о близких. В результате нашей совместной работы мы должны увидеть в каждом ребенке человека, который сочетает в себе способности к анализу, умеет видеть детали и целое, способен беспристрастно оценивать факты. Его не устраивают удобные ответы и общепринятая точка зрения, он получает удовольствие от самого процесса познания, открывает с радостью мир. Такой ученик уважительно относится к людям, обладает честностью, цельностью, надежностью и другими качествами, из которых складывается характер, одним словом, воспринимает себя и мир позитивно, чтобы сделать этот мир лучше.
Основу нашей управленческой деятельности, направленной на развитие педагогов, составляют определенные правила и принципы. Остановлюсь на десяти из них, как нам кажется, наиболее важных.
Общее и частное. Каждый сотрудник нашей школы вносит в общее дело что-то свое, но при этом все работают ради достижения общей цели и реализации миссии гимназии.
Инновации и традиции. Собственные успехи закрепляем и поддерживаем. Мы понимаем, что инновация – это не проблеск гениальности, а тяжелый труд, который нужно сделать привычным, значимым для всех уровней управления.
Управляющий совет. Это один из инструментов эффективной управленческой деятельности, так как мы изначально четко сформулировали требования к его работе.
Только доверие! Эффективную и тем более творческую организацию невозможно построить на силе. Но доверие не означает, что люди должны нравиться и быть симпатичны друг другу. Главное, что они могут полностью полагаться на своих коллег при решении профессионально значимых вопросов, исходя из своих компетенций.
Ответственность. Мы понимаем, что сегодня не являемся единственными «поставщиками образования».
Открытость. Использование современных технологий ставит перед нами задачи создания открытой системы, доступной в равной степени для всех участников образовательных отношений.
Видение будущего. Безусловно, его предсказать невозможно, но можно и даже полезно попытаться определить основные события, которые уже наступили и будут заметны через одно-два десятилетия.
Умение избавляться от вчерашнего дня. Это самое сложное в педагогической деятельности. Вопрос «Чем новым нам надо заняться и когда?» для управленческой команды актуален всегда.
Финансовая поддержка. Нас ценят как профессионалов и помогают нам без принуждения. А благотворители помогают нам двигаться вперед. Мы объясняем, что собой представляет наша организация, и делаем этих людей частью нашего коллектива, приверженцами общего дела, заинтересованными в успехе нашей организации людьми, а не просто посторонними, которые дают деньги.
Миссия как цель. Мы ее формулируем так: будущее создаем сегодня.
Хочу подробнее рассказать о системе внутришкольного профессионального роста, благодаря которой нам удается подготовить учителей, способных и готовых реализовать все эти принципы.
- Подготовка эффективных педагогических работников через обучение и развитие на рабочем месте. Уже много лет у нас работает Школа молодого учителя, а с 2021 года мы являемся районной опорной площадкой по данному направлению. Еще одним видом обучения на рабочем месте является наставничество, предусматривающее назначение в ученики к более опытному работнику нового или недостаточно опытного сотрудника. Наставник обеспечивает руководство, поддержку и возможности для обучения. К основным методам обучения, используемым в нашем учреждении, относятся:
– ориентационный тренинг, предусматривающий ознакомление новых работников с культурой, нормами и целями учреждения;
– обучение в классах, включая лекции руководителя, применение аудиовизуальных материалов и моделирование ситуаций; обеспечивает 70% «настройки» нового сотрудника под коллективный стиль и цели нашей школы;
– самостоятельное (программированное) обучение с использованием учебников, пособий и компьютеров, результатом чего становится отработка методической темы конкретного учителя с последующей защитой на предметном методическом объединении с учетом включенности сотрудника в общешкольную методическую тему «Управление процессом достижения нового качества образования как условие развития компетенций учителя»;
– компьютеризированное обучение (е-тренинг) предусматривает использование обучающих программ, Интернета и дистанционного обучения. Е-тренинг стал в последние годы в нашей школе очень популярным, так как экономит большие средства и позволяет каждому учиться в удобном для него темпе. В гимназии с помощью благотворителей (членов управляющего совета) создана интеллектуальная система «умная школа». Она позволяет использовать ресурсы центра образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», филиала Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина, информационно-образовательного центра «Виртуальный Русский музей», нового школьного информационно-библиотечного центра не только каждым учителем, но и учеником.
Другие методы и средства обучения и развития сотрудников гимназии: кейсы, телеконференции, виртуальный класс, функциональное моделирование, освоение экспериментальных программ и программ виртуальной реальности.
- Оптимизация управленческого персонала. Данный подход можно определить как назначение нужного человека из лучших педагогических работников на подходящее ему место в правильно выбранный момент времени.
- Аттестация по результатам деятельности. Мы особое внимание уделяем точной оценке результатов труда с помощью специальных оценочных шкал и обучению администраторов эффективным методам аттестации, позволяющим укрепить обратную связь с сотрудниками, мотивировать их на профессиональный рост.
- Справедливое вознаграждение. Выполнение должностной инструкции еще не гарантирует хорошей, качественной работы и профессионального роста учителя. Качество и интенсивность труда во многом зависят от эффективности системы вознаграждения. В учреждении отработаны:
– экономическая система стимулирования. Распределение фонда материального стимулирования происходит с привлечением работников к принятию решений по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;
– эмоциально-психологическая система мотивации. Включает в себя творческие встречи с известными актерами, исполнителями, организацию творческих выставок и презентаций учителей, туристические поездки за счет средств благотворителей, совместные с учащимися концертные программы.
- Участие в конкурсах профессионального мастерства. Конкурсы помогают выявить уровень профессионализма каждого участника, способствуют профессиональному росту педагога, дают толчок к дальнейшему творческому развитию, способствуют выявлению творческих и инициативных педагогов.
- Гуманное управление. В управленческой деятельности мы исходим из того, что люди обладают базовыми правами и свободами, которых их нельзя лишить по решению отдельного индивида. Таким образом, этически безупречным будет такое решение, которое лучше всего охраняет права тех, кого оно затрагивает. При принятии управленческих решений учитываем шесть моральных прав:
- право добровольного согласия. С людьми необходимо обращаться только так, как они сознательно и добровольно разрешают с собой обращаться;
- право на неприкосновенность личной жизни. Люди имеют право делать после работы то, что им нравится, а также самостоятельно контролировать информацию о своей личной жизни;
- право на свободу совести. Человек может отказаться выполнять любой приказ, идущий вразрез с его моральными и религиозными убеждениями;
- право на свободу высказываний. Человек имеет право критиковать действия других людей;
- право на справедливое отношение. Человек имеет право требовать беспристрастного выслушивания своего мнения и справедливого отношения к себе;
- право на жизнь и личную безопасность. Человек имеет право жить, не испытывая беспокойства за свое здоровье и безопасность.
Именно справедливое отношение, понимание, забота, уважение являются залогом стабильности и профессионального роста управленческой команды и педагогического коллектива в целом. Все, кто приходит к нам работать, остаются навсегда, и нет случаев увольнения молодых учителей, которым вхождение в учительскую профессию оказалось непосильным.
Валерий МАКАРСКИЙ, директор гимназии №2 имени Героя Социалистического Труда Н.Ф.Федорова, Тосно, Ленинградская область
Комментарии