В конце мая по сложившейся традиции состоялась пятая Всероссийская олимпиада по граждановедческим дисциплинам и избирательному праву, проведенная Межрегиональной ассоциацией “За гражданское образование”, “Учительской газетой” при участии Министерства образования РФ, Российского центра обучения избирательным технологиям при ЦИК РФ, Посольства США в Москве, национального фонда в поддержку демократии (США). Первую в XXI веке олимпиаду открыл президент Ассоциации “За гражданское образование”, главный редактор “Учительской газеты” Петр ПОЛОЖЕВЕЦ:
– Наши участники первых олимпиад давно учатся в вузах, некоторые из них работают помощниками депутатов на местах и даже в Государственной Думе. Учителя, которые помогают вам, тоже совершенствуются, многие из них стали авторами программ, пособий, а порой даже и учебников.
Будущее нашей страны зависит не от политиков, не от тех, кто находится у власти, а от вас, потому что вам через несколько лет предстоит реализовать те программы, проекты, идеи, которые закладываются сегодня. Именно от вас зависит, в каком государстве мы будем жить, какую Россию мы построим.
Эта олимпиада, не состоялась бы, если бы не активная помощь Министерства образования Центральной избирательной комиссии, если бы не зарубежные партнеры, такие, как Американская федерация учителей, Центр гражданского образования в Калифорнии, Американское посольство в РФ, наши канадские партнеры. Сегодня, как всегда, присутствуют наши гости, хотя точнее сказать, наши друзья. Прежде всего я хотел бы назвать первого заместителя министра образования РФ, доктора исторических наук, профессора Александра Федотовича Киселева, министра-советника Посольства Соединенных Штатов Америки в РФ Александра Алмазова, руководителя московского бюро Американской федерации учителей Евгения Белякова, профессора университета Западного Онтарио Канады Дагласа Рэя, который вместе с нашими коллегами осуществляет замечательный канадско-российский проект “Демократия для подрастающего поколения”.
Те работы, которые вы прислали на первый тур, свидетельствуют о глубоком понимании вами проблем переходного периода нашей страны. И если собрать их все вместе, то получится прекрасная программа социально-экономического развития России, которую могли бы использовать Дума, правительство, президент. Мы так и сделаем: отберем самые важные ваши идеи, предложения и сделаем сборник.
Все ваши эссе показали глубокие знания, умение размышлять, сравнивать и, самое главное, продемонстрировали подходы, которые старшему и среднему поколению не всегда приходят на ум. Сегодня 45 лучших собрались в этом зале. Вы будете экзаменоваться на право, кто станет первым в каждой возрастной категории, но вы уже победители, и не важно, кто окажется первым. Но олимпиада есть олимпиада, соревнование есть соревнование, и лучшими из лучших станут те, кто продемонстрирует большую собранность, покажет умение точно анализировать ситуации, аргументированно и глубоко отвечать на вопросы. В этом году все, кто приехал на олимпиаду, получат небольшие стипендии, независимо от занятого места.
Для наших взрослых коллег программа тоже будет очень насыщена. Сегодня педагоги будут обсуждать проблему изучения прав человека в школе. Состоятся семинары: “Становление гражданина: что может и должна сделать современная школа”, “Актуальные проблемы России: социальные проекты в школе”.
В последний день состоится обсуждение “Международной программы обучения демократии”. Несколько лет назад ее разработал Центр гражданского образования. Она может быть использована как учебный план, как программа обучения демократии в любой стране. В ней содержатся основные принципы, идеи демократии, основные подходы, как обучать человека демократическим ценностям, как воспитать гражданина. В разработку этого проекта были вовлечены сотни и сотни американских учителей. Он прошел апробацию во многих американских штатах, в его обсуждении приняли участие замечательные преподаватели, ученые, методисты из многих стран мира. На протяжении трех лет программа перерабатывалась несколько раз, и вот в апреле в “Граждановедении” был напечатан итоговый документ – последний проект этой рамочной программы.
Нам бы хотелось, чтобы вы еще раз посмотрели на нее очень внимательно, высказали свои замечания, потому что у наших коллег есть еще два месяца, когда можно что-то доработать. Хочу подчеркнуть, что это вовсе не обязательная программа, но она может помочь каждой стране, каждому региону разработать свою собственную.
Недавно в США, когда проходил очередной финал национального соревнования по знанию конституции американскими школьниками, у меня был длинный неформальный разговор с одной американской учительницей. Она сказала что они стали мощной и богатой страной не потому, что объединились по принципу – одна раса, одна нация или одна религиозная конфессия, мы стали богатой, мощной страной потому, что нас объединили общие идеалы и общие идеи”. Мне хотелось бы, чтобы вы на наших семинарах поговорили о тех общих идеях и идеалах, которые смогут объединить всех нас, чтобы мы продолжали строить мощную, крепкую, единую Россию.
Я хотел бы еще раз поблагодарить всех тех, кто принимал участие в подготовке V Всероссийской олимпиады, и прежде всего Ирину Георгиевну Димову, которая работала 24 часа в сутки, членов жюри.
Я хотел бы поблагодарить и Американский Фонд поддержки демократии.
Я желаю вам всем успеха, уверенности в себе, и мы с нетерпением ждем победителей.
Первый заместитель министра образования РФ Александр КИСЕЛЕВ:
– Мы сегодня ведем серьезную работу по обновлению содержания образования. Я глубоко убежден в том, что школа должна давать не только знания, не столько знания, сколько пробудить у каждого внутренний мотив, смысл, стимул к познанию, к обучению, радость познания, дух самосовершенствования. Именно дух самосовершенствования, стремление к нему станет залогом развития личности. Олимпиады показывают, что такое стремление к самосовершенствованию есть.
Мы очень серьезно думаем о том, как разгрузить наших школьников. Проблема перегрузки связана с проблемой интереса. Человек, который занимается с интересом, с радостью, мало устает, его надо просто останавливать. Если у вас пробудился интерес к поиску, к исследовательской работе, это уже хорошо. Это тот огонек, который необходимо поддерживать, усиливать. И тогда ваша жизнь будет наполнена глубоким смыслом. Вопросы обновления гуманитарного образования находятся на первом месте, и содержания граждановедения в том числе.
Мы много говорим о создании гражданского общества. Главное в нем – это гражданин, а все остальное – дополнение. И вот от того, какие гражданские чувства будет каждый из нас иметь, как он будет реализовывать свои права, насколько он будет ответственным перед собой, перед семьей, перед страной, зависит реализация этих задач. Что не хватает нам, – это стремления к согласию, помнить о том, что уважение к своим друзьям, другим людям является тем фундаментом, который поможет жить в согласии с самим собой и в согласии с другими.
Нам следует отказаться от догм, от заранее идеологизированных схем, постараться выработать собственный взгляд на многие проблемы. Беда в том, что очень многие не имеют ни собственных взглядов, ни убеждений, не умеют осмысливать те процессы, которые происходят. И тогда появляется очень много возможностей для манипулирования общественным сознанием, даже возможностей для того, чтобы возродить тоталитаризм. Именно личность, взаимоотношения ее с властью, обеспечивает верное функционирование собственно власти. Это круг проблем, над которыми и ученые, и политики, просто граждане размышляли, и не один десяток лет.
Кто-то сказал, чем дальше от теории, ближе к жизни, тем ближе к Нобелевской премии. Я призываю больше изучать конкретную жизнь со всеми ее противоречиями, со всеми взлетами, падениями. Если мы этому научимся, то мы продвинемся вперед, чтобы в конечном итоге развить и теорию. Хочу поблагодарить вас за то, что вы выбрали своим исследованием проблемы граждановедения, которые должны волновать всех граждан.
Александр АЛмазов, советник Посольства США в России:
– Хочу поздравить всех участников и поблагодарить за возможность присутствовать на открытии олимпиады. Приятно, что она развивается широко: и географически, и в других измерениях.
В США тоже проводятся соревнования по граждановедению, а Центр по гражданскому образованию в Калифорнии уделяет этой проблеме на общенациональном уровне все больше и больше внимания. Причина проста: как нет совершенного человека, так нет и совершенного государства. Процветание общества зависит от трудной и некончающейся работы каждого из нас. Радует, что многие молодые люди, которые участвуют в олимпиаде, готовы отдавать все свои силы и талант для становления сильного, здравого гражданского общества. Благодарю всех учителей за вашу работу, желаю успеха не только на олимпиаде, но и в жизни.
Комментарии