Какой должна быть новая школа? Процессы модернизации предполагают перемены не только в сфере содержания образования, речь идет в буквальном смысле слова о замене привычных серых монолитных «коробок». Возможно, что реальность новой школьной архитектуры превзойдет самые смелые ожидания. Ведь, как оказалось, перемен жаждут все – и учителя, и ученики, и их родители.
Оксана РОДИОНОВА,Калининград – Москва
В январе этого года на заседании Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко предложил в 2011 году в рамках инициативы «Наша новая школа» начать реализацию мероприятия «Современная школа». Андрей Александрович пояснил: «Речь идет в первую очередь о региональных программах, где создаются современные условия. В том числе современные условия означают новые требования к безопасности, к санитарно-бытовым условиям, к школьному питанию и к оснащенности учебным оборудованием. Это будет содействовать кроме всего прочего развитию индустрии школьного оборудования, школьной архитектуры, школьного строительства». Идею тут же развил губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин: «Считал бы возможным провести аудит существующих типовых проектов». Из лучших региональных проектов тверской губернатор предложил выбрать эскиз типовой образцовой школы, чтобы распространить его по всей России не только в городе, но и в сельской местности.
Президент России Дмитрий Медведев аудит одобрил, но скорректировал идею: «Нужно выбрать три – пять возможных типовых решений, которые хорошо зарекомендовали себя в регионах (…) и тиражировать их. Мне кажется, это будет правильным».
А уже в феврале в Министерстве образования Калининградской области родилась инициатива, оригинально претворившая теоретические размышления на высшем уровне. Здесь решили провести региональный конкурс эскизных архитектурных проектов «Наша новая школа – Школа будущего». Присоединилось Калининградское региональное отделение партии «Единая Россия», поддержку оказало правительство Калининградской области. И уже в марте вышло в свет положение, заработал официальный сайт конкурса, стартовал прием работ. В мае 2010-го стало ясно, что конкурс получается не региональный, а всероссийский – на него подали 192 заявки студенты архитектурных вузов России, сотрудники архитектурно-проектных компаний и организаций, школьники и учащиеся колледжей из более чем 40 городов и поселков Российской Федерации. Основная часть заявок поступила из столицы и Московской области, Ленинградской области, Калининградской области, городов Казань, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Тюмень.
Но не только масштабность изюминка этого конкурса. Его организаторам удалось так продумать номинации, что внести свой вклад в создание школы будущего смогли все, кого волнуют образовательные проблемы, а не только профессиональные архитекторы. «Молодежный эскизный архитектурный проект общеобразовательной школы» создавали студенты и выпускники архитектурно-строительных вузов от 18 до 25 лет, «Профессиональный эскизный архитектурный проект общеобразовательной школы» – состоявшиеся архитекторы, в том числе представители авторских коллективов. А в номинации «Суперидея» могли поучаствовать абсолютно все, кому исполнилось 14 лет и кто способен ярко подать, четко объяснить или зарисовать гениальную идею лучшей в мире школы.
Такой подход продиктован вовсе не желанием сделать конкурс модным. Это принципиальная позиция министра образования Калининградской области Наталии Шерри: «Школа должна быть построена усилиями не только строителей, не только архитекторов, проектировщиков, но в первую очередь силами участников образовательного процесса. То есть надо вместе садиться за стол, решать проблему – какими должны быть помещения, классы, атриумы, каким целям должен служить актовый зал, как должна быть отработана система безопасности детей на современном уровне и так далее». Хорошо известно, что здания проектируют, не учитывая потребностей учеников, не советуясь с педагогами. «И директор, который входит в новую школу, какая бы красивая она ни была, в первую очередь начинает раздвигать стены, благоустраивать пространство, которое отвечает задачам конкретного образовательного учреждения, – говорит Наталия Сергеевна.
Необычной была и процедура оценки. На сайте конкурса http://schoolfuture.ru было организовано интернет-голосование. В итоге возросло число победителей, а состав жюри расширился… до размеров всей России! Что же касается основной «судейской коллегии», в нее вошли представители педагогической общественности Калининградской области – директора школ, управленцы разных уровней, представители Агентства по градостроению, Центра проектных экспертиз, службы ГАСН, областного министерства ЖКХ и строительства. Самые именитые члены жюри – главный архитектор ООО «ВнешПроектСтрой», почетный архитектор РФ Владимир Цветков, зам. генерального директора ОАО «Институт общественных зданий», кандидат архитектуры Анатолий Гарнец, директор учреждения «Международный градостроительный институт», председатель Экспертного совета по комплексной оценке объектов инвестирования и бизнеса РОИС Владимир Вайсера. Артем Нефедов из Санкт-Петербурга, лидер интернет-голосования в номинации «Профессиональный проект», удивлен: «Таких конкурсов мало в России, должно быть намного больше». Артем Леваков, председатель молодежного правительства Калининградской области, уверен: «Сама идея проведения такого конкурса инновационная, ведь конкурс – это самое открытое пространство для всех желающих, где в конкурентных условиях могут появиться самые замечательные идеи. И очень приятно было узнать, что в профессиональном сообществе архитекторов есть множество ярких, молодых фамилий». О том, что конкурс нужен, безусловно, свидетельствует и огромный призовой фонд – миллион рублей, спасибо генеральному спонсору ООО «МСК-77». Генеральный директор МСК-77 Александр Воробьев назвал главным победителем этого состязания детей.
Что же это за эскизы, конечно, не терпится узнать читателям. Нет смысла подробно рассказывать про все идеи, тем более что они прекрасно представлены на официальном конкурсном сайте. Загляните туда! Однако общую тенденцию и организаторы, и наблюдатели отметили сразу – практически все участники разделили свои школы на блоки по возрастам. Особенно четко эта идея прослеживается в конкурсной работе победителя номинации «Суперидея», пятнадцатилетнего Романа Чурилова, ученика 9-го класса Измайловской гимназии Москвы. Его школа состоит из пяти зданий, соединенных между собой стеклянными коридорами. Старшая, младшая, средняя школа – отдельно. Между ними – зоны для прогулки, тоже обособленные. Еще один призер в этой же номинации, москвич Михаил Какушкин, член Союза художников России, Союза московских архитекторов, предложил университетский городок принципиально новой системы образования в соответствии с концепцией Эвристической образовательной среды для всех возрастов – от 0 до бесконечности.
Архитектор, прошлогодний выпускник Казанского государственного архитектурно-строительного университета Василь Набиуллин из города Набережные Челны Республики Татарстан, занявший первое место в номинации «Молодежный проект», создал замечательный, легкий, фантазийный образ орбитальной станции.
Главный приз в номинации «Профессиональный проект» с большим отрывом от соперников заработал архитектор со стажем москвич Дмитрий Сергеев. На конкурсе он выступал в качестве делегата от творческого коллектива конструкторского бюро им. А.А.Якушева в соавторстве со Светланой Суховерцевой. В проекте Дмитрия Львовича, пожалуй, ярче всего проявилась главная идея конкурса – партнерство школы и общества.
Конкурс ради конкурса – бесполезная затея. Что получили в результате калининградцы? Великолепный банк эскизных архитектурных проектов, которым могут пользоваться и власти, и проектные институты, и строительные компании. Это отметил в благодарственном письме и губернатор Калининградской области Георгий Боос: «Правительство области видит в подобных мероприятиях мощный импульс к повышению профессионального мастерства, имиджевый ресурс для школы и педагогов».
Комментарии