search
main
0

Будущее определим вместе

Редакционный совет «Учительской газеты» обсудил планы по развитию издания

8 сентября в деловом центре «Москва» по адресу ул. Охотный ряд, д. 2, прошло заседание редакционного совета «Учительской газеты». В очном формате в нем приняли участие президент Академии Министерства просвещения РФ Исаак Калина, заместитель руководителя Рособрнадзора Евгений Семченко, профессор НИУ «Высшая школа экономики» Александр Архангельский, председатель Комиссии по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Общественной палаты РФ Наталья Кравченко, председатель Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки РФ, президент РУДН Владимир Филиппов, руководитель направления «Лаборатории Касперского» по детской онлайн-безопасности, победитель конкурса «Учитель года России»-2012 Андрей Сиденко, аудитор Контрольно-счетной палаты Московской области Марина Захарова. На мероприятии обсудили текущий статус СМИ, входящих в издательский дом «Учительская газета», перспективы их развития, прозвучало много инициатив по дальнейшему продвижению и расширению аудитории СМИ, предложений на тему празднования столетнего юбилея «Учительской газеты» в 2024 году.


 

Заседание редсовета открыл его председатель Петр Положевец, исполнительный директор благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее». Он напомнил об истории создания газеты, восходящей к опубликованной 3 октября 1924 года статье «Учитель, учись!» Анатолия Луначарского, первого наркома просвещения РСФСР. Эта статья, пери­фраз философии Константина Ушинского, до сих пор является одним из ведущих направлений деятельности «Учительской».

«Самая большая ценность, которая у нас есть, – это подшивка с 1924 года по сей день. Созерцая ее, ощущаешь дыхание истории», – отметил Положевец. Он также добавил, что особенно интересно и значимо в биографии газеты десятилетие с 1924 по 1934 год – именно на этот период пришлось рекордное количество педагогических концепций, позднее ставших основой для развития советской и зарубежной систем образования.

Еще одна важная тема в выступлении Петра Григорьевича – создание конкурса «Учитель года».

«Это произошло не по инициативе журналистов «Учительской газеты», но по единогласному ответу «да» тысяч педагогов со всей страны на вопрос, нужно ли учительству профессиональное состязание. Заслуга Геннадия Селезнева, главного редактора газеты с декабря 1988 по февраль 1991 года, в том, что он сумел институционализировать педагогические наработки и добился, что первого победителя конкурса Александра Сутормина принял первый Президент СССР Михаил Горбачев. С тех пор так и повелось: с абсолютным финалистом каждый год беседует первое лицо государства», – подчеркнул Положевец. Эта традиция оказалась хорошим примером для регионов – губернаторы на местах стали приглашать победителей к себе для выявления проблем в сфере образования.

Петр Григорьевич заявил, что газету делают учителя России, поэтому главная цель редакционного совета – это обсуждение актуальных трендов и злободневных вопросов образования, которые точно должны быть отражены на полосах «Учительской», как и предложения по ее развитию.

Генеральный директор ИД «Учительская газета» Валерий Гундарев кратко рассказал о существующих в издательском доме проектах. С 2006 года выходит «Учительская газета-Москва», с 2000‑го – «Мой профсоюз». В планах по столичному изданию – освещение комплекса мероприятий по поддержке талантливых детей и учительского корпуса, сохранение и укрепление здоровья школьников, улучшение школьной инфраструктуры, введение педагогического ликбеза и ранней профориентации, развернутая система кадровой поддержки инновационной деятельности. По словам Валерия Ивановича, эти параметры прорабатываются совместно с Департаментом образования и науки Москвы. Работа «Моего профсоюза» ведется по направлению расширения географии публикаций за счет внештатных корреспондентов. Совместно с Общероссийским профсоюзом образования планируется учредить конкурс «Лучший по подписке» среди региональных отделений профсоюза. Гундарев подчеркнул важность расширения подписки не только на печатное, но и на электронное издание, поскольку в электронном формате информация доходит до читателя гораздо оперативнее. Хотя, подчеркнул он, аудитория «Учительской газеты» традиционно подписывается на печатную версию издания. Среди сложностей генеральный директор выделил отсутствие подзаконных актов к новому закону «О рекламе», вступившему в силу 1 сентября 2022 года, необходимость расширения сети рекламодателей и проработки стратегии по привлечению клиентов. Из позитивных моментов Валерий Иванович акцентировал внимание на участии издательского дома во всех профильных выставках, невзирая на пандемию, проведении ежеквартальной рассылки по всем образовательным учреждениям с целью привлечения подписчиков, публикации партнерских материалов на полосах газеты.

Главный редактор печатной «Учительской газеты», член Общественного совета при Минпросвещения РФ Арслан Хасавов отметил в начале выступления: задача «коллективного организатора учительства», поставленная перед газетой в XX веке, была, в общем-то, выполнена, теперь перед современным СМИ стоят новые вызовы. Ежегодно выходит 52 выпуска газеты, 1248 полос, не считая спецпроектов, более трех тысяч материалов, проводятся два крупных конкурса – «Учитель года России» и «Успешная школа», заключены парт­нерские соглашения с тематическими выставками и ярмарками, есть 8 корпунктов в регионах, ведется экспертная работа. Тираж федеральной газеты – 54100 экземпляров. Охват аудитории печатной версии издания, не считая тех, кто знакомится с материалами на сайте, превышает 200000 читателей еженедельно. 13 января, в День российской печати, премьер-министр Михаил Мишустин вручил «Учительской газете» премии Правительства РФ в области СМИ за 2021 год. Как отметил чиновник, «Учительская газета» все эти годы не просто вовлечена в решение вопросов развития школы, но и активно участвует в создании современной высокотехнологичной системы образования в России». Развивается международное сотрудничество: были организованы интервью с зарубежными экспертами Барбарой Оакли и Паси Сальбергом.

Согласно объективным данным, представленным компанией «Медиалогия» (системы мониторинга и анализа соцсетей и СМИ в режиме онлайн), наибольший охват аудитории в период с 1 сентября 2021 по 1 сентября 2022 года из публикаций газеты получил опрос «Что бы вы спросили у лучших учителей России?» – 34, 8 млн просмотров. Далее следует тематика «Разговоров о важном» – 3,3 млн просмотров. Интересно и то, что анонс о презентации книги Арслана Хасавова «Диалоги о главном» на фестивале «Традиция» менее чем за месяц получил охват в более чем 900 тысяч читателей, став при этом самым цитируемым материалом издания за год.

С помощью «Медиалогии» также был проведен сравнительный анализ индексов цитируемости главных редакторов федеральных СМИ, включая «Учительскую»: Владимира Сунгоркина из «Комсомольской правды», Павла Гусева из «Московского комсомольца», Владислава Фронина из «Российской газеты», Владимира Желонкина из «Коммерсанта», Александра Куприянова из «Вечерней Москвы». Арслан Дагирович занимает третье место, на первом и втором соответственно находятся Сунгоркин и Гусев. Комментируя ситуацию, Петр Григорьевич Положевец отметил, что третье место весьма почетное – оно символизирует значимое влияние СМИ и ее главного редактора на образовательную ситуацию в стране, – а также призвал ориентироваться на тиражи изданий, попавших на первое и второе место.

В числе предложений Хасавова по развитию газеты прозвучали: распределение корпунктов по федеральным округам, спецпроекты по конкурсам и регионам (вкладки), внедрение систем paywall/membership – сокрытие части материалов и проведение «клубных» мероприятий, раскрутка кросс-медийных рекламных предложений, участие в конкурсах грантов и распределении субсидий для реализации социально значимых проектов.

История сетевого издания, о которой рассказал его главный редактор Никита Чудин, начинается в 1995 году, и это был первый сайт в российской прессе. В 2021‑м произошел перезапуск сайта с новым дизайном, логотипом. Позднее, когда к команде проекта присоединился Никита Викторович, оно продолжило свое развитие. Это дало результат – на Всероссийском конкурсе «Золотой Гонг» сетевое издание «Учительская газета» завоевало звание лучшего интернет-СМИ года.

На главной странице можно найти архив всех номеров и перейти на старую версию сайта, разработан удобный поисковик, есть студенческий, учительский и педагогический блоги. Цифры впечатляют: 1,7 млн посетителей в месяц, более 2,5 млн просмотров. Региональный разброс: 52% – Москва, 21% – Санкт-Петербург, 27% – регионы. В будущем планируется делать больший упор на освещение региональных проблем. Аудитория сайта выросла на 703% с 2020 года, соцсетей – на 264%. Среди партнеров сетевого издания – «ВКонтакте», «Яндекс», Агентство стратегических инициатив, «Просвещение», «Маруся».

Было расширено платное размещение статей, добавлены новые позиции в прейскурант, в том числе в мобильной версии появились партнеры – блоги, опросы от компаний, «сайт в сайте». В рейтинге всех интернет-СМИ «Учительская газета» занимает 8‑е место, в будущем планируется попадание в Топ-5 и закрепление на этой позиции.

Председатель Комиссии по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Общественной палаты РФ Наталья Кравченко в свою очередь предложила обратить внимание на развитие социальных сетей и мессенджеров, в особенности Telegram как площадки обмена мнениями и педагогическим опытом. Она также добавила, что надо расширить тематику газеты, сделать ее интересной не только педагогам, но и родителям, объяснять на полосах доступным языком изменения в образовательном законодательстве: «Изменения происходят постоянно. Люди хотят их исследовать. Родители сегодня не воспринимают «Учительскую газету» как ключевую экспертную площадку, а ведь она могла бы стать таковой, но не с позиции политики образования, а с точки зрения общечеловеческих проблем. Пытаясь поднять престиж профессии учителя, надо прежде всего это делать в глазах мам и пап, не столько и не только коллег».

Мысль развил и продолжил Исаак Калина. «Статья должна быть сразу интересной и педагогу, и ученику, и родителю, и директору. Если материал не хотят обсуждать, можно закрывать газету», – заявил эксперт. По мнению Исаака Иосифовича, следовало бы акцентировать внимание на следующих инициативах: публиковать на полосах газеты обзоры зарубежной образовательной прессы и методических разработок, проводить на сайте тестирование для педагогов на знание специальной терминологии и профпригодность в игровом формате, предусмотреть опцию для подписчиков «Наш читатель – наш автор», развивать направление с полузакрытыми публикациями для привлечения платной подписки, внедрить рубрики «О чем спрашивают ученики?», «Чем интересуются родители?», сформировать сквозную тему на долгосрочный период – от месяца до года.

Среди предложений прозвучали: освещать в изданиях ИД пограничные ситуации, при которых дети могут оказаться в зоне риска, давать больше материалов по инклюзивному обучению, возродить колонку «Говорят, что» с ответами на самые злободневные, острые вопросы из сферы образования, отдать должное не только западным, но и восточным педагогическим школам, углубить партнерство со Школой Минпросвещения России, решить вопрос с распространением издания в Донецкой и Луганской народных республиках. Арслан Хасавов рассказал о посещении в мае прошлого года Донецкой Народной Республики по следам известного педагога-новатора Виктора Федоровича Шаталова и написании материалов по итогам поездки. Главный редактор «Учительской газеты» добавил, что вопрос распространения издания в ЛНР и ДНР обсуждался в ходе заседания Общественного совета при Министерстве просвещения РФ и будет решаться по мере стабилизации ситуации в регионе.

«Перед нами стоит еще одна важная задача – включение «Учительской газеты» в каталоги «Почты Крыма». В 2023 году издание появится на территории республики», – резюмировал Арслан Дагирович.

В финале обсуждения была затронута тема празднования столетия газеты. С 4 октября текущего года эксперты предложили выбрать 24 «прорывных» события из истории педагогики и публиковать их вплоть до юбилея раз в месяц, дополняя инновациями современности. Заседание завершилось предложением проводить редакционные советы раз в полгода: первый – для обмена планами, второй – для подведения итогов и анализа результатов и распределения задач на перспективу между сотрудниками издательского дома.

Справка

Редакционный совет «Учительской газеты» является коллективным совещательным органом, осуществляющим комплексное рассмотрение и выработку рекомендаций и решений по освещению в «Учительской газете» актуальных вопросов сферы образования и науки, по выработке проектных решений, поддерживающих имидж «Учительской газеты» в образовательном сообществе.

Председатель редакционного совета «Учительской газеты» – Петр Григорьевич Положевец, исполнительный директор благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее»

 Членами редакционного совета стали (в алфавитном порядке):

  • Архангельский Александр Николаевич, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ «Высшая школа экономики»;
  • Асмолов Александр Григорьевич, академик РАО, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова;
  • Байханов Исмаил Баутдинович, ректор Чеченского государственного педагогического университета (ЧГПУ);
  • Безруких Марьяна Михайловна, академик РАО, профессор Московского городского педагогического университета (МГПУ);
  • Демаков Илья Сергеевич, директор Горчаковского лицея МГИМО, учитель истории, абсолютный победитель конкурса «Учитель года»-2017;
  • Демахин Александр Александрович, учитель Мировой художественной культуры Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского, абсолютный победитель конкурса «Учитель года»-2012;
  • Духанина Любовь Николаевна, заместитель председателя наблюдательного совета Общероссийской общественно-государственной просветительской организации Российское общество «Знание», председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, председатель Ассоциации негосударственного образования;
  • Захаров Дмитрий Анатольевич, министр образования и молодежной политики Чувашской Республики;
  • Захарова Марина Борисовна, аудитор Контрольно-счетной палаты Московской области;
  • Зинченко Юрий Петрович, президент Российского психологического общества, декан факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, заведующий кафедрой методологии психологии, директор Психологического института РАО;
  • Калина Исаак Иосифович, президент Академии реализации государственной образовательной политики и информационных технологий Министерства просвещения Российской Федерации;
  • Кравченко Наталья Васильевна, член Совета Общественной палаты Российской Федерации, директор по стратегическому развитию Кружкового движения Национальной технологической инициативы (НТИ), председатель комиссии по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Общественной палаты Российской Федерации;
  • Меркулова Галина Ивановна, председатель Общероссийского профсоюза образования, председатель Международного объединения профсоюзов работников образования и науки;
  • Молев Антон Ильич, заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы;
  • Семченко Евгений Евгеньевич, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки;
  • Сиденко Андрей Григорьевич, руководитель направления по детской онлайн-безопасности, ведущий веб-контент-аналитик в лаборатории Касперского, абсолютный победитель конкурса «Учитель года Подмосковья»-2012, победитель конкурса «Учитель года России»-2013;
  • Фатеев Андрей Евгеньевич, министр общего и профессионального образования Ростовской области;
  • Филиппов Владимир Михайлович, президент Российского университета дружбы народов.

Алена ЮРЧЕНКО, Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)

 

Когда верстался номер

14 сентября 2022 года стало известно об уходе из жизни главного редактора издательского дома «Комсомольская правда» Владимира Сунгоркина. По данным источников ТАСС, причиной смерти стал инсульт. Редакция «Учительской газеты» выражает соболезнования родным и коллегам Владимира Николаевича.

 

 

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте