В последние годы традиция практико-ориентированного образования и воспитания, как трудового, так и творческого, значительно ослабла, между тем опыт отечественной и мировой педагогики говорит: будущее – за творцами.
Я убежден: чем быстрее ребенок почувствует и осознает свой собственный путь, чем быстрее получит необходимые ему инструменты, тем успешнее будет его социализация и выше ответственность.Перспектива благоприятная. Во-первых, появился стандарт дошкольного образования, позволяющий легко перекинуть программный мостик из детского сада в школу и выявлять способности и склонности ребенка на ранних этапах развития. Во-вторых, налицо другая тенденция – повышение внимания к прикладным дисциплинам в школах и вузах. Где же взять утраченный опыт? Так сложилось, что львиная доля практических умений и навыков сосредоточена сегодня именно в колледжах, выигрывают те, кто может гибко реагировать на потребности в новых компетенциях. На опыт колледжей ориентируются профильные классы средних школ, в колледжи возвращаются за практическим опытом молодые специалисты.Все это ставит вопрос о новом, комплексном подходе к образованию – от детского сада до прикладного бакалавриата. В его основе три принципа: разнообразие и вариативность программ, индивидуальная траектория развития и открытая, свободная интеграция в информационное и коммуникативное пространство. С образовательной точки зрения человек – будь он «думатель» или «делатель» – это проект. Распознать его как можно раньше и сделать успешным и счастливым – наша задача.Сегодня как воздух необходимы уникальные образовательные учреждения с высокой личной мотивацией и обменом ресурсами, где все уровни образования равноправны, но не равны. Речь идет о современном российском образовательном ландшафте, о его очень важной части, о той части, которая еще строится и формируется и которая, на мой взгляд, еще может удивить всех нас и принести замечательные плоды. Такая организация создается прямо сейчас, это 1-й Московский образовательный комплекс, объединивший несколько колледжей, средних школ и дошкольных учреждений.Замысел создания 1-го Московского образовательного комплекса появился на стыке двух идей модернизации системы московского образования, повышения эффективности деятельности образовательных организаций столицы и идеи социокультурной модернизации образования. Наиболее адекватной формой реализации этих идей стали образовательные комплексы, которые обеспечивают социализацию, доступность образования, а также его вариативность.Необходимым условием создания комплекса стало наличие образовательной организации, которая могла бы стать его ядром. Такой организацией выступил технологический колледж №14, который к моменту объединения входил в пятерку лучших профессиональных образовательных учреждений Москвы, стал победителем национального проекта «Образование», лауреатом конкурса «Колледж будущего», обладателем гранта Москвы в области образования.Такая высокая оценка базируется на уникальных особенностях модели, действующей в колледже. Это высокопрофессиональные педагоги, уникальная информационно-коммуникационная среда (1 студент – 1 компьютер), эталонные лаборатории и мастерские, комфортная и привлекательная среда обучения, проектный метод в учебном процессе и многое другое. Нам удалось реализовать многопрофильную, открытую модель образования. Все, что нужно теперь, – сделать ее доступной для всех. Я бы так сформулировал задачу образовательного комплекса: обеспечить школьникам и студентам надежную дорогу в будущее, предлагая максимум разнообразных возможностей.Мы сознательно пошли на объединение образовательных учреждений разного уровня. Здесь есть значительные преимущества. Во-первых, это дает возможность эффективно распределять материальные и человеческие ресурсы, прогнозировать загрузку подразделений, формировать технологическое оснащение, свободно вводить новые дисциплины и программы. Во-вторых, эта система оказалась генератором новых инновационных проектов, которые рождаются в открытой образовательной среде, выходящей далеко за пределы студий, лабораторий, классов и мастерских, это, например, международный и прикладной бакалавриаты, школа новых технологий, мультимедиацентр. В-третьих, тесное взаимодействие подразделений обеспечивает успешную социализацию всех, кто учится в комплексе.Сейчас 1-й Московский образовательный комплекс объединяет 4 колледжа, две школы (с математическим и языковым уклоном) с последующим присоединением четырех детских садов, здесь обучают более 6100 школьников и студентов, свыше 1700 взрослых специалистов проходят переподготовку и повышают квалификацию. Кадровый состав – 890 человек, из них 670 – педагоги. Располагается комплекс в 15 зданиях общей площадью около 60 тысяч кв. м. Объем бюджетных средств в 2014 г. (на 8 месяцев) составил 501 миллион рублей, внебюджетных – 64 миллиона.Создание комплекса – пошаговый процесс. Каждый этап требует формирования рабочих проектных групп под задачу. На первом этапе были разработаны стратегия и тактика. Сейчас, на втором этапе, мы решаем следующие задачи: объединение и эффективное использование ресурсов; формирование единого образовательного и информационного пространства; обеспечение вариативности образования; выход на качественные показатели, соответствующие требованиям.Мы намерены реализовать новую образовательную модель на всех уровнях. Создание крупного образовательного учреждения сопровождается рисками, которые мы объединили в группы: организационно-управленческие, нормативно-правовые, финансово-экономические и социальные.Одним из способов минимизации рисков стал проектный метод в управленческом и образовательном процессе. С точки зрения управления речь идет о формировании проектных групп под решение определенных задач. Это: выработка единого стандарта административного функционирования комплекса – от стандартов качества до документооборота; разработка вариативной и сбалансированной образовательной программы, исключающей дублирование и обеспечивающей непрерывность образования – от развивающих программ и профильных классов в дошкольном и школьном подразделениях до прикладного бакалавриата в колледже; аккумуляция финансовой и материально-технической базы, с тем чтобы оказывать быструю и эффективную помощь приоритетным направлениям – от текущего ремонта до оборудования новых лабораторий; образование и оснащение единого информационного центра (единый интернет-провайдер, аудио- и видеотрансляция во всех подразделениях); организация внеклассной работы с детьми и молодежью для успешной социализации; профессиональный и образовательный аудит и консалтинг в целях оперативного реагирования на изменения запросов города и рынка; инновационное развитие в целях обеспечения концептуального единства и прогнозирования жизни комплекса.Что касается проектного метода в образовании, то мы полностью перестроили информационную среду. Теперь она обеспечивает доступность и широкий выбор программ обучения, традиционные учебные пространства мы дополнили комфортными зонами творчества, которые создаем во всех подразделениях.Многопрофильность и вариативность программ обеспечиваются, с одной стороны, оснащением образовательного учреждения инновационными технологиями, они необходимое условие развития комплекса. Эталонные лаборатории и мастерские, созданные в содружестве с социальными партнерами, не только мощный привлекательный стимул для молодежи, они дают возможность реального выбора деятельности, основанного на личном опыте. Эти технологии мы распространяем на школы и дошкольные подразделения.Еще до объединения на средства колледжа было закуплено около 500 единиц компьютерной техники и свыше 140 единиц интерактивных комплексов педагога, что позволило во всех подразделениях комплекса оснастить рабочие места педагогов интерактивными досками, мультимедиакомплексами, документ-камерами, а управление осуществлять с использованием облачных технологий и видео-конференц-связи. В дошкольные подразделения на начальном этапе мы поставляем современные игровые комплексы, которые также базируются на инновационных цифровых технологиях.В настоящий момент в подразделении «Школа» отсутствует многопрофильность, что, на наш взгляд, обедняет выбор дальнейшего профессионального пути. Для обеспечения многопрофильности мы планируем открыть лабораторию экологии городской среды, дизайн-бюро (мастерская дизайна среды), 3D-студию (мастерская трехмерного конструирования и прототипирования), съемочный павильон (фото-, видеостудия), медиастудию (мастерская аудиовизуальных технологий), мастерскую нанотехнологий, IT-лабораторию, лабораторию профильного обучения.С другой стороны, многопрофильность и вариативность программ тесно связана с эффективностью использования различных ресурсов. Для профессионального образования она связана с появлением «новых» и уходом «старых», не востребованных на рынке, специальностей и профессий, исключением повторения образовательных программ в разных подразделениях. Колледж стал разработчиком ФГОС по востребованным городом специальностям, сейчас проектная группа разрабатывает предложения по таким направлениям, как мультимедиатехнологии. Мы вышли с инициативой в порядке эксперимента реализовать в комплексе программы прикладного бакалавриата для индустрии ресторанного бизнеса, информационных технологий, надеемся на поддержку руководителя Департамента образования. Для школ это их дифференциация на начальную, среднюю и старшую, а также появление новых профилей подготовки и создание соответствующей инфраструктуры в старшей школе (о ней говорилось выше). Сегодня открыты проекты международного бакалавриата, мы входим в проект «Новая технологическая школа». Хочу подчеркнуть, что в образовательном комплексе решать задачи эффективного использования ресурсов неизмеримо легче.Необходимое условие обеспечения качества образования на всех уровнях – его независимая оценка. Колледж одним из первых в Москве получил международный сертификат менеджмента качества, общественную аккредитацию и независимую оценку образовательных программ со стороны профессиональных сообществ. В 2014 году мы планируем распространить эту оценку на все подразделения комплекса, а сертификацию выпускников партнерами-работодателями мы планируем увеличить с 30% в 2014 году до 100% в 2018 году.Процесс укрупнения комплекса не сведен к примитивной оптимизации и не превратился в череду сомнительных экспериментов. Уже первые его результаты на практике говорят о том, что мы выбрали правильный путь. Мы поняли, что работаем с особой средой, из которой дети выходят в мир взрослых, в ней нет второстепенных тем.Наш девиз – «Будущее начинается здесь». Первый образовательный – это открытое и доступное образовательное пространство для всех.Юрий МИРОНЕНКО, директор 1-го Московского образовательного комплекса
Комментарии