search
main
0

Будущее начинается сегодня. Система многоуровневого контроля как гарантия качества

​В рейтинге федерального конкурса модернизации профессионального образования Пензенская область оказалась на 4-м месте. Учитывая, что в конкурсе участвовали 46 регионов, это хороший результат.

Программа Пензенской области победила не случайно. Она отразила результат многолетней работы правительства, бизнес-сообщества, научных и образовательных учреждений.Министерство образования Пензенской области сделало ставку на отрасль, которая завтра станет приоритетной и бюджетообразующей. Анализ ситуации показал – будущее за медико-биологической и фармацевтической промышленностью!Уже сегодня в регионе работают предприятия данного направления, причем мирового уровня. Один протез клапана сердца «МедИнж-2» от пензенского научно-производственного предприятия «МедИнж» чего стоит! В настоящее время эта продукция занимает около 70 процентов российского рынка, экспортируется в большинство стран бывшего СССР. Кроме того, в конце 2007 года на это изделие был получен европейский сертификат, и сейчас клапан под торговой маркой «САРЭ1АМЕ0» поставляется в 14 стран дальнего зарубежья, в том числе в Англию, Грецию, Испанию, Турцию, Аргентину.При участии НПП «МедИнж» создано несколько малых инновационных предприятий, разрабатывающих продукцию столь же высокого уровня. Эти, а также другие инновационные проекты стали предпосылкой для создания в Пензе технопарка высоких технологий, специализирующегося на производстве медицинской продукции, информационных технологиях и приборостроении для медицины. В проектной документации пензенского технопарка высоких технологий предусмотрено создание до 1500 новых рабочих мест, которые должны быть заняты квалифицированными работниками как со средним профессиональным образованием, так и с высшим.Но чтобы это обеспечить, необходима серьезная модернизация системы профессионального образования. Причем в этом процессе работодатели региона готовы участвовать. Но решились они на это не сразу.Высокий правительственный уровеньЧтобы подготовить специалиста, нужно потратить немало времени и денег. Квалифицированный работник был и до сих пор остается настоящей роскошью для бизнеса. И пока он не готов нести в полном объеме расходы на обучение кадров. Но вот скорректировать учебный план, оценить уровень профессиональных навыков – пожалуйста! Помочь в выборе оборудования, проконсультировать, дать возможность трудоустроиться для прохождения производственной практики во время обучения на реальном предприятии, с тем чтобы выбрать для себя лучших ребят, – легко! Процесс поиска общего языка с работодателями продолжался достаточно долго. Но на сегодняшний день можно смело сказать: профессиональное образование и представители бизнеса поняли друг друга и осознали, что сотрудничество выгодно всем.Как оно выглядит на практике? Учебные заведения заключают договоры о подготовке профессиональных кадров с предприятиями, согласно которым работодатели принимают непосредственное участие в процессе подготовки специалистов (согласование учебных программ, практика, стажировки, участие в заседаниях государственных аттестационных комиссий), а также принимают меры к последующему трудоустройству выпускников.В 2010-2011 учебном году 383 предприятия взаимодействовали с учреждениями НПО и СПО Пензенской области по подготовке профессиональных кадров. Более 150 образовательных программ было согласовано со специалистами базовых предприятий, что позволило увеличить долю практического обучения в среднем до 70 процентов от общего количества учебных часов и обеспечить формирование профессиональных компетенций, необходимых на конкретном производстве.7056 обучающихся учреждений НПО и СПО в 2010-2011 учебном году проходили производственную практику, трудоустраиваясь на производственных и сельскохозяйственных предприятиях региона.Пензенская область один из немногих регионов, где создана нормативная база взаимодействия реального сектора экономики и системы профессионального образования. При областном правительстве есть Государственно-общественный совет по подготовке квалифицированных кадров, который формирует региональный заказ на рабочие кадры и прогнозирует потребности в них. В его юрисдикции оценка перспектив изменения профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров в соответствии с социально-экономическим развитием Пензенской области и отраслевыми прогнозами. В ведении совета подготовка и внесение в областное правительство предложений по совершенствованию механизмов государственного регулирования состояния кадрового обеспечения экономики региона.В структуре совета созданы отраслевые комиссии, ведающие вопросами подготовки кадров в определенных отраслях (медико-биологической и фармацевтической промышленности, сельском хозяйстве, машиностроении, пищевой промышленности и общественном питании). То есть перед лицом кадрового коллапса объединились все: и власть, и бизнес, и образование. Причем бизнес уже сам приходит в образование. Например, Кузнецкая обувная фабрика предложила себя в качестве базового предприятия для Кузнецкого многопрофильного колледжа. Почему? Потому что на фабрике острый дефицит сборщиков обуви, швей. Умные инвесторы, приходящие в регион, еще на стадии закладки фундамента начинают готовить кадры. В Никольском районе, где начато строительство завода «Азия цемент» (пуск намечен на март 2013 года), уже полным ходом идет подготовка кадров на базе ПУ №12 г. Никольска (профессия «машинист машин и оборудования в производстве цемента»). Идет активная работа с ООО «Русская молочная компания», которое имеет филиалы в десяти районах области и остро нуждается в кадрах.Третий год идет подготовка кадров в ФГОУ СПО «Спасский аграрный техникум» для строящегося в Спасске объекта Газпрома.Все лучшее – в центрахДля повышения качества профессионального образования в Пензенской области созданы и успешно работают региональные отраслевые ресурсные центры, где сконцентрированы материально-технические, учебно-методические, информационные, кадровые ресурсы, а также социальные связи как образовательный ресурс.Центры созданы по нескольким направлениям: строительство (на базе Пензенского строительно-технологического колледжа), сельское хозяйство (на базе Мокшанского агротехнологического колледжа), металлообработка (на базе Пензенского промышленно-технологического колледжа), швейное производство и сервисное обслуживание (на базе Пензенского колледжа отраслевых технологий), организация питания (на базе Пензенского колледжа пищевой промышленности и коммерции), предшкольное и дополнительное образование, воспитательное направление (на базе Пензенского профессионально-педагогического колледжа).Основные задачи, поставленные перед ресурсными центрами: внедрение и использование современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий, мониторинг процесса обучения; обучение учащихся и студентов на современном высокотехнологичном оборудовании; внедрение системы независимой сертификации качества знаний выпускников учреждений профессионального образования; организация взаимодействия с работодателями; стажировка, повышение квалификации и аттестация преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений профессионального образования и работников производства; исследование рынка образовательных услуг и регионального рынка труда; привлечение инвестиций в развитие условий для подготовки рабочих и специалистов по профилю ресурсного центра.Очень интересным проектом для отраслевых ресурсных центров стало сетевое взаимодействие со школами области, в рамках которого старшеклассники получают представление о профессии и свидетельство о начальном профессиональном образовании.Центры активно взаимодействуют с органами службы занятости населения по повышению квалификации и опережающему обучению высвобождаемых работников, проводятся мастер-классы и обучающие семинары, направленные на повышение квалификации педагогических работников учреждений профессионального образования, проводится обучение ребят, осваивающих профессии в других образовательных учреждениях в рамках сетевого взаимодействия ресурсных центров с учреждениями НПО и СПО области.Освоиться на рынке труда в состоянии только молодые? Необязательно. Важнее желание работать. По заказам служб занятости населения, работодателей и просто желающих освоить новую профессию на базе 4 учреждений НПО и СПО созданы учебные центры профессиональных квалификаций и сертификации:- в сфере сельского хозяйства – на базе Мокшанского агротехнологического колледжа и Нижнеломовского многопрофильного техникума;- по деревообработке – на базе профессионального училища №40 Пензы;- по развитию предпринимательства в производственной сфере – на базе Каменского колледжа промышленных технологий и предпринимательства.В 2012 году запланировано создание учебного центра профессиональных квалификаций и сертификации на базе Кузнецкого многопрофильного колледжа.Почему победили?4-е место в рейтинге программ модернизации профессионального образования действительно не случайно. Одним из обязательных условий участия (даже участия!) в конкурсе являлось наличие в конкурсной документации соглашения субъекта РФ с ведущим работодателем региона, который согласен помогать в реализации не только добрым словом, но и деньгами. Таким партнером стала компания «Биотэк», имеющая филиалы не только в России, но и за рубежом. Руководство «Биотэка» потратило немало сил и времени на эту программу. Боле того, взяло на себя очень серьезные финансовые обязательства. Без многолетней и серьезной работы, направленной на вовлечение работодателей в процесс профессионального образования, вряд ли это было бы возможно.Шесть учреждений профессионального образования стали победителями федерального конкурса ПНПО и обновили свои учебно-производственные базы.В ресурсе социально-экономического развития области 11 учреждений НПО, 39 – СПО, 5 вузов и 14 филиалов высшей школы.В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Владимира Путина федеральные учреждения среднего профессионального образования должны быть переданы в ведение субъектов Российской Федерации. В соответствии с этим 14 учреждений СПО, расположенных на территории Пензенской области, с 1 января 2012 переходят в ведение региона.88601 учащийся учреждений профобразования – это 6,5 процента от всей численности населения и 28 процентов от численности молодежи, проживающей на Сурской земле.Возвращение к истокам1 сентября 2011 года на базе профессионального училища №32 рабочего поселка Пачелма был открыт Губернаторский казачий кадетский корпус.На реконструкцию училища было выделено больше ста миллионов рублей из бюджета области. Первые сорок кадетов уже учатся… Профессия – «мастер сельскохозяйственного производства»…Кто же выйдет из стен этого корпуса? Тракторист? Ветеринар? Растениевод? Животновод?- Надеемся, что эти мальчишки, – отвечает министр образования Пензенской области Светлана Копешкина, – создадут крепкие крестьянско-фермерские хозяйства. А для того чтобы хозяйство было крепким, глава должен знать и уметь все. И в технике сельскохозяйственной разбираться, и с конем, и с коровой управляться, и зерновые от бобовых отличать, быть отличным предпринимателем… Всему этому мы должны и будем учить юных кадетов. Они должны знать, как повысить свой уровень жизни, работая на земле!Несмотря на то что кадетскому корпусу нет и года, уже заключено 11 договоров о социальном партнерстве с сельскохозяйственными предприятиями Пачелмского района.В 2012 году запланировано приобретение оборудования для обеспечения потребностей кадетского корпуса, среди которого сельскохозяйственная техника (тракторы, комбайны), лошади, оборудование для автодрома.Учебно-воспитательный процесс в кадетских группах осуществляется по программам начального профессионального образования и дополнительным образовательным программам, направленным на духовно-нравственное и патриотическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте