search
main
0

Будущее начинается сегодня

Нравственный фундамент закладывается с самого детства

Несмотря на то что ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция, проводимая по инициативе Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, называется «Детский сад будущего: воспитание и социализация современного ребенка», разговор на ней шел о дне сегодняшнем и об опыте работы педагогов, общающихся с детьми и родителями здесь и сейчас.

 

Поскольку тема воспитания и социализации дошкольников основополагающая, то одна из секций конференции была посвящена реализации в этом направлении различных программ и проектов. О своей практике рассказывали представители и Санкт-Петербурга, и других субъектов России. Кроме того, слушателями секции выступили педагоги из Ростовской области, Иркутской области, Республики Дагестан, Чеченской Республики и т. д.

Впечатлениями от участия в проекте «Азбука в России» поделились представители детского сада №95 Красногвардейского района Санкт-Петербурга. Цель инициативы – воспитание уважения к многонациональному народу России. Педагоги уверены, что заниматься этим нужно в раннем детстве. Сегодня в петербургских дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) много детей-инофонов, им необходимы адаптация, общение, погружение в социокультурную среду нового места проживания. Уже начиная с сентября дети и родители включаются в проект «Родословная на ладошке», который приглашает рассказать о своей национальности. Когда собраны все «ладошки», произвольным путем выбирается национальность, которой будет посвящен весь учебный год. Общими детскими и взрослыми усилиями создается и оформляется уголок, где представлены костюмы, бытовые предметы, игрушки, национальная литература. Дети и родители делятся информацией о традициях, обычаях, достопримечательностях своей страны, принимают участие в создании настольных игр, использующих элементы народной культуры и искусства. На основе знакомства с национальной детской литературой малыши сочиняют свои истории, потом инсценируют их. В течение всего года на прогулке ребята играют в национальные подвижные игры.

Как рассказали воспитатели детского сада №95, в рамках проекта «Азбука в России» и дети, и родители уже изучили 18 национальностей. В ДОУ даже создан мини-музей, где представлены самодельные народные игрушки. Педагоги отмечают, что дети, участвуя в данном проекте, заметно меняются, становятся доброжелательнее, внимательнее друг к другу. Между ними зарождается настоящая дружба. Такие проекты закладывают основу для уважительного отношения друг к другу и успешной коммуникации ребят в дальнейшем.

В детском саду №28 Калининского района Санкт-Петербурга уверены, что помимо нравственных ориентиров ребятам также нужно указывать путь к экономической культуре. Чем раньше юный гражданин узнает историю и роль денег, товарообмена, тем раньше у него сформируются полезные финансовые привычки, что немаловажно для здорового общества. Опыт педагогов детского сада №28 показал, что начинать с детьми постигать основы финансовой грамотности можно уже с младшей группы. Ребята вполне разбираются в стоимости предметов, понимают, что такое операции обмена. Формы работы с ними, конечно, разные, в том числе викторины, настольные, сюжетно-ролевые игры. К слову, эти же формы, кроме консультирования и рекомендаций, можно использовать и при работе с родителями. Главное – увлечь, и часто родители-скептики, проиграв одну-две ситуации, признаются, что не ожидали, что финансы – это увлекательно и интересно. Воспитатели детского сада №28 считают, что знание экономической реальности воспитывает ответственного члена общества, который понимает цену ресурсам.

О городских путешествиях как об эффективном средстве воспитания дошкольников, рассказали воспитатели детского сада №14 Кронштадтского района Санкт-Петербурга. Будучи убежденными в том, что историческое, культурное, природное пространство города несет огромный воспитательный потенциал, педагоги провели анкетирование и… заметно огорчились. Из ответов детей и родителей – жителей Кронштадта следовало, что мало кто отождествляет себя с жителем Петербурга. Нечастые выезды в Северную столицу ограничиваются посещением торгово-развлекательных комплексов. Хотя подавляющее большинство родителей признались, что хотели бы ознакомить ребенка с культурным обликом Санкт-Петербурга.

Так родилась серия проектов, в рамках которых родители с детьми и с воспитателем совершили путешествия в город на Неве, ища между Кронштадтом и Петербургом сходства и различия. Семьи с удовольствием решали придуманные педагогами квесты, искали ответы, складывали пазлы, рисовали впечатления и т. д. А по возвращении из поездок делились открытиями. И самое главное, как отметили педагоги, – после участия в проектах у многих родителей появилось желание иначе проводить свой семейный досуг, чаще посвящать его посещениям интересных мест, организации для детей нового и познавательного события.

В этом, на взгляд участников конференции, пожалуй, основной посыл всех программ и проектов, реализуемых в ДОУ, – объединение. В том числе родителей с детьми. Ведь воспитание и социализация не могут рассматриваться в отрыве от семьи. Только совместными усилиями закладывается фундамент, на который будет опираться ребенок, вступая во взрослую жизнь.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте