– Григорий Лукич, как в целом вы оцениваете уровень подготовки офицерских кадров для флота? Отвечает ли уровень получаемых в высших военно-морских учебных заведениях знаний и навыков требованиям сегодняшнего дня?
– Уровень подготовки офицерских кадров в военно-морских институтах (ВМИ) в основном отвечает требованиям флота. Для объективной оценки уровня подготовки выпускников предусмотрена система обратной связи учебных заведений с частями и кораблями Военно-Морского Флота, в которых они проходят службу на первичных офицерских должностях. Эта система – служебных отзывов, реализована директивой главнокомандующего ВМФ и предусматривает оценку уровня подготовки офицера непосредственными командирами и флагманскими специалистами.
Кроме этого, оценивается степень развития основных профессионально важных качеств выпускника, таких, как способность устанавливать правильные служебные взаимоотношения в коллективе, действовать в сложных условиях, правильно и оперативно принимать решения.
Анализ служебных отзывов показывает, что всего лишь 1,5 – 2 % выпускников флотских институтов оцениваются как несоответствующие требованиям флота. При этом необходимо учитывать, что часть из этих выпускников назначены на должности не совсем соответствующие полученной в институте специальности.
– Остается ли флотская служба престижной? Каков конкурс в военно-морские институты?
– Флотская служба, несмотря на известные проблемы Вооруженных Сил страны, остается престижной. Об этом говорит возросший конкурс в военно-морские учебные заведения. В 2001 году он составил в среднем 2,7 кандидидата на одно место. Самый большой конкурс – в Балтийском военно-морском институте (ВМИ): 3,3 человека на место. При этом необходимо помнить, что конкурс рассчитывается по количеству кандидатов, допущенных к сдаче вступительных испытаний. На самом деле количество желающих поступать в военно-морские учебные заведения значительно выше, а конкурс для среднестатистического выпускника школы еще больше, так как не учитываются те, кто имеет льготы при поступлении.
В 2001 году в порядке эксперимента был проведен набор девушек в Военно-морской инженерный институт. Так конкурс там составил 5 человек на место. Постоянно растет конкурс и в учреждения довузовской подготовки – Нахимовское военно-морское училище и Кронштадтский морской кадетский корпус, а также в различные военно-морские кадетские школы и классы. Это свидетельствует о том, что многих молодых людей, а также их родителей не пугают трудности, они верят в возрождение флота России.
– Кто сегодня поступает учиться “на военного моряка”? Ребята из каких семей, каких регионов? Много ли тех, у кого за плечами срочная служба на флоте?
– В основном в институты поступает гражданская молодежь из семей служащих и военнослужащих. Практически из всех регионов страны. Отмечается некоторое преобладание среди поступающих в ВМИ санкт-петербургской группы учебных заведений кандидатов, проживающих в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях. В Балтийский ВМИ – ребят из Калининградской области.
Количество военнослужащих, зачисленных в ВМИ в 2000 году, составляет 10-12 % от общего числа поступивших. До 20 % набора составляют выпускники учреждений довузовской подготовки – Нахимовского и суворовских училищ, кадетских корпусов.
– А каковы основные требования к поступающим в военно-морские учебные заведения?
– Кандидат должен иметь хорошую физическую и общеобразовательную подготовку, быть признанным военно-врачебной комиссией годным к службе в Военно-Морском Флоте по состоянию здоровья, соответствовать требованиям выбираемой профессии по психологическим показателям. К сожалению, приемные комиссии военно-морских вузов имеют серьезные претензии к уровню общеобразовательной подготовки выпускников средних школ, к их физической выносливости.
– А каков процент “отсеивания” курсантов за годы учебы? Многие ли продолжают служить на флоте из тех, кто 6-7 лет назад поступал в высшие военно-морские учебные заведения?
– Процент “отсеивания” (отчисления) за годы учебы достаточно высок и нас не удовлетворяет. Основные причины в последнее время: снижение военно-профессиональной направленности курсантов, некоторое разочарование в выборе специальности после встречи с реальными трудностями военно-морской службы в период стажировок на кораблях ВМФ, слабая, на наш взгляд, законодательная база, допускающая зачет времени учебы в ВМИ за определенный период срочной службы в Вооруженных Силах и тем самым позволяющая избежать ее, одновременно получив хорошую подготовку для дальнейшего обучения в высших учебных заведениях. Также проявляется несовершенство важного вида профессионального отбора – социального, который, по определению, должен обеспечить объективную оценку морально-нравственных качеств кандидатов, мотивов выбора профессии военного моряка, интересов и потребностей. Для устранения этого недостатка в Направлении военного образования ВМФ проводится работа по разработке специальных методов исследования личности, внедрению рекомендательной системы при поступлении в военно-морские учебные заведения.
– В былые времена новоиспеченные лейтенанты Российского флота могли гордиться тем, что у каждого из них “за плечами” была не одна сотня, а то и тысяча морских миль. А как сегодня? Многие ли курсанты могут похвастать опытом реальной морской практики?
– Действительно, в былые времена, когда мы имели пять учебных кораблей, многие курсанты были участниками дальних морских походов, в которых приобретали опыт реальной морской практики. Сегодня ситуация несколько изменилась: и учебных кораблей стало меньше, и топлива для обеспечения корабельной практики выделяется недостаточно. И все-таки, несмотря на объективные трудности, мы делаем все возможное, чтобы молодой лейтенант, выйдя из стен института, имел за плечами опыт морской службы. Так, в прошлом году было проведено несколько морских походов с заходами в иностранные порты на учебном корабле “Смольный”. Около девятисот курсантов тогда побывали в море. В этом году мы планируем увеличить число штурманских походов. Кроме того, используется каждая возможность выхода боевых единиц в море, чтобы “обходить” будущих офицеров, дать им почувствовать, что такое корабельная морская служба.
– Каков преподавательский, командирский состав военно-морских институтов? Многие ли имеют ученые степени, опыт службы на флоте? Каковы критерии отбора офицеров на эти должности?
– По рейтинговому списку укомплектованности военно-учебных заведений Министерства обороны России учеными среди военных академий, Военно-морская академия (ВМА) занимает второе место. Среди военных институтов в первой десятке находятся Военно-морской инженерный институт, Санкт-Петербургский Военно-морской институт и Военно-морской институт радиоэлектроники.
В военно-морских учебных заведениях уделяется большое внимание повышению квалификации преподавательского состава. В 2001 году в Балтийском военно-морском институте и Высших специальных офицерских классах ВМФ была введена адьюнктура. Впервые за всю историю военно-морского образования во всех военно-морских учебных заведениях стала действовать система очной подготовки научно-педагогических и научных кадров.
Качество подготовки зависит и от системы аттестации, проводимой в диссертационных советах. В военно-морских учебных заведениях действуют 16 диссертационных советов, из них 8 – докторских. В условиях реорганизации диссертационных советов, которую проводит Высший аттестационный комитет РФ, в наших вузах осуществлена инвентаризация возможностей диссертационных советов. В связи с повышением научного потенциала утверждено преобразование пяти кандидатских диссертационных советов в четыре докторских.
По опыту службы преподавательского состава особо выделяются Высшие специальные офицерские классы ВМФ (ВСОК ВМФ), которые в 2000 году получили статус академии дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов. Профессорско-преподавательский состав ВСОК ВМФ обладает высоким уровнем знаний, навыков профессиональной деятельности и научно-методической подготовки. Более 20% профессорско-преподавательского состава назначены с должностей командиров, заместителей командиров и начальников штабов бригад, дивизий, военно-морских баз и флотилий, 19% – командиров атомных, дизельных подводных лодок и надводных кораблей, 43% – флагманских специалистов флотилий, эскадр, дивизий, бригад, старших офицеров штабов флотов, 17% – командиров боевых частей атомных, дизельных подводных лодок и надводных кораблей 1 и 2 ранга. На ВСОК ВМФ преподают 6 докторов наук, 8 профессоров, 33 кандидата наук и 28 доцентов.
Каждый преподаватель военных и военно-специальных дисциплин военно-морского заведения должен обладать двумя составляющими: профессионального военного моряка, командира-воспитателя, специалиста и научного работника, педагога. Кроме того, преподаватель должен обладать высоким уровнем нравственности, культуры, интеллекта. При назначении на должность преподавателя офицер должен владеть обязанностями не менее чем командира корабля или командира боевой части корабля 1, 2 ранга, или флагманского специалиста соединения кораблей 2 или 3 ранга. Кроме того, образовательный ценз будущего преподавателя – это высшее военно-специальное и высшее военное образование или дополнительное профессиональное образование, полученное на ВСОК ВМФ, желательно – послевузовское. В силу этого основная часть преподавательского состава в ВМИ приступает к профессиональной деятельности в возрасте от 30 до 34 лет, а на ВСОК ВМФ и в Военно-морской академии – старше 36 лет.
– Уровень подготовки будущих офицеров во многом зависит еще и от состояния учебно-материальной базы военно-морских институтов…
– В связи с переходом вузов на новые учебные планы и программы (согласно введенных с 2001 года новых государственных образовательных стандартов) проводится работа по обновлению учебно-материальной (тренажерной) базы военно-морских учебных заведений. Пересматриваются 5-летние перспективные планы развития и совершенствования учебно-материальной базы. Ведутся работы по перспективным образцам учебной техники. Все тренажеры нового поколения создаются на основе компьютерных технологий с соответствующим программным обеспечением, что значительно сократит финансовые затраты и ускорит их внедрение в учебный процесс.
Так что, будущее флота пока сидит за партами, познает морское дело в походах и за тренажерами. И мы предпринимаем все возможное, чтобы не произошло снижения уровня подготовки флотских кадров.
Андрей ГАВРИЛЕНКО
Комментарии