search
main
0

Будущее – это мы!. Модель социализации класса

Цель модели социализации: создание в классном коллективе образовательно-воспитательной среды, способствующей духовно-нравственному развитию ребенка, приобретению им первоначального социально-нравственного опыта, самореализации, успешной социализации в обществе.

Описание модели социализации класса опубликовано в №6 «Учительской газеты» от 9 февраля 2016 года.

Ниже даны приложения 1 и 2.

Приложение 1

Выступление агитбригады на тему: «Охрана водоемов Республики Марий Эл»

Капитан:  Мы – агитбригада!

Все: ЭКОокно!

Капитан: Как экологично мыслить –

Все: Покажем вам легко!

Береги   родные   реки,   озера,   пруды! Сценка

Автор:  Сидели на пустынном берегу обмелевшей реки 3 рыбака и ловили рыбу.

Сидят 3 ребёнка с удочками.

– Задёргался поплавок у одного, дёрнул он удочку и выловил старый башмак

1 рыбак: Вот так–так!

Автор: Задёргался поплавок у второго – выловил он пакет из-под сока.

2 рыбак: Вот это да-а!

Автор: Тут и у третьего клевать стало – выловил он маленькую рыбку.

3 рыбак: Ух, ты!

Автор: Жалко стало ему рыбку, решил отпустить её. Но тут рыбка взмолилась человеческим голосом.

Рыбка: Не отпускай меня назад в речку! Лучше кинь в аквариум с чистой водой. Моченьки больше нет жить в речке! Эх, люди! Почему вы такие безжалостные?!!

Группа ребят «ходит» по берегу реки, ищет, где бы расположиться на отдых.

1-й: Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

А свободного местечка

Возле речки не найти!

2-й: Мы по бережку прошли,

И везде до нас сидели; и костры повсюду жгли – Насорили и ушли!

3-й: Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода! Чудный вид! Прекрасный пляж! Распаковывай багаж!

Ребята располагаются на пледе, перекусывают, бросают мусор вокруг себя.

4-й: Веселились, как могли!

Отдохнули и ушли.

У потухшего костра:

Осталась мусора гора!

Одна девочка задерживается, оглядывается. Машет рукой, мол, ладно. Тоже уходит.

Капитан: Постойте, ребята! Я знаю, как помочь рыбке: давайте все вместе очистим берег реки от мусора. И вокруг станет чище, и речка обрадуется, и нам будет, где отдыхать.

Пока ребята убирают, говорит

…Со сказкой этой согласны мы в том,

Что на родной планете неправильно живем!

Под звон колокола или метронома (плакаты)

1-й: В нашей республике 476 рек, 660 озер и 155 прудов

2-й: Волга – наша главная водная артерия. Каждый день со сточными водами мы сбрасываем в неё 485 тонн отравляющих веществ.

3-й: Страдают от загрязнения Немда, Нолька, Ирка, Нуж, Малая Кокшага

4-й: В водоемах республике исчезают ценные рыбы – осетр, стерлядь, белуга, подуст, горчак обыкновенный

5-й: Чебоксарская ГЭС затопила

9 тысяч гектаров леса,

43 тысячи гектаров земли,

37 населенных пунктов.

900 семей проживает в опасной зоне подтопления.

Девочка держит вращающийся глобус – останавливает

Девочка: Шар земной остановил свой бег:

«Будь человеком, человек».

Мне тихо шепчут родники

Все: «Ты береги нас, береги!».

Девочка: Грустит глубокая река,

Свои теряя берега.

И слышу голос я реки:

Девочка: И голос рыб я слышу всех:

Все: «Тебя мы просим, человек,

Ты обещай нам и не лги.

Как старший брат нас береги».

Девочка: Обняла я глобус – шар земной.

И что-то сделалось со мной.

Я вдруг шепнула: «Не солгу,

Тебя, родной мой, сберегу».

Один участник агитбригады выносит на середину сцены зеленый тазик и бусы, нанизанные на ниточку, но не завязанные в узелок.

Участник агитбригады: Посмотрите на эти бусы. Если выпадет пусть только одна бусинка, тотчас же начинают выпадать и другие! (Показывает) Вот и мы люди, такие же. Стоит проявить небрежное отношение к природе хоть одному из нас, тотчас же это почувствует другой.

Исполняются частушки.

Вдоль по речке бродит Вера

Слёзы капают из глаз:

Тут такая атмосфера –

Не спасёт противогаз.

Из реки у химзавода

Сто коров попили воду.

Поступает в магазин

Вместо молока бензин.

Как-то летом мужичок

Купил на рынке кабачок.

Скушал этот кабачок –

И теперь он дурачок.

Капитан: Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного…

Все: Научиться жить, как люди!

Капитан: А как мы можем это сделать?

Все: Легко.

Агитбригада (демонстрируя плакаты по очереди):

1. Не мусорить на берегах рек, озер, прудов.

2. Не мыть машины в водоёмах.

3. Не сбрасывать промышленные отходы.

4. Ставить на предприятиях очистительные фильтры.

5. Не вырубать леса по берегам водоёмов.

Песня на мотив «Если долго-долго…»

Если будешь долго-долго Наблюдать за чистой речкой, За любимой нашей речкой, Многое увидишь тут: Как в воде резвятся рыбки, Ветерок порхает зыбкий. Как букашки и улитки Дружною семьёй живут,

А-а, как чудесно с тобою живётся здесь. А-а, как красив этот наш любимый лес. А-а, это небо и лужайка, А-а, где играем в догонялки. А-а, и журчащая река, А-а, наша чистая река!

Хором: «Охраняйте водоемы! Они не имеют ни кулака, ни зуба, чтобы защититься от недруга. Их сокровища вверены нашей совести, уму и благородству».

Зрителям раздаются листовки  с призывами и статистическими данными.

Приложение 2

Диагностика психолого-педагогического сопровождения учащихся

Изучение социализированности личности учащегося (методика М. И. Рожкова)

Направление «Я такой маленький в таком большом мире»

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход опроса

Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:   4 – всегда; 3 – почти всегда; 2 – иногда; 1 – очень редко; 0 – никогда.

1. Стараюсь слушаться во всем своих педагогов и родителей.

2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

3. За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.

4. Я умею прощать людей.

5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

8. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.

9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

12. Мне нравится помогать другим.

13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

16. Переживаю неприятности других, как свои.

17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

Обработка полученных данных

Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности – с третьей строчкой. Оценка приверженности подростков гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка, если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный подросток (или группа подростков) имеет низкий уровень социальной адаптированности.

Анкета для оценки привлекательности классного коллектива

Направление «Мы все такие разные, этим и прекрасны мы»

1. Как вы оценили бы свою принадлежность к классу?

а) Чувствую себя членом класса, частью коллектива;

б) Участвую в большинстве видов деятельности;

в) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других;

г) Не чувствую что являюсь членом коллектива;

д) Учусь, не общаясь с другими детьми класса;

е) Не знаю, затрудняюсь ответить.

2. Перешли бы вы учиться в другой класс, если бы представилась такая возможность?

а) Да, очень хотел бы перейти;

б) Скорее всего, перешел бы, чем остался;

в) Не вижу никакой разницы;

г) Скорее всего, остался бы в своем классе;

д) Очень хотел бы остаться в своем классе;

е) Не знаю, трудно сказать.

3. Каковы взаимоотношения между учениками в вашем классе?

а) Лучше, чем в любом другом классе;

б) Лучше, чем в большинстве классов;

в) Примерно такие же, как и в большинстве классов;

г) Хуже, чем в большинстве классов;

д) Хуже, чем в любом классе;

е) Не знаю.

4. Каковы взаимоотношения учеников с воспитателем (классным руководителем)?

в) Примерно такие же, как большинстве классов;

5. Каково отношение учеников к учебе в классе?

а) Лучше, чем любом другом классе;

Обработка результатов.

Все баллы, полученные ребёнком за каждый ответ, суммируются и интерпретируются следующим образом:

– 25-18 баллов – классный коллектив является для ребенка очень привлекательным. Атмосфера внутри класса полностью удовлетворяет ребенка. Он дорожит взаимоотношениями с остальными детьми коллектива.

– 17-12 баллов – ребенок хорошо адаптирован в классном коллективе. Атмосфера взаимоотношений является для него комфортной и благоприятной. Классный коллектив представляет ценность для ребенка.

– 11-6 баллов – нейтральное отношение ребенка к коллективу свидетельствует о наличии определенных благоприятных зон взаимоотношений, которые дискомфортно влияют на ощущение собственного положения ученика в классе. Имеется явное желание либо отдалиться от коллектива, либо изменить свое отношение в нем.

– 5 и менее баллов – негативное отношение к классу. Неудовлетворенность своим положением и ролью в нем. Возможна дезадаптация в коллективе.

Вера  Козырева, учитель начальных классов Школы-интерната среднего (полного) образования с углубленным изучением отдельных предметов города Козьмодемьянска Республики Марий Эл

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте