search
main
0

Будущее

“Самость” на нуле

Отставных офицеров и унтеров без высшего образования давно не видно в спортзалах. Но хотя физкультуру преподают теперь дипломированные специалисты, качество уроков часто оставляет желать лучшего. Доктор педагогических наук профессор Московского государственного педагогического университета Михаил Виленский убежден: пока не изменится уровень подготовки учителей физкультуры, перемен к лучшему ожидать не стоит.

– Преподаватели живут днем вчерашним, а образование должно работать на опережение, – размышляет Михаил Яковлевич, – нам требуется новое концептуальное осмысление содержания физического воспитания в школе. Усвоение ценностей физической культуры идет довольно слабо. Под ценностями я имею в виду личностные качества ребенка, формирование характера, знаний и умений. Овладение ими носит репродуктивный характер: учитель показал, ученик повторил. И ничего больше. Дух творчества часто отсутствует.

…Концепция структуры содержания общего среднего образования в 12-летней школе предполагает увеличение учебного времени на занятия физкультурой. Будет усилена дифференциация в содержании обучения в зависимости от групп здоровья. Планируется больше внимания уделять формированию здорового образа жизни. Михаил Виленский – один из разработчиков концепции содержания образовательной области “Физическая культура в 12-летней школе”.

– Как изменятся роль и место физкультуры в двенадцатилетке? – спрашиваю я своего собеседника.

– Первое, что отличает программу преподавания физкультуры, – новизна целеполагания. Сегодня одни говорят о всестороннем и гармоничном развитии личности, другие – об “обучении основам самостоятельной двигательной деятельности”, третьи – об оздоровлении и подготовке к армии. Наша цель – формирование физической культуры личности. Культуры, которая меняет взгляды человека, отношение к обществу и себе.

Путь к такой цели предлагает фиксированные уровни физического образования, соответствующие разным ступеням. Это уровень начальной грамотности (в начальной школе), уровень базовой образованности (в средней школе), углубленной образованности (старшие классы). Формирование физической культуры – процесс непрерывный, и для него обязательны преемственность на разных этапах обучения, целостность. Каждый уровень, предусмотренный концепцией,будет иметь свои критерии. Это:

интенсивность участия в физкультурно-спортивной деятельности;

сложность физкультурно-спортивной деятельности;

степень потребности школьника в физической культуре и способы ее удовлетворения;

степень самореализации, самоутверждения, самовыражения;

проявление самоорганизации, самообразования, самовоспитания, самосовершенствования.

Развитие “самости” сегодня “на нуле”. Учителя не владеют ни технологией, ни методикой развития самовоспитания…

…Пока рано говорить, какая судьба ждет физкультурные нормативы. Ведь физическое воспитание нельзя сводить только к нормативной основе, поскольку тогда отходят на второй план все прочие,духовные ценности спорта. Нормативы могут разрабатываться в самой школе. В вузах, например, их нет, есть контрольные упражнения и тесты. Но нужно смотреть шире и не сводить физическое воспитание к сдаче контрольных упражнений. Это лишь ориентир для учителя.

Теория и практика, как известно, – вещи очень разные, порой весьма далекие. С учетом концепции содержания образовательной области “Физическая культура в 12-летней школе” предстоит разработать образовательный минимум, методическую литературу. Но это уже следующие шаги. О них пока рано говорить.

Вячеслав ВИКТОРОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте