search
main
0

Будьте творцами в вашем деле

Кто воспитывает хозяев земли?

Считаю, что сегодня нужно обратить самое серьезное внимание на профессиональную подготовку учеников сельских школ, чтобы после школы они хотели стать специалистами сельскохозяйственного производства и жить в деревне.

Конечно, нельзя однозначно считать сельскую школу единственным и определяющим фактором создания воспитательного пространства. Действенным фактором наряду со школой выступают сельские дома культуры, национально-культурные и социальные центры, общественные объединения, движения (взрослые, детско-молодежные), местные, региональные и федеральные массовые средства информации. При этом очень важно, чтобы учебно-воспитательная деятельность сельской школы выступила системообразующим фактором. Здесь уместно вспомнить слова хлебороба дважды Героя Социалистического Труда Т.С.Мальцева, который говорил сельской молодежи: «Будьте творцами в вашем деле, и пусть никогда не поселится в вас равнодушие – это величайшее в жизни зло. Вглядитесь в село или деревню, где вы живете, в родные поля и спросите себя: все ли сделали для того, чтобы они были еще лучше, краше, богаче?»

Сегодня ресурсная базовая сельская школа должна иметь свою мини-ферму и до 200 га пахотной земли. Для этого школе нужно иметь всю необходимую сельскохозяйственную технику, конечно же, нового образца. Школьники должны постепенно становиться начинающими агрономами, инженерами, зооветработниками, организаторами производства. Во время практической деятельности они должны более углубленно изучать основы экономики, математику и физику, химию и биологию, экологию и ОБЖ. Так школа станет самостоятельным учебно-производственным учреждением с элементами самофинансирования и самообес­печения.

Формированию инновационно мы­слящих специалистов сельскохозяйственного производства нового поколения должно способствовать профильное обучение в сельской школе. Оно не только обеспечивает успешную социализацию выпускников в сельской местности, но и создает предпосылки для преодоления барьера «село – город». Особенностью сельской школы является необходимость организации профессиональной подготовки учащихся по профильным направлениям, востребованным в данной местности.

Видимо, необходимо базовым ресурсным сельским школам под конкретные программы социализирующих профилей на муниципальном уровне выдавать на 5‑10 лет кредиты, чтобы они могли организовать и совершенствовать инновационную деятельность на основе самых последних достижений психолого-педагогической науки. Важная социальная задача сельской школы – способствовать тому, чтобы человек укоренялся в родной местности, чувствовал ответственность за нее, проявлял инициативу, приобщался к традициям.

Сегодня у сельских школ должен быть особый статус. По мнению ученых, рост объемов производства продовольствия отстает от роста численности населения планеты. Это связано со снижением урожайности из-за усиления износа плодородия почвы.
Поэтому сегодня государство обязано направить селу большие субсидии и дотации на освоение в отрасли технологий воспроизводства почвенного плодородия. Нам сегодня нужны специалисты, по-новому смотрящие на проблемы сельскохозяйственного производства в России. Начинать готовить кадры, способные решить современные проблемы села, как раз и должна базовая ресурсная сельская школа. Опыт трудовой политехнической подготовки подрастающего поколения должен лечь в основу построения современной сельской профильной школы.

Социологические исследования последних лет показывают, что в настоящее время заметным становится отчуждение молодежи и даже некоторой части старшего поколения от государства (низкий уровень гражданского самосознания, утрата патриотических чувств, агрессивность и экстремистские тенденции), от образовательного учреждения (потеря интереса к образованию), от коллектива (ослабление гражданской активности молодежи и подростков), от семьи (сложные взаимоотношения с родителями). Поэтому сегодня особенно актуальны мысли А.Н.Радищева о том, что главная цель воспитания – подготовить сына Отечества, гражданина, истинного патриота, защитника интересов народа. К сожалению, в конце прошлого века школьное патриотическое воспитание практически сошло, как говорится, на нет.

«Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость – неотвратима, смерть – неумолима, перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от огня. И это зависит не только от родителей твоих, но и от вас самих – детей. <…>Уметь жить для людей. Это умение постигается по учебнику многовековой мудрости, народной морали, опыта многих поколений. Умей читать этот учебник…» – этот завет В.А.Сухомлинского адресован человеку XXI века.

Требуется множество взвешенных и научно обоснованных решений, свободных от рекламных спекулятивных соображений, связанных с борьбой за власть, популистской демократией и демагогией. В последние 20 лет многовато было пустых обещаний. Необходимы серьезные инвестиции в образование и науку. Вот тогда можно мечтать о четырехкратном увеличении производительности труда. Вот тогда мы вспашем 40 млн гектаров заброшенных, заросших бурьяном сельскохозяйственных угодий, продлим нашу жизнь не только до 72‑75 лет, но и более… А это возможно только при понимании ключевой, решающей роли образования в обществе.

Камиль АХИЯРОВ, член-корреспондент РАО, отличник просвещения СССР, отличник высшей школы СССР, заслуженный учитель Башкирской АССР, доктор педагогических наук, Уфа

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте