Педагогические исследования последних лет показали, что мастеру производственного обучения важно учитывать не столько возраст и индивидуальные особенности своих подопечных, сколько их личностные характеристики и возможности. Принцип личностного подхода, когда педагог опирается на личностные качества ребенка, требует, чтобы мастер производственного обучения, воспитатель постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, привычки своих учащихся, умел диагностировать реальный уровень таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, ценностные ориентации, жизненные планы, отношение к труду. Мастеру необходимо привлекать каждого подростка к посильной для него и все усложняющейся по трудности деятельности, в то же время он должен выявлять и устранять причины, которые могут помешать достижению ребенком конкретной цели. Если эти причины вовремя устранить не удалось, необходимо оперативно менять тактику воспитания в условиях производства в зависимости от сложившихся обстоятельств. Хочу обратить внимание на то, что мастеру производственного обучения важно не столько руководить своими ребятами, сколько умело организовывать и направлять их деятельность, максимально опираться на собственную активность учащихся.
При личностном подходе учет индивидуальных особенностей приобретает новую направленность. Исследуются потенциальные возможности, ближайшие перспективы. У нынешних подростков существенно вырос уровень знаний, а это значит, что и педагог-воспитатель, мастер производственного обучения должен всесторонне развиваться не только в области своей профессии, но и повышать свой общий культурный уровень. Хочется также предостеречь педагогов от непосильных требований к своим ребятам: они могут лишь подорвать веру в свои силы, привести к разочарованиям и, что еще намного хуже, к поверхностному выполнению практических заданий.
Некоторые педагоги ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется лишь трудным подросткам. Бесспорно, эти ребята должны быть под постоянным, пристальным контролем. Но ни в коем случае нельзя забывать и о благополучных учениках. За внешним благополучием может скрываться что угодно – неуверенность в своих силах, опустошение, неблаговидные мысли и поступки.
Разумеется, понять и изучить личностные особенности каждого ребенка очень сложно и удается не всякому мастеру. Поэтому очень важно, чтобы сам учащийся помогал педагогу в этом процессе. Надо стараться, чтобы ребенок стал вашим другом, союзником, коллегой. Это кратчайший и наиболее верный путь диагностики глубинных качеств.
Валентина СЕРГЕЕВА, мастер производственного обучения технологического колледжа №21, Москва
Комментарии