search
main
0

Будьте как дома

Бесконечная мысль моей педагогической философии – не преподносить истину, а открывать ее вместе с детьми.

Признаюсь, что в начале пути меня увлекали вершины науки, полные академизма и незыблемых постулатов: хороший ученик тот, кто всегда готов к уроку и не прекословит взрослым. Чуть позже я стала понимать, что невероятно трудно жить с одним «Да», с одним «Нет» и идти по единственной прямой дороге.

Для меня было настоящим открытием, когда я поняла, что «познание начинается с удивления…». Эта истина всякий раз подтверждалась на уроках: дети, не отягощенные «знанием тех богатств, которые выработало человечество», конструируют свои знания, повторяя путь великих умов. «Так вот где спрятался суффикс!» – восклицает ребенок по окончании исследования в рамках морфемного разбора. Озарение!.. Эврика!.. Возможно, это подлинный момент проникновения в истину, в настоящее, живое Знание.

Для успешной учебы нужны разнообразные способности. Например, мозг выполняет только 120 учтенных функций, 26 из которых имеют решающее значение для отличного, счастливого обучения.

Я точно знаю, что интеллект решает многое, но не все. «Интеллект» для меня – не набор знаний, а умение приспособиться, сориентироваться, адаптироваться.

Я утверждаю, что эмоционально здоровый человек признает и принимает, что мы живем в мире неопределенности, вероятности и случайности. Уверенными в чем-либо мы можем быть очень редко. Я внушаю детям, что это делает жизнь скорее увлекательной, захватывающе интересной, нежели ужасной.

Буду с вами откровенна: мне близки многие теории и идеи. Думаю, это верная тактика, потому что педагогу необходимо иметь в своем распоряжении более широкий современный набор стратегий. Из них я выбираю те, в которых нахожу много здравого смысла, благополучия, педагогической красоты, крепости, эластичности и деликатности. Однажды великий А.С.Макаренко пошутил: «…Это подобно сотне музыкально настроенных энергий…»

Макро- и микрокосмос тождественны – учит нас философия познания. В своей бесконечности Человек равнозначен Вселенной. Он также многогранен, не познан, сложен и одновременно и близок, и далек. А.В.Хуторской пишет: «Путь ребенка похож на путь цветка, питающегося живительными соками родной земли и распускающегося навстречу светоносным солнечным лучам». К этому хочется добавить – движение цветка не нужно направлять и организовывать, в естественных условиях он будет расти так, как ему предначертано. Какую же колоссальную ответственность несет учитель за возможность прикоснуться к совершенствованию этой микровселенной. Задача учителя – помочь ребенку войти в мир не как посетителю, нуждающемуся в пояснениях экскурсовода и постоянном сопровождении, а как полноправному жителю. И поможет тут только творчество.

На своих уроках я практикую творческое напряжение, создаю атмосферу, при которой ребенок может подумать: «Неужели я гений?» Мое педагогическое кредо – воспитывать успешных детей (ставь цели, работай для их достижения, а затем празднуй успех). Без сомнения, человек никогда не преуспеет в жизни, если однажды не познает успех в чем-то для себя важном. Перечеркнув прошлые неудачи ребенка, поощряю его испытать свои силы в настоящем. Утверждайся сегодня, сейчас! Учу детей планировать успех.

…В конце урока не хочется ставить точку, лучше – многоточие: навстречу новым поискам и находкам.

Елена СТРУКОВА, учитель русского языка и литературы СШ №7 Нальчика, учитель года Кабардино-Балкарской Республики-2005

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте