search
main
0

Будни руководителей

Не только вопросы, но и решения

Недавно в Петрозаводске состоялся республиканский День сельской школы. Значимое событие, которое прошло в очном режиме, объединило более 100 человек из разных районов республики и Петрозаводска. До этого День сельской школы два года подряд из-за пандемии проходил в режиме онлайн-подключений, срывавшихся вследствие сложностей со связью. Принимал гостей в год своего 120‑летия Петрозаводский педагогический колледж, в котором учились многие из приехавших на форум педагогов.

Будущие Ломоносовы и Кулибины за партой

 

– Встречу с глазу на глаз, лицом к лицу не заменит ничто! – констатировала исполнительный директор Ассоциации сельских школ Зинаида Ефлова. – Именно в очном режиме здесь и сейчас мы провели встречу директоров и их заместителей на проблемном круглом столе в рескоме Профсоюза образования Карелии «Как живешь, директор сельской школы?». Депутаты Заксобрания, руководители негородских школ, представители Министерства образования и спорта РК вместе с ассоциацией обсудили вопросы и проблемы управления сельской образовательной организацией.

Избыточная отчетность, постоянный мониторинг – это то, из чего состоят будни сельских директоров, многие из которых руководят не только школами, но и детскими садами при образовательной организации, и парком автобусов, которые подвозят школьников из соседних поселков и деревень. Так что директор не просто руководитель, а мультируководитель, а еще нередко и учитель, который и на замену встанет, и собственную учительскую нагрузку отработает. Личность директора в районе знаковая – его знают все, и он помнит имена и отчества не только родителей, но порой бабушек и дедушек учеников. Ответ за то, как дети учатся, он держит и перед ведомствами, и перед жителями.

Таким образом, руководитель образовательной организации становится еще и мультиспециалистом: он осведомлен в таком количестве вопросов, о которых директор школы в городе даже не задумывается.

– Друзья, форум стал традиционным, он нацелен на обмен актуальной научно-практической информацией о состоянии и тенденциях развития образования в сельской местности. Среди участников – директора, заместители директоров, педагоги сельских школ, представители местного самоуправления, преподаватели, специалисты, студенты, – отметила в приветствии председатель Комитета по образованию, культуре, спорту и молодежной политике, член Комитета по здравоохранению и социальной политике Галина Гореликова.

Во второй части Дня сельской школы участники отправились в Пряжу, где состоялось посещение общественной резиденции «Арт-село» фонда поддержки гражданских инициатив «Мельница». Гостей встречала Софья Ильюткина, которая рассказала о создании этого социокультурного пространства и работе энтузиастов сельской территории. Не ждать, а действовать самим – пожалуй, это главный вывод визита.

– Важное и самое организационно сложное событие нашего движения произошло. Надеюсь, что оно подпитало идеями и уверенностью в собственных силах и возможностях образования в сельских (негородских) территориях нашего края, в том, что круг единомышленников расширился и будет прирастать неравнодушными людьми, – резюмировала итоги XI Дня сельской школы исполнительный директор Зинаида Ефлова.

Кстати, два участника ассоциации –  директор Толвуйской средней школы учитель года Карелии-2018 Виктория Стафейкова и учитель начальных классов Шуньгской основной школы Медвежьегорского района Светлана Миккоева – за работу в ассоциации и сопровождение ее деятельности в соцсетях получили годовую подписку на «Учительскую газету». Этот подарок стал возможен благодаря дарителю, пожелавшему сохранить инкогнито.

Прошло несколько месяцев, и в открытом доступе опубликованы предложения участников проблемного круглого стола «Как живешь, директор сельской школы?». Касаются эти предложения болевых точек негородского образования, которые нередко руководителями районов не учитываются. История с попыткой под видом капитального ремонта прекратить работу двух сельских образовательных организаций тому подтверждение ( «УГ» №25 от 20 июня 2023 года, материал «Закрытия не будет?»).

Итак, какие актуальные предложения для Минобразования и спорта Карелии подготовила Ассоциация сельских школ Карелии?

 

О процедурах назначения и увольнения

Считаем, что руководитель образовательной организации (школы, детского сада, учреждения дополнительного образования) – это не просто управленец-менеджер, а прежде всего педагог, социальный лидер и авторитет для педагогического и детского коллективов, для местного сообщества. В силу действующего законодательства назначение руководителя образовательной организации и прекращение его полномочий, заключение и расторжение с ним трудового договора относятся к компетенции учредителя и нередко происходят без учета важнейшего социального и воспитательного значения этих должностей – по формальной схеме, в том числе с принижением чести и достоинства руководителя. К сожалению, есть тому примеры.

Предлагаем: совместно с депутатским корпусом Законодательного собрания РК инициировать и начать работу по внесению изменений в законодательство РФ: назначение и увольнение руководителей сельских образовательных организаций осуществлять при обязательном согласовании предложений учредителя с региональными органами управления, педагогическим коллективом, с учетом мнения родителей обучающихся и местного сообщества.

 

Об отчетности и мониторингах

В настоящее время значительную часть рабочего времени руководителей сельских образовательных учреждений занимают контрольные мероприятия разных ведомств, заполнение отчетов, справок, мониторингов и документов, зачастую дублирующих друг друга, нередко не относящихся напрямую к функциональным обязанностям руководителя (составление технического задания для разработки ПСД на ремонт здания; контроль посетивших избирательные участки или проголосовавших за определенного кандидата и др.). При этом руководители не видят обратной связи: куда и с какой целью востребована эта информация. Избыточность контроля, отчетности и мониторингов при многофункциональности деятельности (подвоз детей, школы с дошкольными группами, пришкольные интернаты и пр.) и при отсутствии заместителей в малочисленных школах лишает руководителей возможности уделять должное внимание вопросам организации обучения и воспитания, непосредственной работе с детьми, педагогическим коллективом, родителями.

Предлагаем: Министерству образования и спорта РК срочно провести «мониторинг мониторинга» с целью максимальной минимизации и упорядочения контроля, сокращения количества отчетности и мониторингов руководителей сельских образовательных организаций.

 

О дефиците педагогических кадров

Отмечаем возрастание дефицита педагогических кадров в городах и селах республики. Тенденция закрепилась, налицо кадровый кризис.

Предлагаем оперативное решение вопросов по обеспечению и удержанию педагогических кадров на селе:

– высшее образование: заключить соглашение с ПетрГУ и другими вузами РФ об увеличении приема абитуриентов на направление «Педагогическое образование» с особо актуальными профилями подготовки (учителя математики, физики, химии, английского языка и т. д.);

– среднее профессиональное педагогическое образование: увеличить прием абитуриентов в Петрозаводский педагогический колледж на обучение по двум специальностям (учитель начальных классов и учителя математики, физики, химии, английского языка и т. д.);

– дополнительное профессиональное педагогическое образование: организовать курсы, индивидуальные программы переподготовки на базе Карельского института развития образования педагогов по особо востребованным специальностям (учителя математики, физики, химии, английского языка и т. д.);

– допрофессиональное педагогическое образование (психолого-педагогический профиль): создать региональную экосистему профильной психолого-педагогической подготовки, организовать целевые направления в вузе и СПО по рекомендации педагогических коллективов.

Необходимо пересмотреть и усилить существующую поддержку и стимулирование деятельности сельских педагогов:

– прогрессирующий характер выплат – увеличить сумму за 1‑й год работы молодым специалистам, установить поощрение за 2‑й и 3‑й годы работы молодым специалистам на селе (опыт Новгородской области);

– установить приоритетное обеспечение жильем, выделение земельных участков, поддержку индивидуального строительства жилья и др. преференции.

Подчеркнем, необходима региональная программа, предполагающая много разных вариантов решения проблемы педагогических кадров.

 

Об оплате труда

Сегодня уровень заработной платы (за одну ставку) педагогического работника ниже минимального размера оплаты труда, в связи с чем приходится доплачивать каждому работнику (независимо от категории) до МРОТ из резерва стимулирующих выплат, при этом фонд оплаты труда не увеличивается. Отсутствие стимулирующих выплат снижает уровень мотивации педагогов к достижению высоких образовательных результатов. В 2022 году МРОТ индексировали дважды – 1 января и 1 июня, в 2023 году – в январе. На увеличение заработной платы педагогов это никак не повлияло. Низкие оклады в целях достижения установленного показателя вынуждают руководителей сельских образовательных организаций производить специальные, иногда неоправданные доплаты.

Предлагаем:

– пересмотреть региональную методику расчета показателя средней заработной платы: производить расчет не на физическое лицо, а на одну педагогическую ставку;

– утвердить оклад учителя не менее двух МРОТ в регионе;

– установить разумное соотношение окладной и стимулирующей частей заработной платы сельских педагогов.

Мария ГОЛУБЕВА, фото автора

 

Справка

Участники проблемного круглого стола высказали пожелание руководителям образовательных организаций и лидерам профессиональных педагогических сообществ активнее использовать ресурсы республиканского Профсоюза работников образования, способствовать восстановлению членства педагогов в профсоюзе как авторитетной организации, отстаивающей их трудовые права.

Предложения направляются в адрес Правительства Республики Карелия, Законодательного собрания РК, Министерства образования и спорта РК, администраций муниципальных образований РК, сельских образовательных организаций РК, в СМИ.

Над предложениями участников проблемного круглого стола «Как живешь, директор сельской школы?» работали председатель Совета Ассоциации сельских школ Республики Карелия Виктория Стафейкова, директор Толвуйской средней школы Медвежьегорского муниципального района РК, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018, и исполнительный директор Ассоциации сельских школ Республики Карелия Зинаида Ефлова, доктор педагогических наук, старший методист Центра развития образования Петрозаводского городского округа.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте