«Попробую задать вопрос: создание инженерных классов предполагает возможность прорыва инженерной мысли и технических открытий? Это миф или реальность?» Так на одной из встреч на образовательном форуме с учениками инженерного класса нашей школы попытались начать дискуссию будущие журналисты. Заготовок ответа не было. Но ответ ученика порадовал: «Что посеем, то и пожнем!»
Вот так – коротко и понятно, вполне осознанно. А ведь всего три года назад новинкой образовательного «сезона» стало открытие инженерных классов в школах. Это очень серьезное достижение московского образования. Достаточно сказать о стоимости высокотехнологичного современного оборудования, которое поступило в нашу школу, оно исчисляется миллионами. Это позволило открыть технический центр: оборудовать кабинеты физики, информатики, лаборантскую, аудиторию для практических работ и опытов.Когда-то Надежда Крупская и ее последователи хотели организовать процесс получения знаний так, чтобы увлечь школьников «романтикой современной техники». Думаю, инициатива сегодняшних руководителей города и системы образования позволяет это сделать.Мы включились в городской образовательный проект предпрофессионального образования «Инженерный класс в московской школе» три года назад. Знали: дело это новое, ответственное и потребует от учителей, и учеников, и даже от родителей максимум усилий.Были разработаны концепция инженерных классов и программа их развития на пять лет с детальной проработкой практических шагов. Сегодня многие организационные вопросы решены. Инженерные классы работают по намеченной программе. Учащиеся углубленно изучают профильные предметы – математику, физику, информатику. Многие выбрали предложенные курсы «Система автоматического управления», «Решение планиметрических задач повышенного уровня сложности», «Решение задач с параметрами». Эти курсы так и называются – элективные. Однако каждый знает, что без инженерного черчения и проектирования в АutoCAD современному техническому специалисту не обойтись. Поэтому старшеклассники, несмотря на очевидную нагрузку, эти курсы тоже охотно осваивают. Реализуется и программа дополнительного образования. Так, на занятиях по сетевому и системному администрированию приобретаются навыки работы с «реальным железом» – от изготовления патч-кордов до сборки и настройки сетей.Появились новые формы учебных занятий: технические дуэли и квесты, интеллектуальные марафоны. В инженерных классах разрабатываются индивидуальные и групповые проекты, проводятся мастер-классы учителей и учащихся. Идет кропотливая увлекательная работа по добыванию знаний в области физики, информатики и математики.Найден баланс между основной и старшей школой. Этот баланс динамический. От нас требуется одно: создание безопасной среды обучения, достижение психологического комфорта учащихся на новом уровне обучения и постепенное поднятие планки каждого ученика инженерного класса.Учебный год в десятом инженерном классе начинается с интеллектуальной разминки, которая позволяет сделать предварительные выводы: кто, с чем и с какой целью пришел в инженерный класс. А первое полугодие завершается диагностическими работами по профильным предметам, защитой своего проекта на школьной конференции каждым учеником этого класса и тестированием учащихся «Инженерный класс – твой класс?».Результаты тестирования ежегодно показывают, что 70-90% учащихся не ошиблись в выборе профиля. Затрудняются ответить лишь 6-8%, а остальные хотят проверить себя до конца учебного года. Конечно, у сегодняшних учащихся может быть много причин для такого вывода: меняющиеся правила игры при переходе на новый уровень образования, недостаточный уровень подготовки, запоздалое прозрение – увлекся чем-то новым, узнал о новых открытиях и загорелся новой мечтой, что в юности случается, это естественно. Однако главное – мотивация к учебной деятельности – сохранено, как и серьезное отношение к своему выбору.В этом большую роль играют родители и учителя, в том числе, конечно, классные руководители. Именно они проводят беседы, классные часы, направленные на развитие профессионального самосознания. Именно они каждую неделю организуют поездки в вузы в рамках городского проекта «Университетские субботы». Только за I полугодие 2017-2018 учебного года учащиеся инженерных классов побывали в пятнадцати вузах, на трех выставках, приняли участие в двух городских мастер-классах и двух встречах с молодыми учеными.Появились свои традиции отмечать общероссийские памятные даты. Например, во время акции «Час кода» учащиеся провели исследования по теме безопасной работы в сети Интернет, в День науки двери лабораторий открываются для учащихся 4-7-х классов, в День космонавтики одна группа старшеклассников готовит стендовые доклады, другая проводит занятия с младшими учениками в школьном мобильном планетарии.Расширяются и наши связи с городскими организациями и предприятиями. В рамках этого проекта мы активно сотрудничаем с технопарком «Москва», по договорам – с Национальным исследовательским институтом «МЭИ», что дает возможность ученикам разрабатывать проекты под руководством преподавателей и аспирантов вуза. Каждый новый инженерный класс начинает учебный год с посещения Московского вертолетного завода имени М.Л.Миля, имя которого присвоено нашей школе. Однако если вертолетный завод – «закрытое» предприятие и посещение его ограничивается музеем и открытой выставочной площадкой, то в лабораториях НИИ «МЭИ» ученики проникают в глубь производственных процессов. Это бывает в традиционные дни открытых дверей и в дни акции «Ночь техники», которые учащиеся 8-11-х классов с удовольствием посещают. И, к слову сказать, их родители тоже.Какова динамика развития инженерных классов в нашей школе? Ответ в статистических данных.На итоговой аттестации 2017 года все выпускники инженерного класса сдавали математику на профильном уровне. В качестве экзамена по выбору каждый второй выпускник сдавал физику и информатику. Большинство из них по итогам трех экзаменов набрали более 220 баллов, а также впервые приняли участие в предпрофессиональном экзамене.В рамках договора о сотрудничестве между школой №1359 и НИУ «МЭИ» выпускники инженерного класса приняли участие в XXVI Московской открытой конференции «Потенциал», которая проходила в Московском энергетическом институте. Представленные работы наших выпускников вызвали интерес, три из них отмечены дипломами и ценными подарками. Заслуженную награду выпускникам инженерного класса Павлу, Алене и Арине проректор университета вручил на выпускном вечере.В государственной итоговой аттестации 2018 года примут участие уже 29 выпускников. Все они будут сдавать экзамены не только по математике на профильном уровне, но и предпрофессиональный экзамен на базе вузов города – тех вузов, которые в течение учебного года учащиеся инженерного класса посещали в рамках проекта «Университетские субботы».«Университетские субботы» показали, что сегодня перед юношами и девушками огромное количество дорог, идти по которым непросто и ответственно. Куда шагнуть? Как выбрать свою дорогу? Как дождаться, чтобы загорелся зеленый глазок светофора? Как остаться, как говорят водители, «на зеленой волне», чтобы зеленый свет всегда горел на выбранном пути?Ученики инженерных классов нашей школы выходят на эту дорогу. Пусть не все совершат научные открытия и технические перевороты (хотя, кто знает?..), но они уже поняли, что им нужно в этой жизни. И это уже не миф, а реальность.Надежда БЕРЕСЛАВСКАЯ, заведующая учебной частью школы №1359
Комментарии