К губернатору Пензенской области мы попали прямо с поезда, как говорится, с корабля на бал. Василий Кузьмич Бочкарев принял нас сразу, не томил в приемной, не ограничивал во времени, и разговор получился по душам – искренний и откровенный. Бочкарев – находка для журналистов: настоящий русский – косая сажень в плечах, под два метра ростом.
А главное – смелый не только на словах, но и на делах. На посту губернатора он уже второй срок. За это время успел расплатиться со всеми старыми долгами и умудрился не сделать новых. В области действует программа «Возрождение»: в 27 селах появляются быстро возводимые дома, их дают сельской интеллигенции на 15 лет в рассрочку, причем без всяких процентов. Говорили мы с Василием Кузьмичем обо всем: о взятках и налогах, федералах и регионах, о выращивании сахарной свеклы и чеснока и, конечно же, о дорогих и близких Кузьмичу, как его все здесь называют, селянах, прежде всего о сельских учителях. Ведь, как оказалось, Кузьмич сам родился в селе. В семье казака, с детства приучившего своего сына к тяжкому крестьянскому труду и к ответственности за свои слова и поступки.
Дом для учителя
– Василий Кузьмич, что делается в области, чтобы учитель не чувствовал себя изгоем? И вообще как вы умудряетесь вовремя платить зарплату, да к тому же еще и выше прожиточного уровня?
– Учитель не должен зависеть от местничества и от субъективизма, от муниципалитетов, независимо – городских или сельских. Конечно, какому-то муниципалитету может повезти, если на его территории достаточно прибыльное предприятие, обеспечивающее доходность его бюджета. А другой может похвастать разве что разрушенным за годы реформ колхозом. Я сторонник того, чтобы учитель не был обижен, не рисковал неполучением зарплаты, надбавки из надтарифного фонда или причитающихся ему льгот. Кстати, средняя зарплата в образовании в Пензенской области 2190 рублей, а прожиточный минимум 1792 рубля. Получается, зарплата выше, плюс у нас еще выплачивается 25-процентный надтарифный фонд, стараемся выплачивать льготы по коммунальным услугам сельским учителям. Заложено в нашем областном бюджете и 30-процентное повышение заработной платы с 1 октября этого года. Мы вернули все долги учителю по книгоиздательству и по коммуналке. Не забываем и об условиях труда: в селе у нас ко всем школам подведены дороги, идет газификация, ликвидируются ветхие школы. А сейчас, кроме того, обучаем учителей компьютерной грамотности, бесплатно командируем их в Пензенский центр ФИО. Мы на 90 процентов обновили фонды сельских библиотек, всего же закупили книг на 7 миллионов рублей. Собираемся компьютеризовать библиотеки. Кстати, мы позаботились о стоматологической помощи учителям. Восемь районов оборудованы передвижными стоматологическими комплексами. За месяц более тысячи сельских жителей получили квалифицированную стоматологическую помощь. Даже соседняя Мордовия и Казахстан у нас запросили такой комплекс.
– А новые школы строите?
– В прошлом году открылось шесть новых школ. В этом году строим в Б.Демьяновском, Лунинском, Кузнецком районах три новые школы: в селах Кошелевка, Иванырс, Сюзюм. Всего запланировано построить более десятка школ. Не забываем о реконструкции и ремонте старых. Так, в Шемышейском районе 60 процентов школ от плоских крыш, которые постоянно текут, переходят на шатровые. На индивидуальное газовое отопление в прошлом году перевели 117 школ, они ушли от коммунальных котельных на программное отопление и теперь самостоятельно могут регулировать потребление газа, снижая его на ночь.
– А как дела с жильем для учителей?
– Идет строительство 188 быстро возводимых теплых жилых домов для сельской интеллигенции – учителей, работников культуры, врачей. Стоимость такого дома 240 тысяч, а его площадь – 90 квадратных метров. Два года мы с новоселов не берем ни рубля. Причем за каждого рожденного ребенка списывается 25 процентов долга. 72 семьи параллельно по линии Минобразования получают из федерального бюджета по сто тридцать тысяч рублей на погашение кредита. Думаю, что за 15 лет – на это время рассчитан кредит – инфляция все долги съест, так что дома обойдутся нашей интеллигенции чуть ли не даром. Причем расходы на газ в таких домах сокращаются на 70 процентов. Этими домами, между прочим, заинтересовался Казахстан. Кстати, по этому проекту мы собираем не только одноэтажные, но и двухэтажные и четырехэтажные дома. Пять домов в Башмаковском районе отдали Министерству образования области под семейные детские дома. В каждом доме там живут по шестеро детей.
Жить или выживать?
– Сельский учитель у вас на особом положении?
– У нас 28 сельских районов, и платим мы там не только зарплату, но и все надтарифные надбавки, положенные сельским учителям. Будем откровенны: на селе учитель не только учитель, он и животновод, и растениевод, и фермер. Чтобы там жить, надо работать на земле. По-настоящему учительницу будут уважать, если заведет она огородик, хозяйство, пару поросят, курочек… И хоть мы и платим учителю зарплату, устанавливаем льготы, для жизни этого недостаточно. Без огорода ему не обойтись.
– Сельский учитель будет выращивать поросят, коров, картошку, а когда же ему повышать свой профессиональный уровень? После уроков ему надо бежать кормить поросят, вечером – доить корову, в перерыве – полоть огород. Не секрет, что сейчас резко упал профессиональный уровень педагогов. Все из-за бедности. Им некогда заниматься самообразованием, надо думать об элементарном выживании…
– А что вы хотите? В стране до сих пор кризис. А значит, государство не может нормально содержать своих подданных. И потом, ведь учитель работает на земле не только для того, чтобы себя прокормить. Деньги нужны, чтобы заплатить за обучение своих детей в высшей школе. Если беспредел с вузами прекратится, то и учителям станет легче жить. Я согласен, у учителя зарплата должна быть достойной, о преподавателях высшей школы я не переживаю, – там редкий человек живет скудно. Если ему на жизнь не хватает, он подрабатывает.
Учителя на меня обижаются, когда я задаю вопрос: где результаты вашего труда, если я не могу найти достойного руководителя, который бы разумно вел хозяйство, не грабил, не резал коров, не крал деньги? Где же те люди, которые учились у хороших учителей, чтобы потом стать хорошими руководителями, зоотехниками, трактористами? Не может быть богатым учитель в стране, где экономический кризис. А кто формирует экономический кризис? Люди. Значит, наверное, мы плохо учим. А вы посмотрите, кто сегодня из учителей работает вместе с родителями над воспитанием ребенка? Сегодня не всякий учитель пойдет в дом или в квартиру своего ученика, поинтересуется, как живет его семья. Причем педагоги даже пытаются доказывать, что в их обязанности входит лишь давать знания. А воспитывает пусть семья. Вправе ли учитель требовать за свою неполноценную работу повышения зарплаты? Сначала надо заработать, а потом предъявлять претензии. Я думаю, надо переходить к индивидуальному дополнительному стимулированию учителя. Например, если учителем гордится школа, почему он должен получать столько, сколько те, кто плохо работает? А вообще от учителя очень многое зависит, это элита не только на деревне, но и в любом городе. Он самый узнаваемый человек, потому что самое дорогое у родителей и бабушек и дедушек – это дети.
– Но согласитесь, не каждый учитель сегодня является лидером, но каждый считает, что его предмет самый важный и самый значимый.
– Потому-то мы за последние годы начали терять здоровье наших детей, 80 процентов из них заканчивают школу с недостатками здоровья. И из-за чего? Из-за моды на высшую школу. Из-за ложной престижности высшего образования, твердого убеждения, что в каждой семье ребенок должен обязательно получить «корочку». И для достижения этой цели все средства хороши. Дети же при этом теряют здоровье, зубрят день и ночь. Можете представить, скольких трудов нам стоило введение третьего урока физкультуры! А все потому, что многие школы, родители и дети их отвергают, требуя дополнительных занятий по математике, химии и иностранному… «Садись учи, ты должен поступить в институт», – говорит отец сыну. При этом неважно, что за годы учебы этот сын станет косым, слепым и горбатым. Главное похвастать соседям: «Мой Ваня получил диплом о высшем образовании». Мы должны понять, что не все могут быть с высшим образованием. Да и не нужно стране сегодня столько дипломированных специалистов.
Главное – сохранить сельскую школу!
– Информатизация – это качество образования. Одно дело – поставить в школу компьютер, другое – обеспечить через него доступ к информации, которая помогала бы работать учителям, целым школам в проектном режиме.
– Будет связь, телефон – будет интернет, тогда не придется выезжать школьнику в район и жить в интернате. Если провели дороги и работают микроавтобусы, то сегодня в каждом селе мы можем предоставить ребенку проездной билет, чтобы он ездил в район один или два раза в неделю. Но лучше бы, чтобы он не тратил время на дорогу, а мог у себя в школе спокойно войти в Интернет. Проблемы – в федеральном управлении связи, которое не торопится даже за деньги селян обеспечить их телефонной связью. Мы нашли своеобразный выход из положения: с одним из предпринимателей развиваем альтернативную беспроводную связь через радиомодемы. Первый такой проект будет в Мокшане.
– Мы говорили о снижении профессионального уровня учителя. Но в некоторых школах годами нет преподавателей некоторых предметов…
– У нас в Пензенской области в основном все школы укомплектованы, разве что в нескольких селах не хватает учителей иностранного языка и физкультуры. Сейчас мы приняли целевую программу и вместе с Пензенским государственным педагогическим университетом решаем этот вопрос. На его базе открыли заочное отделение по подготовке учителей для преподавания иностранных языков, в первую очередь для сельских школ.
– Василий Кузьмич, вы говорите, что сейчас у нас культ вузов, но как сделать престижным труд рабочего?
– Прежде всего надо воспитывать гордость за свой край, рассказывать, какие великие люди тут родились и жили. Не так давно мне довелось пообщаться с десятиклассниками одной из районных школ области. Спрашиваю их: кто такой Ключевский, а в ответ – мертвая тишина. Я стал рассказывать им, что даже побывавший у нас в гостях Патриарх всея Руси Алексий II попросил первым делом отвезти его в Дом-музей Ключевского. Говорю им: Василий Ключевский – это не просто известная в России личность, это достояние всемирной культуры. Зато оказалось, что все ребята знают, за сколько, через кого они поступят в высшую школу. Вот я и пытаюсь учителям объяснять: надо готовить ребят к жизни, а не к вузу. Уже в школе видно, что есть часть детей, которым учиться в вузе нет смысла. Пускай будут хорошими строителями, трактористами или замечательными столярами, выучатся в профессиональном училище, вернутся в деревню, создадут кооператив и будут заниматься ремонтом жилья, а то в деревне порой печника нет. Некоторые же учителя заинтересованы в другом: им выгодно ориентировать ребят на вузы, чтобы брать деньги за их же подготовку. Кстати, еще одна проблема: куда идут работать выпускники вузов? Любой социолог вам скажет – не по специальности. Я думаю, если человек получил образование, то должен работать по профессии, чтобы вернуть потраченные на него деньги государству.
– Министерство образования России обещало в каждую городскую и сельскую школу поставить стотомник художественной литературы. Выполнили?
– Все книги полностью мы получили еще в начале мая.
– Как вы относитесь к переводу профтехобразования на региональный бюджет?
– По моему мнению, это будет не совсем правильно. Тогда зачем нам государство? Разве рынок труда – не проблема государства, разве страну не волнует, есть у нее высококвалифицированные рабочие или нет?
– Президент Клинтон, дабы снизить захлестнувшую в 90-е годы Америку волну детской и подростковой преступности, выделил миллионы долларов из федерального бюджета для того, чтобы школы открыли свои двери для детей после окончания уроков. И результат сказался практически сразу: детская преступность резко снизилась.
– Мы приняли год назад такое постановление: ни одного учителя в случае изменения численности детей не увольнять, а переквалифицировать для внешкольной работы. В областном бюджете на 2004 год мы предусмотрели, чтобы материальной базой обеспечивались не только учеба, но и физкультура, спорт и творчество. Куда важнее, если у выпускника будет не просто аттестат с отличием, а творческий подход к решению любой задачи. Знаете, я недавно был с делегацией в Казахстане в Астане, там построили школу будущего. Все классы заняты профильной работой с детьми, после занятий работают музыкальные, художественные кружки, спортивные секции. После уроков со школьниками занимаются, не выталкивают на улицу.
– За последние годы в области очень много сделано для сельского учителя. Вложены немалые деньги. Построены дома, дороги, стоматологические пункты, школы. А вы чувствуете от всего этого отдачу?
– Отдача в том, что мы сумели приостановить ликвидацию сельских населенных пунктов. Будет школа – будет село, а значит, будет Россия.
Светлана РУДЕНКО
Комментарии