Если об учителях наше государство начинает заботиться, то об их молодой смене, похоже, пока не задумывается. А пора бы: уже катастрофически не хватает преподавателей не только в сельских, но и в городских школах страны. И пока единственные, кто как-то пытается решить эту проблему, – сами пединституты.
Армавирский педагогический существует скорее вопреки, чем благодаря привычной логике. Находится на периферии Краснодарского края, но умудряется полностью обеспечивать весь регион кадрами. Не получает никакой помощи от местной власти, но живет и развивается. Анализирует проблемы абитуриентов и… сам приходит к ним в города и станицы, создавая свои филиалы.
– 50-летие отметили, но даже к юбилею никто не помог достроить полузаброшенный корпус, – признается ректор профессор Владимир Сосновский. – Поэтому обходимся своими силами: на собственные средства строим спорткомплекс, реконструируем старые помещения, некоторые из которых были еще конюшнями… Но для русской интеллигенции главным всегда было не материальное, а духовное – хоть это стараемся сберечь.
Пять филиалов института уже действуют в самых отдаленных городах и станицах Кубани на базе местных педколледжей. Их выпускники теперь получают высшее образование всего за три с половиной года. Таков итог кропотливой совместной работы преподавателей и согласованности учебных программ.
– Начали с подготовки типичных для колледжей специалистов дошкольного и начального образования. Но теперь их требуется все меньше – спад рождаемости диктует свои законы. Тогда стали работать по конкретным заказам регионов, – объясняет Владимир Тимофеевич. – По просьбе администрации Новороссийска открываем в городе новый факультет информатики. В педколледже станицы Ленинградской хорошо готовят “иностранцев”, мы их подхватываем и доводим до высшего образования. И не боимся сокращенных сроков, потому что колледжи традиционно обеспечивают практическую подготовку, а институт добавляет квалифицированные теоретические курсы.
– Мы стараемся сделать педобразование доступным для большинства населения. И когда нас буквально заставили зарабатывать деньги, единственное, где смогли применить свои силы, – это в предоставлении платных образовательных услуг, – рассказывает проректор по межрегиональным связям Юрий Хлопков. – Тогда и занялись самым тщательным изучением спроса в городах и станицах Краснодарского края, особенно в районах расположения наших филиалов. И открываем только те специальности, в которых нуждается население.
В Славянске-на-Кубани власти уже оценили помощь вуза. Глава районной администрации Владимир Синяговский отдал для филиала помещение торгового центра площадью тысяча метров. Сотрудники филиала, конечно, очень обрадовались, только пожаловались, что оборудовать-то его им нечем. Тогда администрация нашла деньги и на это. Недавно Владимир Ильич преподнес своим будущим педагогам еще один подарок: построил лучший в районе спортивный комплекс.
Теперь филиалы появились и в соседнем, Ставропольском крае. Один из них – Ессентукский, уже сам планирует получить статус института. Но тесное сотрудничество и совместная работа давних партнеров будут продолжаться по-прежнему.
Сегодня из десяти тысяч всех студентов института половина обучаются в филиалах. И каждый год местные администрации просят открывать все новые специальности, а вуз… все больше вынужден ограничивать этот процесс.
– Дело в том, что по требованиям Министерства образования в вузах должны работать в основном местные преподаватели. И это верно, но в разумных пределах, – размышляет Юрий Георгиевич. – Потому что есть районы, где необходимых кадров просто не найти. И наши доценты, профессора приезжают и ведут занятия по основным дисциплинам, чтобы качество знаний всюду было на высоком уровне.
– Значит, будущее – это мощная сеть филиалов?
– Мы очень внимательно анализируем перспективы. Прогноз показывает, что скоро произойдет насыщение рынка труда в регионе по некоторым традиционным специальностям нашего вуза. Придется ограничивать набор. В прошлом году филиал в станице Ленинградской принял на дошкольное отделение сто первокурсников. Судя по потребностям района, в этом году достаточно набрать только одну группу. Взамен предложим более востребованные специальности, к примеру, социального педагога. На факультете технологии предпринимательства решили готовить еще и управленцев в систему администрации. Дополнительно собираемся открыть здесь курсы повышения квалификации для действующих сотрудников городских и районных структур власти. Сегодня этот новый факультет института оказался очень востребованным. Кроме педагогического, он дает еще экономическое и технологическое образование, дополнительную подготовку по психологии и информатике.
– Сегодня трудно выживать вузу, а как справляются филиалы?
– Действительно, сложно всем. Стараемся помогать не только методически, но и материально, – отвечает Владимир Тимофеевич. – Начали оснащать свои филиалы компьютерными классами – уже закупили для Усть-Лабинска, Ессентуков. Разрабатываем всю документацию на лазерных дисках, на очереди – тексты лучших лекций преподавателей, которые скоро сможем передавать через интернет. Развиваем дистанционные формы обучения, есть специальная компьютерная программа для тестирования знаний студентов. А сейчас готовим новые учебные планы для колледжей, которые вслед за вузами перешли на второе поколение стандартов. Согласованность должна помочь избежать дублирования учебных дисциплин.
За эти годы Армавирский пединститут объединил все уровни непрерывного образования. Институт шефствует над двенадцатью пед-классами в городах и станицах края. Преподаватели занимаются с ребятами, читают лекции для их учителей.
С самого основания институт связан с 1-й армавирской гимназией, ставшей экспериментальной площадкой. Здесь бесценно все: и столетний опыт лучших педагогов когда-то первой на Кубани женской педагогической гимназии, и помощь нынешних учителей. А первый успешный опыт часто навсегда привязывает душу к этой трудной профессии.
Любовь СУСЛОВА
Армавир
Комментарии