Народ, не сохранивший навыков традиционного ремесла, что дерево с подрубленными корнями.
С.Н.Виноградов, заслуженный работник культуры Удмуртской республики
В южной части Удмуртии, в Малопургинском районе, расположена маленькая деревушка – Старая Монья. По древним преданиям, когда-то здесь поселились два брата. Срубили дома, надворные постройки и стали думать, как назвать деревню. Спорили, спорили, и один из братьев сказал: “Будет по-моему”, что на удмуртском языке означает “монья”. А потом один из братьев перебрался на другое место, в результате чего появились две деревни – Старая и Новая Моньи. Сохранились в Старой Монье многие обычаи и обряды, например “веме” – оказание помощи родственниками и соседями в каком-либо трудоемком деле. Есть здесь и священные места – “Дэмен всь”, где проходили моленья в период язычества.
Люди в этой деревне трудолюбивые и гостеприимные. Радуют глаз большие кирпичные и деревянные дома, украшенные разнообразными наличниками, воротами, на окнах – вышитые занавески. Здесь живет народ-умелец.
В 1993 году в Старой Монье был открыт Дом ремесел как учреждение народной культуры. А ведь когда я еще училась в 3-м классе, помню, вместо этого здания стоял заброшенный и всеми покинутый дом. Удивительно, как Николаю Михайловичу Тарасову, руководителю Старомоньинского Дома ремесел, удалось из этих развалин построить королевство. Да-да, именно сказочное королевство, наполненное теплом, уютом и “золотом” – работами мастеров. Для меня это было чем-то сверхъестественным: как это так, из поблекших, высушенных цветов и соломы сделать куклу, не уступающую по красоте заморской Барби. Однажды наша руководительница Нина Семеновна Тарасова (супруга Николая Михайловича) открыла нам одну тайну. Оказывается, если в соломенные куколки мастер вкладывает всю свою теплоту, красоту души, то такие куклы умеют танцевать. Поставишь на стол, раз! Ладонью тихонечко стукнешь по его днищу, два, три… – и она будто оживает, начинает свой танец.
Помещение Дома ремесел небольшое, мастеров в нем трудится всего 11. Но все их работы отличаются яркой индивидуальностью, своеобразием. Цель их деятельности – сохранение, возрождение и развитие различных видов декоративно-прикладного искусства удмуртов, основанного на преемственности, исторически сложившихся традициях.
Удивительны по изяществу и качеству работы самого Николая Михайловича – будь это кухонный набор, состоящий из тарелки и ложек-гусей, или янтарные туески, украшенные растительным и животным орнаментом.
– Секрет этих поделок надо искать в природе, – считает Николай Михайлович. – Не случайно многие изделия украшают фигурки животных. По поверьям старых людей, выпьешь воды из ковша, символизирующего лося, и станешь сильнее…
Благодаря самозабвенной работе, учету национальной специфики и местных художественных традиций Николай Михайлович создал целый ряд этнически узнаваемых и высокохудожественных произведений искусства.
В Доме ремесел большое внимание уделяется занятиям с детьми и подростками. Учащиеся Старомоньинской агрошколы овладевают ремеслами своих бабушек и дедушек: ткут многоцветные ковры, вырезают фигурки животных и птиц, изготовляют березовые туески, занимаются вышивкой… На попечении каждого мастера 5-6 школьников. С каким интересом они наблюдают за работой специалистов!
– Вообще-то по задумке у нас должна быть художественная школа, а не только класс, – говорит директор Дома ремесел. – Не пошли нам навстречу ни в Министерстве культуры, ни в районном отделе. Но нет помещения, нет финансов. Что поделаешь, с этим приходится мириться. Хотя душа этого оправдания не принимает, все ищет новые пути решения проблем. Ведь как бы было здорово – вместо одного существующего класса по прикладному искусству открыть сразу четыре.
– Николай Михайлович, вы говорите – нет денег. Но можно же зарабатывать, продавая ваши изделия?
– Рано. Я еще многому не успел научить ребят. Хотя задумки такие, конечно, у меня были. Но ведь каждое изделие, каждую вещь, сделанную своими руками, жалко отдавать в чужие руки, ведь все это существует в единственном экземпляре, начнешь штамповать – отойдешь от истинного искусства.
…Хотелось бы надеяться, что делами и заботами художественного класса Старомоньинского Дома ремесел заинтересуются и правление колхоза, и вышестоящее руководство. Им нужна помощь. Ребята растут, время проходит, а наверстать упущенное всегда трудно. Может быть, тут смогли бы открыть художественную мастерскую? Ведь старомоньинцы строят такие красивые дома – значит любят и умеют творить красоту.
Ольга НИКИТИНА,
студентка Удмуртского государственного университета
Ижевск
Комментарии