search
main
0

Будем знакомы! Нижегородские лекторы готовы передавать свой опыт

В последних числах сентября в Нижнем Новгороде и Уфе завершился второй этап российско-голландского проекта по подготовке лекторов профсоюза. Модераторы, которым уже в октябре предстоит приступить к распространению своего опыта в соседние регионы, сдавали экзамены на готовность. В «экзаменационную комиссию» входили Саския Ван дер Шаф, методист и лектор Всеобщего профсоюза образования Нидерландов, Ноуд Корнелиссон, консультант по организации учебных программ и работе со СМИ, а также представители ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ.

На заключающем семинаре в Нижнем Новгороде модераторы не только держали экзамен, но и обучали председателей районных и городских организаций профсоюза, для которых встреча в рамках проекта была первой. Мнение новичков было особенно ценно, ведь через несколько недель нижегородские лекторы отправятся в Республику Марий Эл.

Открывая семинар, председатель областного комитета профсоюза Нина ВАХРУШЕВА отметила, что даже летом, в пору отпусков, профсоюзный актив продолжал работу: «В первую очередь это организация отдыха педагогов и их детей. Нам удалось аккумулировать средства соцстраха, регионального и местных бюджетов, что позволило отправить в летние лагеря более 6000 детей работников образования. Лето также пора законодательных сюрпризов, которые преподносит правительство. Этот год – не исключение. Попытка поспешно принять закон об автономных учреждениях, который нанес бы вред всему образованию, а в первую очередь высшему, потерпела неудачу. Сотни телеграмм, писем были направлены из Нижегородской области в адрес президента, правительства, депутатов Государственной Думы. Благодаря принципиальной позиции ЦК профсоюза и всех региональных отделений вопрос о принятии этого закона был отложен.

Лето – это и пора профсоюзной учебы. 150 председателей первичных профсоюзных организаций в июне сели за парты. В профсоюзном лагере «Курмышский» методисты обучали лидеров первичек премудростям профсоюзной работы. В августе подобный семинар был организован для 60 председателей профсоюзных организаций вузов и ссузов. Так что работа в профсоюзе не затихает ни на минуту. Сегодняшний семинар для наших модераторов последний в «родных стенах», совсем скоро им предстоит показывать свое мастерство уже в Марий Эл».

Экзамен на почетное звание «лектор профсоюза» держали секретарь Нижегородского обкома Тамара КАЛМАШНИКОВА, председатель Чкаловской районной организации Галина ЖИРКОВА, председатель Приокской РОП Любовь УСОВА, председатель Ленинской РОП Оксана ЕЛДОВА, председатель Балахнинской РОП Зоя АРТАМОНОВА, председатель профкома студентов Нижегородского государственного университета Елена ЧУМАНКИНА и председатель Канавинской РОП Галина ЮХНОВСКАЯ.

Все они защищали свои проекты. «Каким должен быть профсоюзный лидер», «Молодежь в современном профсоюзном движении», «Как провести переговоры, чтобы добиться результата», «Социальное партнерство как основная форма взаимодействия трудящихся, работодателей и государства», «Профсоюз в современных условиях. Стратегическое планирование» – семинарские занятия по этим темам готовы предложить нижегородские лекторы своим коллегам.

С «дипломной работой» Галины Юхновской «Организационно-функциональная структура семинара» хочется познакомить поближе. Данная методика пригодится каждому профсоюзному активисту, ведь от умения грамотно выстроить занятие вне зависимости от сложности темы и уровня подготовки слушателей зависит его эффект, КПД.

Итак, с чего начать подготовку обучающего семинара? Первым делом нужно ответить на вопросы: что, зачем, кому и как? То есть определить тему занятия, его задачи, целевую группу, количество участников, формы и методы обучения. Заметим, что при подготовке семинара необходимо учитывать каждую деталь, вплоть до времени и места его проведения. Стоит подумать и над тем, как пригласить участников. Скромное объявление в профсоюзном уголке, презентация на сайте профсоюза, индивидуальный обзвон, рассылка приглашений с программой семинара или объявление по радио – выбор зависит и от целевой группы, и от возможностей организаторов. Главное – с самого начала правильно настроить людей, и мелочей здесь быть не может. Даже неточно сформулированная тема семинара может свести на нет все усилия организаторов, поскольку слушатели настраиваются на одно, а в итоге им предлагают другое.

Галина Юхновская целевую группу своего семинара определила как «председатели районных и городских организаций профсоюза». Его цель – научить профсоюзных лидеров активным методам работы с профактивом. На занятии были поставлены задачи:

организация взаимодействия участников семинара,

совершенствование навыков организационной работы;

планирование коллективных семинарских занятий.

Формами работы были выбраны «мозговой штурм», работа в малых группах, проектирование. Оптимальное количество участников такого рода семинарского занятия – 20-25 человек.

Занятие было распланировано следующим образом:

Знакомство – 5 минут.

Обсуждение программы – 20 минут.

Работа в группах – 35 минут.

Оценка семинара – 10 минут.

Домашнее задание – 3 минуты.

Первый этап – знакомство. Замечу, что все модераторы придавали этому элементу большое значение. Раскрепостить людей, познакомить, вовлечь в коллективный творческий процесс очень важно. Для этого предлагались различные занимательные игры. Например, игра «Комплимент»: участники располагаются по кругу, каждый должен познакомиться со своим соседом справа и, обратившись к нему по имени, сделать комплимент. Или такой вариант знакомства, предложенный Тамарой Калмашниковой: называя свое имя, дать себе характеристику, которая начиналась бы с той же буквы. Скажем, Ольга – очаровательная, Галина – гордая, Эдуард – энергичный, Николай – невозмутимый… А Галина Жиркова и Любовь Усова предложили каждому семинаристу назвать по три особенности, которые отличают его от других. Одна из участниц, например, «заставила» себя запомнить, заметив, что живет около реки со смешным названием – Пьяна, другая призналась, что увлекается туризмом и т.д. Такие чисто личные характеристики раскрепостили и сблизили людей, создали доверительный настрой, способствующий успешной работе.

Подобная игра – еще и большая помощь модератору, который уже с первых шагов определит, кто займет лидирующее место в группе, кому надо уделить особое внимание, «вытащить из раковины», а кого, напротив, необходимо сдерживать. Ведь роль модератора подразумевает не простое преподавание материала, а посредничество между обучаемыми, стремление сделать процесс поиска решений как можно более легким и эффективным. Само слово «moderator», имея латинские корни, переводится как сдерживающий, а с английского – арбитр, посредник, регулятор.

Итак, знакомство состоялось. Затем Галина Юхновская предложила участникам подумать над тем, какие виды семинарских занятий они знают, как строится подготовка к семинару, последовательность его проведения. Совместными усилиями была построена схема, которая поможет организатору семинара. В ней уделялось внимание таким позициям, как:

определение видов семинара (учебные, проблемно-ориентированные, проектировочные) и целевых групп;

основные методы обучения (видеоанализ, групповая дискуссия, деловая и ролевая игры и т.д.);

структура занятия (поминутное планирование);

стадии занятия (цель, практическая работа, контроль, оценка, обратная связь);

учебные приемы;

трудности, скрытые опасности (организатору семинара необходимо подготовиться к таким сюрпризам, как неявка, пассивность или, напротив, излишняя активность слушателей, неисправность техники и т.д.);

финансовая составляющая.

После детального обсуждения этих вопросов модератор предложила участникам разделиться на подгруппы и приступить к практической части занятия. А именно – разработке плана семинара, начиная с определения темы и заканчивая домашним заданием.

Деление на группы также необходимо подготовить. Можно, проявив фантазию, придумать свои способы или воспользоваться уже апробированными. Например:

напечатать программу предстоящего семинара на бумаге двух или трех-четырех цветов (по количеству необходимых подгрупп), таким образом разделив участников по «цветовому признаку»;

несколько открыток (по числу подгрупп) разрезать на части, соответствующие количеству участников семинара, предложив участникам собрать их воедино. Составление пазла закрепляет знакомство и дает возможность отдохнуть перед практически заданием.

На практическую работу в группах Галина Юхновская отвела 35 минут: 25 минут – на подготовку проекта плана семинара, 10 – на защиту концепции. Защита прошла на «отлично». Причем в результате совместных обсуждений в проекты вносились правки. Таким образом, участники научились не только планировать семинар, учитывая все «подводные камни», но и получили на руки готовый продукт – планы проведения семинаров для председателей первичек, уполномоченных по охране труда, правовых инспекторов.

Далее по программе шла оценка занятия. Для подведения итогов также можно использовать разные способы – анкетирование, тестирование, дискуссия и т.д. «Все мы с вами учителя, – заметила в конце семинара Галина Юхновская, – и домашнее задание после урока дело для нас привычное. Задание несложное – подготовить и провести семинарское занятие. А если возникнут трудности – милости просим в учебный центр обкома. Там помогут».

Подводя итоги всего семинара, экзаменаторы и участники дали высокую оценку модераторам за актуальность и практическую значимость выбранных тем, интересную подачу материала, использование новых форм и методов работы. Слушатели единодушно отметили, что знания, приобретенные ими на семинаре, могут пригодиться не только в профсоюзной практике, но и в повседневной жизни. Например, анализ работы с применением карточек можно использовать как на уроках, так и на родительских собраниях, проектный метод хорошо вписывается в учебный процесс, а фаза знакомства разнообразит и классные часы, и досуг учителей.

Важно быть интересным и полезным не только своему профактиву, но и рядовым, а также потенциальным членам профсоюза, обществу в целом. Как правильно отметила Елена Чуманкина, «профсоюз должен соответствовать времени, строить новый имидж в глазах общественности, а не быть архаичной структурой. Нам необходимо обладать всеми признаками современной организации, удачно лавирующей в море экономических, политических изменений, обеспечивая защиту и стабильность тех, на кого мы ориентированы. Коммерческие структуры имеют своей целью извлечение прибыли. Наша прибыль – это упрочение наших позиций».

Экзамен успешно сдан, и уже совсем скоро нижегородские модераторы встретятся со своими коллегами в Марий Эл, где проведут цикл обучающих семинаров. А финалом станет конференция всех участников проекта, которая пройдет весной 2007 года.

Елена ЕЛШИНА, главный специалист ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ

Нижний Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте