Дети – наше будущее, молодым везде у нас дорога, но, чтобы составить нам достойную смену, новое поколение должно быть сильным, умным и здоровым. А вот с этим все далеко не так просто. Спектр проблем и варианты их решения рассмотрели участники открытого заседания Координационного совета Российской академии наук и Российской академии образования «Здоровье и образование детей, подростков и молодежи», которое прошло на днях в МИА «Россия сегодня».
В самом начале президент РАО, академик РАО Ольга Васильева напомнила, что цель мероприятия – обозначить наиболее социально востребованную научную проблематику в области психического здоровья студентов, чтобы понимать, в каком направлении следует двигаться и выстраивать деятельность коллективов двух академий.
Ольга Юрьевна вкратце рассказала об истории вопроса, напомнив собравшимся о том, что тему сохранения детского здоровья и гигиены затрагивали в разные времена самые разные люди – Владимир Мономах, Михаил Ломоносов, Сергей Боткин, Федор Эрисман, Григорий Хлопин, Николай Семашко и т. д. В нашей стране еще в позапрошлом веке были разработаны подходы к организации труда и обучения детей в школах и гимназиях, регламенты, определяющие периодичность смены занятий и перемен, питания и отдыха. В СССР забота о сохранении и укреплении здоровья детей приняла системный характер, была создана огромная сеть детских пансионатов, лечебно-оздоровительных лагерей, в школах регулярно проводились медицинские осмотры, всем ребятам делали плановые прививки. Причем если вначале все внимание педиатры уделяли только трудным детям, имеющим те или иные болезни и патологии, то уже с 1929 года ставка была сделана на профилактику, то есть работать начали со всеми без исключения, действуя на опережение и предупреждение заболеваний. Школьная гигиена стала наукой, которая позволяла осуществлять образовательный процесс максимально эффективно. Позже, в 1944 году (то есть уже через год после основания Академии педагогических наук – предшественницы РАО), был открыт Институт развития, здоровья и адаптации ребенка, который проводил комплексные исследования в этом направлении.
– Однако сейчас нам не хватает научных школ, фундаментальных и прикладных исследований, которые касаются школьной гигиены, – заключила Васильева. – Полагаю, что только вместе с нашими коллегами из РАН мы сможем преодолеть эти проблемы.
Вице-президент Российской академии наук, академик РАН Михаил Пирадов напомнил, что основу благополучия любой страны составляют три кита – безопасность, демография и образование. Но именно здоровье является тем связующим элементом, без которого невозможно существование этого базиса. Причем здоровье следует рассматривать в широком смысле.
Михаил Пирадов рассказал о том, что несколько лет назад норвежские ученые провели очень серьезное исследование, протестировав 34000 жителей целого ряда европейских стран на предмет уровня их интеллекта. И выяснилось, что люди, родившиеся в период с 1930 по 1980 год, имеют IQ на 20 пунктов выше, чем те, кто появился на свет после 1980 года. Этот феномен участники заседания назвали антифлинном, поскольку он противоречит так называемому эффекту Флинна, согласно которому, наоборот, IQ с годами только увеличивается.
По словам вице-президента РАН, все это налагает колоссальную ответственность на всех медиков и врачей, ведь, если два последних поколения демонстрируют некоторое снижение интеллекта, очевидно, это следствие ухудшения их здоровья. Необходимо выяснить причины данного явления, чтобы устранить их. А в целом суть ясна: больной ребенок не может хорошо учиться.
Безусловно, самым информативным докладом стало выступление академика РАН Геннадия Онищенко. Он рассказал о том, что согласно Указу Президента РФ от 21 июля 2020 года №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» перед всеми нами поставлена задача: к 2030 году добиться того, чтобы средняя продолжительность жизни россиян составила 78 лет. Но, чтобы выполнить ее, необходимо начинать с самого детства. А лучше заботиться о здоровье ребенка еще до его рождения или даже раньше.
Академик привел целый ряд статистических данных, которые иллюстрируют состояние дел в плане заботы и сохранения здоровья детей в нашей стране.
По данным на 2022 год, в стране действовало 173959 организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей. И несмотря на то что (по сравнению с 2023 годом) в целом наблюдается уменьшение их общего количества на 6,7%, на 11% стало больше ДОУ, на 7% больше общеобразовательных организаций, на 7% увеличилось количество организаций допобразования. Хотя тот факт, что за аналогичный период стало на 25,6% меньше организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно рассматривать как показатель положительной динамики, ибо, если сирот становится меньше, это значит, что все больше детей живут в семьях и им не нужен детский дом. А вот снижение на 22% количества организаций отдыха и оздоровления детей вызывает тревогу.
Также следует очень серьезно отнестись к тому, что до сих пор 3680 организаций не имеют централизованного водоснабжения, 3274 – водоотведения, в некоторых (164) печное отопление. 6375 образовательных организаций, 1785 детсадов и 3522 общеобразовательных учреждения нуждаются в капитальном ремонте.
Вплоть до 2021 года у нас еще кое-где были школы с трехсменным режимом работы. Однако теперь эта проблема ликвидирована. Зато вызывает озабоченность количество школ, работающих в две смены. В Чечне их 64%, в ЯНАО – 46,2%, в ХМАО – 94,5%, в Тыве – 49,7%, в Дагестане – 43,7%, в Ингушетии – 34,5%. Отчасти это можно рассматривать в положительном ключе – как показатель высокой рождаемости в данных регионах, однако проблему все-таки надо решать созданием новых образовательных организаций.
В целом же выход из положения видят в «уплотнении» школ, что нередко приводит к «переуплотнению». Данная проблема выявлена в 9556 образовательных организациях страны, более половины из которых (56,3%) – ДОУ, чуть менее половины (42%) – общеобразовательные организации, 1,7% – остальные структуры. Средний показатель «переуплотненности» превышен в два раза в Кабардино-Балкарии (42,8%), на Сахалине (35,3%), в Удмуртии (34,8%). Более 20% всех общеобразовательных организаций работают в подобном режиме всего в пяти регионах – Дагестане, Московской области, Хабаровском крае, Краснодарском крае и ЯНАО.
Зато в плане организации горячего питания у нас есть чем гордиться. Например, во всех без исключения ДОУ воспитанники получают 4‑5‑разовое питание. Для организации приема пищи условия созданы в 99,9% школ, детсадов, колледжей, вузов и пр. Охват горячим питанием школьников составляет 91,5%, из них учеников 1‑4‑х классов 99,8%, 5‑11‑х классов – 85%.
Это очень важный момент, ибо согласно данным медицинских обследований у детей, получавших горячее питание с 2020 года, отмечается снижение в два раза темпов роста заболеваемости ожирением, на 2,5% в год – общей заболеваемости по болезням органов пищеварения, на 3,5% – по гастритам и дуоденитам, на 4,5% – по анемии. А осуществление надзорных мероприятий за последние два года позволило в семь раз сократить число школ с нарушениями в части качества и безопасности поставляемых пищевых продуктов.
Тем не менее проблем, связанных с питанием, все еще немало, и касаются они отнюдь не только нашей страны. По данным ВОЗ, в мире сегодня ожирением страдают 650 миллионов взрослых и 379 миллионов детей и подростков. Причем эксперты прогнозируют двукратное увеличение количества таких людей уже к 2025 году по сравнению с 2000 годом. И это весьма тревожная статистика, ибо уже доказано, что данная проблема связана с 5% всех смертельных случаев в мире. А темпы роста количества граждан, страдающих ожирением, в России опережают аналогичные показатели в США. Причиной этого являются растущая популярность фастфуда и гиподинамия, связанная со все большим временем, которое люди проводят за компьютером.
На фоне этого, конечно, весьма радует статистика, которая говорит о создании в нашей стране условий для физической активности граждан. Отмечается, что в 77% ДОУ и 89,5% общеобразовательных организаций оборудованы спортивные зоны на территории, спортзалы есть в 74% детсадов и 88,7% школ.
Недавняя пандемия ковида унесла жизни 6972152 человек в целом по всему миру, из них на нашу страну пришлось 400145 летальных исходов. Всего же коронавирусной инфекцией переболели 771401825 жителей планеты и 23078812 россиян. Но детей, к счастью, эта болезнь затронула в меньше степени, из 47712 заболевших ребят 49,9% перенесли ее в легкой форме, 32,3% – вообще без симптомов. Но у 0,2% ковид проходил весьма тяжело, хотя смертность составила всего 0,005%.
Еще одна очень серьезная проблема связана с ухудшением зрения у детей по всему миру. И специалисты связывают это опять же с компьютером, тем более что приобщаться к нему ребята начинают едва ли не с пеленок. Согласно исследованиям 68% детишек до трех лет ежегодно используют экранные носители информации, 5% малышей уже в дошкольном возрасте имеют профили в социальных сетях, 30% ребят самостоятельно заходят в интернет-пространство, 70% делают это с помощью или под контролем взрослых, но все равно заходят и остаются там, что приводит к уже упомянутым гиподинамии, ожирению и ухудшению зрения. А еще это приводит к нарушению сна, неадекватному поведению, ухудшению памяти, заболеваниям психики и нервной системы, а также функциональным нарушениям и заболеваниям опорно-двигательного аппарата.
На всем протяжении доклада Онищенко негативная информация чередовалась с позитивной. Например, было отмечено, что за период с 2020 по 2022 год количество образовательных организаций, в которых обучаются дети с ОВЗ и инвалидностью, увеличилось на 14,1% (+9514 объектов). При этом доступная среда все еще оставляет желать лучшего, ибо в 26% случаев архитектурные условия в таких организациях в значительной степени не соответствуют заявленным требованиям, а в 34% случаев соответствуют лишь частично. И, к сожалению, только 10,6% организаций полностью укомплектованы кадрами психолого-педагогического профиля. Но даже в них сотрудники испытывают недостаток в научно обоснованных образовательных технологиях для детей с ОВЗ, а то и отмечают полное отсутствие каких-либо методических рекомендаций.
…В целом на заседании РАН и РАО было представлено очень много интересной и полезной информации, как говорится, располагающей к размышлениям и позволяющей сделать определенные выводы. Мы обязательно вернемся к этой теме в следующих номерах нашей газеты.
Вадим МЕЛЕШКО
Комментарии