search
main
0

Будем верить, любить беззаветно? Поздней комсомольской осени посвящается

О том, что 29 октября – день не простой, а памятный, знают в основном люди старшего поколения, чей сознательный возраст наступил раньше распада СССР. Более молодые читатели нуждаются в исторической справке.

На 1-м Всероссийском съезде союзов рабочей и крестьянской молодежи 29 октября 1918 года был создан Российский коммунистический союз молодежи (РКСМ). В 1924 году он получил имя Ленина, а в 1926-м стал называться не российским, а всесоюзным. Согласно уставу в комсомол принимались юноши и девушки в возрасте от 14 до 28 лет.

Надо сказать, что поначалу комсомол, привлекший в свои ряды лучшие молодые силы, действительно дал Стране Советов и героев, и патриотов, и бескорыстных самоотверженных тружеников. Комсомольцы многое сделали для ликвидации безграмотности, индустриализации, для победы в Великой Отечественной войне и послевоенного восстановления. Лучшие достижения комсомола относятся к периоду его расцвета. Он длился довольно долго – более 30 лет.

Многие верили, что коммунизм в СССР рано или поздно будет построен. Романтический настрой не покинул и молодое поколение 60-70-х, не случайно именно в это время комсомольцы стали активными участниками таких масштабных строек, как, например, БАМ.

Однако уже к середине 70-х годов в возможность построения светлого справедливого общества не верит практически никто. Идея коммунизма больше никого никуда не ведет, не вдохновляет и не окрыляет. Идеологический кризис приводит к процессу раздела собственности и формированию партийной олигархии. Самостоятельность первичных организаций и ближайших к ним органов управления резко ограничивается. Их деятельность регламентируется сверху по всем важным вопросам: формированию руководящих органов, делегированию представителей в вышестоящие органы, приему новых членов в организацию, выбору направлений работы и даже ее форм и методов. Обилие спускаемых сверху «текущих задач» и оперативных заданий, указаний, проверок со стороны вышестоящих органов без учета специфики условий почти полностью подавляет инициативу первичных организаций. И хотя это противоречит Уставу ВЛКСМ, но на него внимания не обращают.

Постепенно вырабатывается соответствующий тип отношений, при котором одни решают, а другие исполняют. Рождается и особый тип идеального исполнителя – удобный для руководства карьерист, утративший желание и способность думать, искать решения, ждущий указаний сверху. Комсомольские собрания, пленумы, конференции и съезды приобретают ритуальный характер.

К началу 80-х комсомол представляет собой жесткую иерархическую систему, которую ожидает скорое и неизбежное обрушение («То, что отвердело, не победит» – Лао Цзы). Неминуемую гибель системы пытаются остановить партийные и комсомольские идеологи. Правда, попытки эти сегодня представляются весьма сомнительными. В аналитическом материале, подготовленном научно-исследовательским центром ВКШ (Высшей комсомольской школы) при ЦК ВЛКСМ летом 1986 года, так формулировались цели планируемых преобразований: «Процесс перестройки, понимаемый как деятельность комсомольских кадров, актива, всех комсомольцев по прогрессивному преобразованию системы внутрисоюзного управления, по ликвидации допущенного отставания форм и методов управления от потребностей сегодняшнего дня…» Внимательный читатель увидит, что перемены готовились лишь в сфере форм и методов управления, но никак не касались сущности организации.

Не все и далеко не сразу поняли, что проблема не в качестве кадров и несовершенстве механизма управления. Причина кризиса комсомола состояла в его мобилизационной модели: самая массовая молодежная организация не принимала инициативу снизу и реагировала только на импульсы, исходящие сверху, да и то с большим опозданием. Даже в период с 1985 по 1987 год, когда вся страна бурно переживала смену исторических эпох, все инициативы перемен в ВЛКСМ исходили исключительно от руководителей. Основная масса молодежи оставалась в лучшем случае наблюдателями. Тем не менее отчетно-выборная кампания осени 1986 года, предшествовавшая ХХ съезду ВЛКСМ, хотя и не слишком отличалась от всех предыдущих, но демонстрировала некоторые признаки оживления.

ХХ съезд начал свою работу 15 апреля 1987 года в Кремлевском дворце съездов. Внешне последний комсомольский форум не слишком отличался от предшествовавших. Меньше было славословий в адрес руководства партии, больше откровенности в характеристике жизни молодежи и деятельности комсомольских организаций. Съезд сделал попытку определить направления самодеятельности и творчества, обнажил противоречия «между демократическим характером организации и бюрократическими методами руководства, между стремлением молодежи к новому и застывшими на десятилетия формами работы». Впервые прямо был поставлен вопрос о подмене реального влияния на молодежь увеличением численного состава организации (примечательно, что с конца 40-х до середины 80-х годов комсомол дважды удваивал свои ряды).

Но комсомолу уже ничто не могло помочь, и вскоре после своего последнего, XXI, съезда (он начался 11 апреля 1990 года и утвердил беспрецедентно передовые для того времени «программные цели») ВЛКСМ объявил о самороспуске.

Все это уроки истории, но к нашему времени они имеют самое прямое отношение. Очень хочется, чтобы они пошли нам впрок. Уже десять лет правительство вместе с лидерами партий и общественных объединений пытается решать больной «молодежной вопрос». В разных регионах это происходит с большим или меньшим успехом. Например, в реестре нижегородских молодежных объединений сегодня зарегистрировано 28 организаций, как правило, это неформальные объединения, созданные при вузах. Опрос нескольких случайно выбранных школьников, встреченных мною на улицах города, свидетельствовал о том, что о региональных молодежных организациях старшеклассники понятия не имеют. На мой вопрос о целесообразности молодежных союзов разной, в том числе и политической, направленности все респонденты ответили примерно одинаково: «Все это ни к чему, мы и так объединяемся по интересам и общаемся в социальных сетях (активнее всего, конечно же, «В контакте»), а все, что придумывают взрослые для нас, не нужно никому и никому не интересно». Ответ показателен и симптоматичен.

В федеральном реестре молодежных и детских общественных объединений значатся 29 организаций. Из них на слуху лишь несколько: Российский союз молодежи, «Россия молодая», «Молодежное единство», Национальная молодежная лига, Российский аграрный молодежный союз, Союз коммунистической молодежи Российской Федерации, Российский коммунистический союз молодежи, Национальная организация скаутского движения России.

Официальным «продолжателем дела» бывшего комсомола является СКМ РФ (Союз коммунистической молодежи Российской Федерации), созданный 29 мая 1999 года и сохранивший всю комсомольскую символику (развернутое знамя со звездой, серпом и молотом, но без профиля Ленина). Штаб-квартира обновленного союза расположена в Москве, но есть отделения и в 16 регионах России. Очень активна «Россия молодая», созданная в 2005 году для поддержки партии власти. Цели организации – воспитывать социально активную молодежь, формировать будущий электорат. Судя по официальному сайту и сообщениям СМИ, в Москве объединение имеет разветвленную сеть первичных организаций. Движение «Наши» в федеральный реестр не входит, но о его одиозной деятельности сегодня наслышаны многие. Националистические экстремистские выпады поддержки у населения и молодежи пока не получили, но исторический опыт учит нас, что это дело времени. Во всяком случае тенденция к манипулированию неиссякаемой молодой энергией у создателей и вдохновителей движения просматривается явно и недвусмысленно.

Политизированная молодежь – худший вариант для страны. По мнению нижегородских педагогов, с которыми я беседовала в процессе подготовки статьи, в России нужно активнее развивать волонтерство – добровольное и бескорыстное служение обществу: помощь больным, слабым, одиноким. Нужно привлекать молодежь к созиданию – экологическим проектам, сохранению памятников природы, истории и культуры, сохранению чистоты городских и сельских территорий. Молодежь должна быть активной в стремлении к высшим гуманистическим ценностям – ко всему, что будет способствовать сохранению мира и жизни на земле, что станет гарантом выживания человечества.

Нижний Новгород

Общественное мнение

Вера Ивановна Серова, 80 лет, ветеран труда, кавалер ордена Славы III степени:

– Я не была комсомолкой. Пионеркой была, а в комсомол меня не взяли. Сказали, что я несознательная. Моя несознательность заключалась в том, что я всегда говорила правду в глаза начальству. Начальство это не одобряло, поэтому рекомендацию мне не дали.

Галина Сергеевна Аксенова, 70 лет, референт Нижегородского проектно-технического института авиационного приборостроения:

– Каждый год вот уже 40 лет подряд 29 октября мы собираемся с моими друзьями по комсомолу и отмечаем этот день как самый знаменательный праздник. Каждый из нас может сказать с полным основанием: лучшие годы нашей жизни связаны с комсомолом. Я-то точно обязана ему всем: даже не знаю, как бы сложилась моя жизнь, если бы не комсомол. В мое время это было бескорыстное служение – не было карьеризма. Люди со мной рядом работали честные, активные, неравнодушные, с огромной созидательной энергией, бессребреники. Сейчас в это трудно поверить, но наш первый секретарь райкома не имел даже квартиры, он с женой и ребенком долгое время жил в общежитии, как и многие из нас. В комсомол шли не за чинами и материальными благами, все это началось позже, в 80-е годы. Мы буквально горели на работе. И нам есть чем гордиться, много полезного удалось сделать.

Елена Сергеевна Осипова, 47 лет, государственная служащая:

– Альтернативы комсомолу сегодня нет. Мне жаль сегодняшнюю молодежь, поскольку она разобщена и не имеет ценностных ориентиров. Сейчас что-то пытаются восстанавливать в сфере молодежной политики, но строить – не ломать, быстро не получается.

Анна Павловна Константинова, 41 год, музыкант:

– Мой «роман» с комсомолом длился всего 2 года. Считаю, что комсомольские вожаки – секретари райкомов и обкомов – просто умело манипулировали наивными романтиками и идеалистами, такими же, какой и я была в то время, и решали свои меркантильные и карьерные задачи.

Валентина Котова, 17 лет, ученица 11-го класса школы № 30:

– Я слово такое, конечно, слышала, но не могу точно сказать, что оно значит. Знаю, что оно как-то связано с молодежью. Бабушка рассказывала, что в конце пятидесятых годов она на целину ездила по комсомольской путевке. Ей тогда исполнился 21 год. На уроках истории тоже что-то говорили, но не помню, что конкретно.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте